Калининградские активисты, вывесившие флаг Германии над зданием ФСБ, освобождены 17 июня в зале суда. Суд признал Михаила Фельдмана, Олега Саввина и Дмитрия Фонарева виновными в хулиганстве. Саввину и Фонареву назначено наказание в виде 1 года и 1 месяца лишения свободы, Михаилу Фельдману – в виде 1 года, 1 месяца и 23 дней. С учетом времени, которое активисты провели в СИЗО, их освободили в зале суда.
В марте 2014 калининградцы Михаил Фельдман, Олег Саввин и москвич Дмитрий Фонарев вывесили немецкий флаг над одним из зданий областного управления ФСБ. Таким образом молодые люди хотели показать свое отношение к аннексии Крыма и ситуации на Украине. Сразу же они были задержаны. Сначала это был административный арест за "нецензурную брань" и выкрик "хайль, Гитлер". Правда, сами задержанные брань и крики отрицают. Позже активистов обвинили уже по уголовной, 213-й статье "Хулиганство".
Во время прений представители прокуратуры попросили для активистов сроки до двух лет: для Олега Саввина – год и девять месяцев, для Дмитрия Фонарева – год и восемь, а для Михаил Фельдмана – два года, так как ему вменялось еще и хранение боеприпасов. В его рюкзаке после задержания был найден кусок пластиковой взрывчатки без взрывателя. Сам Фельдман утверждает, что ее подбросили.
Решение суда стало неожиданным для участников процесса и родственников осужденных. В интервью Радио Свобода мать Михаила Фельдмана Тамара Губарева призналась: думала, что сына "еще помучают":
– Я настолько счастлива, что у меня слов нет. Мишу привезу домой, откармливать буду. Я на такой исход не надеялась. Думала, что ему еще дадут срок.
За 14 месяцев в СИЗО здоровье всех трех молодых мужчин оказалось сильно подорванным, особенно у Михаила Фельдмана, страдающего детским церебральным параличом (ДЦП). При этом никакой медицинской помощи ему не оказывалось, несмотря на прошения родственников, говорит Тамара Губарева:
– У него же ДЦП, увеличилось заикание сильно. Он плохо спит. У него громадные бляшки на теле, с монету пятикопеечную. Я консультировалась, сказали, что это может быть даже заболевание крови. Может, витаминов ему каких-то не хватает, обследоваться надо капитально.
Адвокат активистов Мария Бонцлер подчеркивает, что защита будет добиваться реабилитации осужденных, поскольку они провели в СИЗО больше времени, чем предусматривал приговор:
– У Дмитрия Фонарева назначенный ему 1 год и 1 месяц истек 20 мая, у Саввина – 1 год и 1 месяц истек 26 мая. Будем подавать на реабилитацию. Они почти месяц пересидели, кроме Фельдмана. Ему как раз эти 23 дня и засчитали. Это, видимо, случилось, потому что у Саввина и Фонарева по одному обвинению, а у Фельдмана – два.
– Как вам кажется, этот результат – залог работы адвокатов и внимания общественности?
– Я думаю, здесь все вместе. Резонанс был большой, мы и создавали его. Мы всячески намекали, что можно принять "соломоново решение". Говорили о том, что у ребят сильно ухудшилось здоровье. Фонарев в понедельник в камере упал в обморок. Также мы говорили о намерении Саввина и Фельдмана в случае отправки в колонию объявить голодовку, как Надежда Савченко. Мы говорили, что это может плохо закончиться, мы говорили, что ребята были готовы даже пожертвовать собственной жизнью. Я думаю, такой приговор обеспечила совокупность этих факторов. Мы довольны тем, что ребята свободны, и недовольны тем, сколько времени они были несвободны. В этом и весь кошмар, – заключает адвокат Мария Бонцлер.
Вышедшие на свободу Михаил Фельдман, Дмитрий Фонарев и Олег Саввин пока о своих дальнейших планах говорят аккуратно. Москвич-Фонарев говорит, что не знает, когда сможет вернуться домой в Москву: ему надо получить документы, которые у него изъяли на время следствия и суда.
