Савченко более 70 дней продолжает голодовку в знак протеста против содержания ее под арестом в России. Накануне в Администрацию президента России было доставлено обращение к Владимиру Путину с просьбой проявить милосердие к Савченко и изменить ей меру пресечения. Сама Савченко тем временем обратилась с письмом благодарности к поддерживающим ее россиянам.
Заседание Мосгорсуда началось почти с двухчасовым опозданием. Савченко участвовала в нем по видеосвязи. В суде, как сообщает корреспондент Радио Свобода, находились представители посольств нескольких стран ЕС, США и Украины. Савченко попросила начать побыстрее, потому что, по ее словам, она "может не дожить до следующего заседания". В начале заседания Савченко вновь заявила, что не признает себя виновной. Было видно, что ей тяжело сидеть: через несколько минут после начала суда Савченко положила голову на стол, а затем прилегла на скамейку.
Начался суд с представления доводов защиты – их огласили адвокаты Илья Новиков, Николай Полозов и Марк Фейгин. Фейгин, в частности, обратил внимание судьи на то, что Савченко были предъявлены новые обвинения – по статье 356, часть 1 – при отсутствии новых доказательств, и попросил суд изменить меру пресечения Надежде Савченко, приняв в расчет ее голодовку.
Накануне российские правозащитники передали в администрацию президента России обращение с просьбой изменить Савченко меру пресечения. "Сегодня в 13.30 отнесли в приемную Президента РФ Путина Владимира Владимировича текст обращения об изменении меры пресечения Надежде Савченко", – написала накануне на своей странице в фейсбуке журналист и правозащитник Зоя Светова. Позже от нее стало известно, что к голодовке Савченко присоединился советский диссидент Виктор Файнберг, один из участников акции протеста на Красной площади в 1968 году против ввода советских войск в Чехословакию.
В понедельник Зоя Светова вместе с членом Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания граждан Валерием Борщевым посетили Надежду Савченко в СИЗО "Матросская тишина". По словам Валерия Борщева, внешне Савченко держится неплохо, однако голодовка, которая длится два с половиной месяца, уже сказывается на ее здоровье.
– Она похудела на 20 килограммов, но дальнейшего снижения веса пока не наблюдается. Она сейчас весит 56 килограммов, и как-то на этом остановился уровень. Но выглядит, конечно, она очень худенькой. Держится достаточно бодро, энергично. С нами она очень беседовала охотно, эмоционально. Какого-то такого угнетенного состояния мы не заметили. Конечно, у нас вызывает тревогу столь длительная голодовка, потому что это не может пройти бесследно. Я спросил, контролируют ли медики ее состояние, она говорит: "Да, делают УЗИ, наблюдают". Но риск, конечно, есть, риск осложнений. Потому что это слишком длительная голодовка.
Надежда Савченко настаивает на проведении международного консилиума, пока ей лишь удалось добиться обследования немецкими врачами, которые оценили ее состояние как удовлетворительное. Валерий Борщев уверен, что мера пресечения для Савченко должна быть изменена:
– Она голодовку бросать не намерена. Просто категорично сказала, что не отменит ее. Это тоже нас тревожит, ее будущее. Немецкие врачи были неделю назад, они сказали, что для такого уровня голодовки она выглядит более-менее терпимо. У нас, честно говоря, больше тревоги, чем у врачей. Надо ставить вопрос об освобождении, нас это больше беспокоит. Мы считаем, что, конечно, надо менять меру пресечения, надо освобождать ее из следственного изолятора, заменять на домашний арест, чтобы она выходила из голодовки.
Обращение к президенту Путину с просьбой изменить Надежде Савченко меру пресечения подписали более 11 с половиной тысяч человек. В их числе известные деятели культуры и правозащитного движения. Одним из инициаторов этой акции стала писатель Людмила Улицкая:
– У нас в стране некоторое количество политзаключенных, и я предполагаю, что Савченко – как раз одна из тех, кто сидит именно по политическим мотивам. Хотелось бы, чтобы в нашей стране не было политзаключенных. Все-таки надо немножко надавить на наше правительство, чтобы людей отпускали. Тем более что случай Савченко на самом деле вопиющий. Дело в том, что, во-первых, конечно, вызывает недоумение и огромный вопрос история ее доставки в Россию. Это похищение, которое выходит за рамки правовых и нравственных правил. Второй момент: в стране идет война, и в этом смысле очень трудно предъявлять военным такого рода обвинения. Потому что, когда идет война и стреляют с двух сторон, то, строго говоря, тот, кто берет в руки ружье и стреляет, несет некоторую моральную ответственность. Что же касается Савченко, то складывается впечатление, что она совершенно не виновата в том преступлении, которое ей приписывается. Поскольку я не очень высокого мнения о нашем судопроизводстве, хотелось бы, чтобы эта женщина вышла на свободу. Потому что ситуация голодовки – это тоже ситуация совсем не ординарная в нашей стране. Хотелось бы, конечно, чтобы женщина осталась жива. Насколько я знаю, ее уговаривают прекратить голодовку ее семья, ее мама, ее сестра, она очень твердо стоит на своей позиции, это ее человеческое право. И я испытываю только изумление и уважение человеку, который так твердо отстаивает свои позиции, это мало кто умеет. Вне зависимости от того, нравится мне позиция или нет, в данном случае, конечно, она ведет себя очень героически.
