Стоимость произведенной в Соединенных Штатах так называемой Западно-техасской нефти (WTI) в понедельник упала почти до пятидесяти долларов – самого низкого уровня за пять с половиной лет. С обвалом цен нефти эксперты отчасти связывают и почти двухпроцентное падение индексов на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Прямым поводом для удешевления будущих контрактов на покупку нефти стало появление новых данных о росте мирового производства этого топлива. Представители Ирака объявили о том, что добыча углеводородного сырья в стране возрастет в январе на десять процентов, тремя днями раньше стало известно, что в России в декабре было добыто рекордное в постсоветский период количество нефти. Страны – члены ОПЕК в течение последних семи месяцев превышают свои нормы производства нефти, а спрос на нее растет не так, гораздо менее интенсивно, чем ожидалось. Таким образом цена на сырье обречена на падение. Вопрос лишь в том, насколько значительным и затяжным оно будет. В ответе на этот вопрос число пессимистов, прогнозирующих затяжное падение, заметно превышает число оптимистов. Впрочем, и оптимизм в данном вопросе довольно сдержанный: выше цены в 80 долларов за баррель к концу года, судя по всему, не берется предсказывать никто из респектабельных аналитиков.
Через год Россия может оказаться без валютных запасов, экономическая ситуация в Иране из плохой превратится в очень плохую
Одним из самых сильных аргументов пессимистов является отказ Саудовской Аравии и ее ближайших союзников по ОПЕК снизить добычу нефти, несмотря на многомиллиардные потери в результате ее удешевления. Эр-Рияд, согласно заявлениям саудовских официальных лиц, ведет принципиальную битву за рынки сбыта. "Если мы сократим производство, то что произойдет с нашими позициями на рынке? Цена пойдет вверх, и россияне, бразильцы и американские производители сланцевой нефти займут наши позиции на рынке", – заявил в недавнем интервью министр нефти Саудовской Аравии Али Аль-Наими.
Многие аналитики предполагают, что саудовцы, решив стоять до конца, то есть до краха нефтяных цен, хотят вывести из будущей игры на рынках производителей со сравнительно высокой себестоимостью нефти, в том числе американскую индустрию сланцевой нефти. Однако Фадел Гейт, авторитетный аналитик из финансовой фирмы Oppenheimer, считает, что саудовцы хотят нанести удар по более уязвимым конкурентам, пытаясь затруднить развитие их нефтяной отрасли. Вот что он говорит в интервью информационной службе Bloomberg:
– Главные объекты саудовцев – это Россия и Иран. Саудовская Аравия может выстоять в условиях низких нефтяных цен гораздо дольше, чем другие страны. Через год Россия в таких условиях, во-видимому, может оказаться без валютных запасов, экономическая ситуация в Иране из плохой превратится в очень плохую. И я думаю, что саудовцы способны этого добиться. В результате, к концу нынешнего года цена техасской нефти, скорее всего, будет лишь немногим выше нынешнего уровня. Я не считаю, что если цена упадет до сорока долларов за баррель, то она удержится на этом уровне, как нереалистичны надежды на то, что долгосрочная цена нефти может составить сто долларов за баррель. Вопреки мнению некоторых специалистов, я не вижу возможности быстрого подъема цен нефти, я не думаю, что она может подняться больше семидесяти долларов за баррель к концу года.
Аналитики Citigroup в своем прогнозе, обнародованном в воскресенье вечером, прогнозируют сохранение в течение нескольких месяцев ниспадающей ценовой тенденции и ожидают, что среднегодовая цена барреля нефти марки Brent составит 63 доллара. Они, правда, считают, что существует значительная вероятность того, что она упадет до 55 долларов.
Сторонники несколько иной точки зрения приводят другие аргументы и ценовые калькуляции. Джон Уайт из финансовой фирмы Roth Capital Partners предсказывает в интервью телеканалу CNBC удорожание нефти до восьмидесяти долларов за баррель:
– Мы предсказываем подъем цены до семидесяти долларов в первом квартале, семидесяти пяти – во втором и третьем квартале и до восьмидесяти – в четвертом квартале. Это станет возможным, если рост валового продукта в мире достигнет полутора-двух процентов.
Но надежды даже на такой скромный экономический рост могут оказаться несостоятельными. Газета The New York Times пишет, что почти двухпроцентное падение курсов акций на Уолл-стрит в понедельник, сопровождавшее обвал нефтяных цен, свидетельствует о том, что инвесторы и трейдеры обеспокоены именно экономическими перспективами. Экономическая ситуация в Европе шаткая. И удешевление нефти может быть приметой новых экономических трудностей, первым сигналом приближающейся дефляции, неспособности властей противостоять тенденции падения цен.