Подобно инквизиторам, которые схоластикой оправдывали сожжение колдунов, так и у нас будут любого оппозиционера хватать и приписывать ему ненависть, вражду по любому признаку
Олег Саввин через журналистов поблагодарил суд за "благоразумие" и объяснил мотивы акции с флагом:
– Спасибо судье за благоразумие, за то, что не дал реального срока и наш приговор не связан с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Но такой приговор может стать в дальнейшем удобным инструментом для подавления оппозиции: подобно инквизиторам, которые схоластикой оправдывали сожжение колдунов, так и у нас будут любого оппозиционера хватать и приписывать ему ненависть, вражду по любому признаку. Если кому-то что-то понадобится, он увидит вражду и в "Черном квадрате" Малевича. Поступок с флагом символизировал наш протест против войны с Украиной, мы выступили за здравое отношение к соседям. То, что происходило тогда, не могло меня не возмущать. Я постоянно читаю газеты, там постоянно милитаристская пропаганда шовинистического толка. Вот фактически против чего я выступил. А флаг ФРГ, потому что эта страна – передовик Европы. Официальные лица Германии на тот момент призывали Россию не вмешиваться на Украине, – объясняет Олег Саввин.
Адвокат фигурантов этого дела Дмитрий Динзе в интервью порталу Rus2Web заявил, что приговором недоволен:
– Сегодняшний приговор меня, конечно, не устраивает. И вот почему. Калининградские активисты Дмитрий Фонарев, Олег Саввин и Михаил Фельдман 11 марта 2014 года повесили флаг на гараже калининградского ФСБ в знак протеста против присутствия российских войск в Крыму. Тогда полуостров еще не был присоединен к России, там везде развешивали наш триколор, и активисты решили попробовать разместить флаг чужой страны на территории России. Они шли по Советскому проспекту в Калининграде, Фонарев повесил флаг в свободный флагшток, который как раз был на гараже ФСБ. Их всех задержали. У моего подзащитного Фельдмана еще обнаружили белый порошок, "гексоген" (он утверждает, что его подкинули при задержании).
По версии следствия, разместив этот флаг на здании ФСБ, активисты совершили хулиганство по предварительному сговору по мотивам политической ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Социальную группу определили как "ветераны Великой Отечественной войны". При этом в деле нет ни одного доказательства.
В деле был якобы потерпевший, Сергей Афонский, который представлял "Общественную организацию ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов". Но у него не было даже оформленной доверенности, чтобы эту организацию представлять. Этого потерпевшего мы в глаза не видели, да он вообще и не ветеран никакой, он родился в 1946 году. На суд как-то привели настоящего ветерана войны, он был действительным членом этой организации, но суд не признал его в качестве потерпевшего. Получается, что потерпевших, оформленных в соответствии с законом, в деле не было.
Мы считаем, что нам удалось доказать невиновность активистов, но суд, исходя из военно-политической обстановки, которая сейчас в России, не принял нашу точку зрения, – говорит Дмитрий Динзе.
Дело о флаге – почти копия дела Pussy Riot. Только вместо оскорбленных чувств верующих – чувства ветеранов
По словам адвокатов, дело о флаге – почти копия дела Pussy Riot. Только вместо оскорбленных чувств верующих – чувства ветеранов. Правда, чем обиден немецкий флаг, до сих пор не может понять ни защита, ни общественники. Объединяет дела и то, что за время следствия права заключенных постоянно нарушались, рассказывает Мария Бонцлер:
– Было очень много различных нарушений. Подсаживали к Фонареву ВИЧ-инфицированных. Когда он стал жаловаться, его перевели в другую камеру, где был жуткий холод, окно было с огромной щелью, он простудился, а это зимой было. Фонарев не курит, его переводили к курильщикам, ему было плохо. У Саввина гипертензия, давление скачет, у Фонарева тоже здоровье ухудшилось. Очень плохое питание у ребят. Было даже такое, что целой камерой на голодовку пошли, потому что все отравились некачественными продуктами.
Двое из трех осужденных – активисты Комитета общественной самозащиты (КОС). В самой организации их поступок не одобряют, однако понимают, почему они это сделали. Правда, теперь политзаключенным придется задуматься о своей безопасности. Угрозы через интернет поступают им постоянно, говорит координатор комитета Анна Марьясина:
– Мы немного опасаемся за Фельдмана и Саввина, когда они выйдут на свободу. Потому что на них есть некоторые планы у Антимайдана. Нужно будет думать об их безопасности.
Михаил Фельдман и Олег Саввин заявляли, что не согласны с предъявленным обвинением. Дмитрий Фонарев признал вину частично. Международные правозащитные организации признали их политическими заключенными.