На среду - 13 мая 2015 года - приходится 10-летие самого мрачного события в истории Узбекистана с тех пор, как он стал независимым - волнений в Андижане и их жестокого подавления. По официальным данным, тогда погибло 187 человек, по неофициальным - несколько тысяч.
Всё началось с восстания в Киргизии в 2005 году, которое назвали "революцией тюльпанов", и которое привело к остранению от власти президента Аскара Акаева, что вызывало беспокойство лидеров других средиазиатских стран СНГ. К тому времени в Ферганской долине нарастало недовольство экономическим и социальным положением. И 10 мая около 100 человек вышли на улицы Андижана в знак протеста против задержания 23 местных предпринимателей. К 12 мая около 2000 человек вышли на центральную площадь. С каждым днем количество протестующих возрастало, и 13 мая на площади собралась огромная толпа.
Вскоре после полуночи 13 мая в Андижане появилась группа из 35 вооруженных людей - позже их назвали исламскими экстремистами, которые прибыли в страну из соседней Киргизии и напали на полицейский участок возле Андижана. Они убили полицейских и захватили оружие, а затем отправились в тюрьму и освободили более 2000 заключенных.
Утром 13 мая в Андижане началась стрельба. За короткое время десятки тысяч людей вышли на улицы, вооруженная группа захватила здание администрации города, несколько зданий были подожжены, полиция в городе с населением более 300 тысяч человек исчезла.
В Андижане воцарился хаос, люди, которые заняли здание администрации, начали переговоры с властями, в частности, с тогдашним министром внутренних дел Узбекистана Закиром Алматовым. Первоначально они хотели немедленного освобождения 23 предпринимателей и призвали ООН и ОБСЕ, а также Россию и США выступить в качестве посредников в конфликте между бизнесменами и узбекскими властями. В течение первой половины дня девять человек были убиты и 34 ранены.
К началу второй половины дня появились сообщения о приближении узбекских военных и колонн МВД, наступавших на Андижан со всех сторон. После этого в город вошли бронированные автомобили. Военные расположились на крышах домов. По собравшимся на площади был открыт огонь с крыш.
Подавляющее большинство людей в Андижане не были вооружены. Было много женщин, детей, стариков, но войска не делали никакого различия между боевиками и гражданскими и стреляли по всем. По словам очевидцев, многим безоружныем людям стреляли в спину, когда они пытались бежать.
С наступлением темноты в Андижане был «восстановлен порядок». Некоторые очаги сопротивления держались на границе с Киргизией, но в течение 48 часов они были зачищены и тысячи узбеков бежали в Киргизию.
Официально правительство Узбекистана называло цифру погибших в 187 человек.
В те дни поступала информация о массовых захоронениях вокруг Андижана. Некоторые утверждали, что были случаи, когда в могилах помещали по три тела, чтобы скрыть количество погибших. Узбекская служба нашей радиостанции получила сообщения о грузовых самолетах, прибывавших в Андижан, которые переправляли тела во все регионы Узбекистана для похорон по всей стране. Точный подсчет жертв так и не был сделан.
Международные правозащитные организации подвергли критике несоразмерное использование силы в Андижане. Как отмечает обозреватель нашей радиостанции Брюс Панье, когда говорят об этих событиях, некоторые факты преувеличиваются, в то время как опускаются важные детали.