Дело о прополке помидоров

Евгений Витишко

В Тамбовской области началось рассмотрение дела об условно-досрочном освобождении краснодарского эколога Евгения Витишко

Кирсановский районный суд Тамбовской области 31 марта провел первое заседание по прошение об условно-досрочном освобождении краснодарского эколога, члена совета "Экологической вахты по Северному Кавказу" Евгения Витишко. Витишко уже больше года находится в колонии-поселении в Тамбовской области по обвинению в порче имущества – забора, который, предположительно, принадлежал губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву.

На этом заседании суд заслушал представителей колонии, где отбывает наказание Евгений Витишко. Администрация исправительного учреждения возражает против того, чтобы отпустить эколога условно досрочно: за год в колонии на него было наложено 7 взысканий. Среди них, как уточнили представители колонии, например, то, что Витишко подарил другому заключенному личную вещь, сидел на кровати в неустановленное время, хранил в неположенном месте продукты и проявил халатность при прополке помидоров. Кроме этого, Витишко получил выговор за то, что сообщил средствам массовой информации о том, что в колонии произошло массовое избиение осужденных.

Сам Евгений Витишко настаивал, что правила не нарушал. "В колонии было много нарушений Трудового Кодекса, и мы многое отрегулировали. Колония за год изменилась к лучшему", – сказал эколог в суде.

Суд также допросил эксперта-психолога Владимира Рубашного, который делал заключение по делу Евгения Витишко. Он охарактеризовал эколога с положительной стороны:

После допроса Владимира Рубашного суд объявил в заседании перерыв до 15 апреля. Как ожидается, в этот день будут допрошены в качестве свидетелей сотрудники колонии и изучены документы, среди которых будет, в частности, регламент прополки томатов.

Забор "дачи Ткачева"

Дело в отношении Евгения Витишко и еще одного краснодарского эколога, Сурена Газаряна, было возбуждено в декабре 2011 года. За месяц до этого активисты "Экологической вахты по Северному Кавказу", среди которых были Витишко и Газарян, провели акцию-инспекцию около поселка Джубга на территории земельного участка, который, по некоторой информации, находился во владении Ткачева. Экологи протестовали против того, что при строительстве за забором оказался краснокнижный лес. После акции на этом заборе появились надписи "Саня – вор!", "Лес – общий". Экологи были задержаны.

Летом 2012 года Евгений Витишко и Сурен Газарян были осуждены на три года условно за порчу забора. В декабре 2013-го по ходатайству Федеральной службы исполнения наказаний суд заменил Евгению Витишко условный срок на реальной в связи с "систематическим нарушением режима". В феврале 2014-го Витишко, находящийся все еще на свободе, был арестован на 15 суток за то, что он якобы ругался матом на автобусной остановке. Через несколько дней после этого решение о замене ему реального срока на условный вступило в силу и эколога отправили в колонию-поселение в Тамбовскую область. Сурен Газарян был вынужден уехать за границу.

Соратница Евгения Витишко по экологическому активизму, глава движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова в интервью Радио Свобода рассуждает об этом деле и шансах Витишко на УДО:

Евгения Чирикова

– Мы разговаривали с Женей Витишко по поводу процесса в понедельник, он мне звонил. Меня всегда Женя восхищает. Это человек удивительной силы духа, удивительного настроя. Он всегда очень сильный, всегда очень позитивный, после общения с Женей я всегда вдохновляюсь. Дело, по которому он сидит, – верх несправедливости. У меня большая просьба (не только, наверно, у меня, но у тех 10 тысяч человек, которые подписались за освобождение Жени Витишко) к судье Лосеву, который рассматривает дело об УДО: "Дорогой Юрий Алексеевич! У меня большая к вам просьба: пожалуйста, будьте человеком, пусть восторжествует буква закона и Женю освободят". Я понимаю, что у Жени Витишко, пока он сидел в колонии этот год, были сплошные неприятности. Женя – человек очень порядочный. Он вступился за тех несчастных заключенных, которые подвергались, например, избиениям в колонии-поселении №2 Кирсановского района. За это к нему применили взыскания. Теперь эти взыскания могут явиться препятствием для получения УДО. Это дело настолько очевидно сфабриковано против Жени, настолько очевидно, что такого интеллигентного, умного, порядочного, честного человека, как Женя, нужно освобождать и награждать за то, что он так активно боролся против уничтожения природы Черноморского края – чтобы не уничтожали природу под Олимпийские объекты, под дачи Ткачева, Путина, Гундяева и так далее. Понятно, за что его посадили. Но мне бы хотелось, чтобы Женя оказался на свободе. Эти ожидания есть не только у меня, они есть и у людей во всем мире. Не так давно ООН выразила обеспокоенность тем, что эколог Евгений Витишко находится в заключении. Сейчас, когда он сидит в колонии, он периодически звонит и рассказывает: "Знаешь, это невероятно, мне приходят письма со всей планеты: из Голландии, Америки, даже из Китая!" Люди возмущены по всему миру этим беспределом: человека за защиту природы посадили в колонию.

– Как вы считаете, в текущей политической обстановке власти выгодно отпускать Евгения Витишко?