С призывом прекратить голодовку к Надежде Савченко обратился во вторник бывший глава меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев. В среду Мосгорсуд рассмотрит апелляцию адвокатов Надежды Савченко на продление ей ареста до 13 мая. По словам Людмилы Улицкой, в условиях, когда решение о судьбе Савченко принимается по сути не судом, а в Кремле, она и ее единомышленники могут лишь взывать к милосердию российских властей:
– Я не очень верю в ее освобождение, но совсем не так давно произошел уникальный случай: была отпущена женщина, которая с семью детьми оказалась по совершенно бредовому доносу под стражей, и ее все-таки отпустили. Я имею в виду [Светлану] Давыдову. Поэтому есть некоторая надежда, что вдруг на этот раз это удастся изменить ситуацию. Надежды не очень много, но, если вы обратили внимание, в конце письма, которое мы передали в администрацию президента, есть одна фраза, на которой, собственно говоря, я и настаиваю. Дело в том, что в России в середине прошлого века жил и в течение 50 лет работал доктор Гааз, который сейчас канонизирован католиками, который был, несомненно, святым. Доктор Гааз почти 50 лет своей жизни посвятил тому, чтобы улучшить содержание заключенных. Это было дело его жизни, и он чрезвычайно многого добился, хотя слыл чудаком, странным человеком, был очень хорошим врачом, совершенно обнищал в своей деятельности, потому что все, что зарабатывал, отправлял в тюрьмы для улучшения содержания заключенных. Человек он был великий, меня воспитали в большом уважении и почтении к этому человеку. Я просто хотела напомнить о том, что в России существовала традиция милосердия, и чтобы люди, которые обличены властью, все-таки помнили и о милосердии тоже. Его никто не отменял.
С просьбой освободить Надежду Савченко к российским властям обратился верховный комиссар ООН по правам человека Руперт Колвилл. Однако в МИД России расценили это как попытку давления на российское правосудие. Сама Надежда Савченко тем временем обратилась из СИЗО со словами благодарности ко всем, кто ее поддерживает. Ее послание опубликовал адвокат Марк Фейгин:
"Людям:…
Несказанно благодарю вас, за все…
За всю поддержку и рьяную борьбу, которую вы за меня ведете!
Я в самых смелых своих мыслях не могла на такую борьбу рассчитывать.
Я тоже борюсь! Я не сдаюсь! Я не сломлюсь!
Потому что борюсь не только за себя, а против системы, которая калечит и убивает только тех, кто ее боится, и пасует перед теми, кто не испугался!
Я не боюсь! Нас тут много, украинцев, в российских тюрьмах. Нужно вызволить первого, чтобы потом было легче бороться за каждого!
Украинцы уже показали миру пример Революции Достоинства и как бороться с преступной зажравшейся властью. А сейчас мне и всей Украине приходится бороться с беззаконной властью соседа!
Пожелайте мне и Украине успеха в этом неравном бою своей поддержкой в глобальной акции 1-го марта 2015-го года!
Благодарю от всего сердца. Надя Савченко".
Надежда Савченко была помещена российскими властями под арест летом прошлого года по обвинению в причастности к гибели двух журналистов ВГТРК под Луганском. 30 января ей было предъявлено новое обвинение – в незаконном пересечении границы. Украинская военнослужащая свою вину отрицает и утверждает, что ее похитили и переправили в Россию сепаратисты. Ранее президент Украины Петр Порошенко объявил, что в ходе минских переговоров 12 февраля стороны якобы была достигнута договоренность с Россией о скором освобождении Савченко. Однако Кремль это заявление опроверг.