Шанс для Азербайджана

Аркадий Дубнов

В Баку состоялась официальная церемония открытия I Европейских игр

В Баку состоялась официальная церемония открытия I Европейских игр. Соревнования состоятся по 20 видам спорта – шестнадцати олимпийским и четырем неолимпийским. Всего в Играх будут разыграны 253 комплекта наград, ожидается участие более шести тысяч спортсменов из 50 стран.

Это событие в интервью Радио Свобода прокомментировал политический обозреватель Аркадий Дубнов.

– Какое значение имеют эти Игры для страны и, в частности, для президента Азербайджана Ильхама Алиева? Почему он с таким упорством настаивал на проведении Игр и даже сделал свою жену руководителем Оргкомитета?

– Эти игры, я полагаю, имеют грандиозное значение для азербайджанского лидера. Сын Гейдара Алиева унаследовал не просто пост, не просто власть, но и страну. Наверное, он считает, что это событие, так же, как зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года для президента России, имеет такое же грандиозное знаковое, я бы сказал, сакральное значение, которое утверждает его властное предназначение. Он несет городу и миру благую весть о своей замечательной стране. Меньше всего здесь, скорее всего, имеют значение спортивные результаты, во всяком случае, для азербайджанских спортсменов, чем это было 2014 году для спортсменов российских. Самое главное, что мир узнает, как прекрасен Азербайджан, как много там возможностей, денег, какое значение мирового уровня имеет страна, как она может показать свои мускулы и свою готовность открываться миру, – причем не только с военной точки зрения.

На церемонии открытия Европейских игр в Баку

– Очень много было сказано в прессе Азербайджана и других стран о том, что большие суммы, потраченные на подготовку Европейских игр, могут повлиять на экономику страны. Действительно ли это так? Ведь большие расходы на крупные соревнования чреваты тем, что после завершения Игр прекрасные спортивные сооружения могут остаться не у дел, хотя Баку претендовал и еще будет претендовать на летние Олимпийские игры.

– Я думаю, что любое государство с авторитарной вертикалью власти, будь то Россия или Азербайджан, меньше, чем другие демократические страны, озабочены эффективностью финансовых и материальных вложений в столь грандиозные мероприятия. Говорят, что на эти первые Европейские игры в Баку было потрачено порядка 10 млрд долларов. Но кто ж считает деньги, которые полностью находятся в руках правящей семьи? Кстати, не случайно именно поэтому председателем Оргкомитета была назначена первая леди Азербайджана. Это значит, что такие деньги можно доверять только близким людям. А уж кто может быть ближе, чем твоя жена!..

– В марте было объявлено, что Армения поедет на игры в Баку. Руководство Азербайджана дало полные гарантии безопасности спортсменам Армении и даже оплатило все расходы поездки армянской делегации в столицу Азербайджана. Насколько это было серьезным шагом навстречу друг другу? Или это имело чисто формально, ритуальное значение?

– Если бы я сказал, что это просто жест, не наполненный никаким человеческим политическим содержанием, это было бы неправильно. Разумеется, азербайджанское руководство сделало так, как оно и должно было поступить в качестве страны – организатора мини-Олимпийских игр европейского уровня. "О, спорт, ты – мир!" – это сказано было еще, по-моему, Пьером де Кубертеном, и здесь не могло быть иначе. Другое дело, что этот жест наполнен столь значимым пропагандистским орнаментом, что, к сожалению, отчасти выхолащивается его политическое предназначение. Я смотрю интернет-ресурсы, причем не только азербайджанские, но и армянские. Там мало соответствия этому свободному от политической конъюнктуры спортивному духу. Там много желчи, много подозрений, много обвинений, много спекуляций, далеких от спорта. К сожалению, я не преисполнен оптимизма в связи с будущим переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном после окончания Игр. Я вижу другое. Журналисты, публицисты и политические актеры в обеих странах наперебой пугают друг друга серьезными осложнениями в отношениях между странами – вплоть до военного обострения, как только закончатся эти игры. Но это дело будущего, а пока, повторяю, жест Азербайджана достоин всяческой похвалы.

Сборная Украины на параде в честь открытия Европейских игр в Баку

– Сейчас политическая реальность на пространстве бывшего СНГ такова, что между участниками этих Игр существуют минимум два серьезных конфликта – российско-украинский и армяно-азербайджанский. Буквально вчера прошла новость о какой-то то ли драке, то ли крупном конфликте в Баку между российскими и украинскими спортсменами. Может ли во время Игр случиться что-то более серьезное, или же это всего лишь предстартовое волнение?

– Всякое может случиться. Я бы хотел держать пальцы скрещенными, чтобы ничего трагического или скандального в отношениях между спортсменами разных стран не произошло. Мы помним ужасную трагедию 1972 года на Олимпийских играх в Мюнхене. Но я полагаю, что то, что произошло между спортсменами Украины и России, – это очень характерно для нашего времени. Тут спецслужбы Азербайджана вряд ли могли что-то упредить. Это был всего лишь личностный конфликт. Он не имеет отношения к каким-то угрозам террористического характера. Но, в общем, я не могу сказать, что Азербайджану сильно повезло, что игры проводят в столь сложный, такой напряженный геополитический момент, когда идет война практически между двумя странами – союзниками Азербайджана по постсоветскому пространству.

– Как правило, когда на территории подобного рода страны происходят крупные соревнования или крупное культурное мероприятие, вроде конкурса "Евровидение" в Баку, в мировом и, в частности, правозащитном сообществе возникает очень много вопросов – а надо ли было позволять такого рода стране, такого рода режиму проводить крупное соревнование? Сейчас вокруг Баку тоже существует ряд вопросов, подобных тем, какие звучали вокруг Олимпийских игр в Сочи и Пекине, а также вокруг чемпионата мира по хоккею в Минске 2014 года. Как вы считаете, это нормальное явление? Дает ли такой турнир стране шанс как-то избавиться от подобных претензий? Или же это, наоборот, работает на пользу режиму?

– Я бы согласился с вашим последним утверждением. К сожалению, я обнаруживаю, что азербайджанские власти жестко и, я бы сказал, неоправданно упрямо отстаивают свое право на внутреннюю, так сказать непримиримую политику по отношению к своим политическим оппонентам. Это выражается в таких инцидентах, как, скажем, закрытие офиса ОБСЕ в Баку, что выглядит в принципе странным, поскольку именно Минская группа ОБСЕ является главным проводником в попытке найти мир между Арменией и Азербайджаном. Либо попытка ограничить присутствие во время Игр в Азербайджане представителей "Эмнести Интернейшнл", одной из наиболее авторитетных мировых правозащитных организаций. На мой взгляд, это мало чем оправданное упрямство в попытке доказать свою правоту. И, конечно, боюсь, что мир отчасти будет вспоминать об этих играх не с точки зрения спортивных результатов, а с точки зрения вот такого скандального, неоправданного политического упрямства, в котором почему-то оказались заинтересованы сами власти.