– Мне очень сложно судить о том, что выгодно и невыгодно российской современной власти, потому что последний год она ведет она себя таким образом, что кажется, что она делает все, что российскому народу невыгодно. Если исходить из ее последней логики, то эколога надо держать в тюрьме, может, расстрелять. Если говорить о том, что выгодно России, а не российской власти, то выгодно, чтобы люди, которые защищают природу, находились бы на свободе, а не в заключении.

– Как давно вы знаете Евгения Витишко? Расскажите о нем как о человеке, как об экологе.

Я уверена, что если бы он боролся за природу в какой-то другой стране, то его вознаградили бы. Он не был бы в заключении

– Я с Женей познакомилась на акции, которую мы проводили в Туапсе. В Туапсе работает комбинат прямо на берегу Черного моря. На территории этого комбината сортируют удобрения. Это очень опасное дело, потому что если даже немного этих удобрений попадет в воду, в воздух, будет настоящая экологическая катастрофа. И вот в день Черного моря (30 октября 2011 года. – РС), когда по всему миру шли акции в защиту Черного моря (везде, кроме России), мы с Женей и нашими товарищами из "Эковахты" решили провести акцию: на лодке подплыть к кораблю, с которого происходит отгрузка удобрений, и развернуть плакат в защиту Черного моря. Это была, наверное, самая запоминающаяся в моей жизни акция, это было очень здорово, несмотря на то что после акции нас пришло арестовывать человек 50 вооруженных до зубов полицейских. Других-то проблем нет в Краснодарском крае – только экологов ловить, все остальные проблемы решены. Меня поразила реакция Жени. Абсолютно спокойный человек, очень веселый, с юмором отнесся. Я еще нервничала тогда, он не нервничал вообще. Меня тогда поразила его реакция на происходящее: он был в присутствии духа, не нервничал, меня очень подбадривал, такой человек, что с ним хоть в разведку, хоть куда. Еще мне очень запомнились его лекции по Черному морю. Вообще, Женя по образованию не эколог – он технарь. В Туапсе проходили его лекции, приходила молодежь, люди разного возраста. Я запомнила, как он рассказывал про Черное море, с какой любовью, с какими знаниями. Пока он находился в колонии, он написал небольшую книгу в стиле "Крохоток" Солженицына – "Тюремная каша". Очень талантливо. Людмила Улицкая оценила. Мы выложили эту книгу. Я уверена, что если бы он боролся за природу в какой-то другой стране, то его вознаградили бы. Он не был бы в заключении. Наверно, только в нашей стране возможно, что человека, защищающего природу, в тюрьму сажают. Это очень обидно. Женя – человек, который для будущих поколений останется настоящим героем. Он уже герой, например, для голландских школьников. Amnesty International подготовили акцию в защиту Жени Витишко, они рассказали детям в голландских школах о том, что он сделал для защиты природы. Женя сейчас от этих голландских детей получает огромные мешки с письмами, рисунками, стихами. Мне кажется, что через какое-то время наши внуки, когда будут узнавать, что делал Евгений Витишко для защиты природы России, будут им гордиться, – уверена Евгения Чирикова.

Евгений Витишко с 2005 года активно участвует в общественной природоохранной деятельности в Туапсинском районе и в Краснодарском крае. В 2012 году он принимал участие в ликвидации последствий наводнения в Крымске, унесшего, по официальным данным, жизни 171 человека, критиковал олимпийские стройки в городе Сочи. В 2013 году выдвигался от партии "Яблоко" на пост главы города Туапсе, но по решению суда был снят с выборов.

Сергей Митрохин

Соратник Евгения Витишко по партии "Яблоко", ее лидер Сергей Митрохин полагает, что это дело – месть экологу со стороны руководства Краснодарского края. Митрохин также не питает иллюзий относительно решения Тамбовского суда по условно-досрочному освобождению экоактивиста:

Так Ткачев расправляется со своими политическими оппонентами

– Это дело политическое, и очень мало шансов на то, что Евгений Витишко выйдет из колонии, – говорит Сергей Митрохин. – Его пребывание в колонии – выполнение политического заказа со стороны губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, которого Витишко обвинял в незаконном огораживании территории на побережье Черного моря под его дачу. Это сведение личных счетов. Он таким образом мстит Евгению Витишко за то, что тот разоблачал его преступления, захват земли, огораживание доступа к берегам и т. д. Так Ткачев расправляется со своими политическими оппонентами. Он человек очень влиятельный, оказывает неоценимую услугу нашему федеральному руководству, поэтому все его заказы выполняются. Ранее уже была попытка Генеральной прокуратуры добиться освобождения Витишко, поскольку ему неправомерно был изменен условный срок на реальный. Но суд принял ангажированное решение. Скорее всего, такое же ангажированное решение будет принято и в Тамбове. Признаки уже налицо: отклонены ходатайства, в том числе и мое, об УДО Евгения Витишко, ряда организаций экологических – "Беллоны", "Гринпис". Даже ходатайство самого адвоката Евгения Витишко было отклонено. Таким образом, судебные органы дали понять, что никакого УДО Евгению Витишко не дадут. Сейчас прошение он подал сам.

В поддержку Евгения Витишко неоднократно высказывались правозащитные организации, в частности, международная организация Amnesty International признала его узником совести. Обеспокоенность его делом выразили также в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека. Срок наказания для Евгения Витишко исчисляется с момента замены ему условного срока на реальный, поэтому, если Тамбовский суд откажет ему в УДО, экологу придется провести в колонии еще около полутора лет.