В докладе нидерландского Совета Безопасности не будет указано, кто сбил "Боинг" под Донецком, сообщила в среду вечером газета "Волкскрант". Ранее в тот же день телекомпания CNN сообщила, что в ее распоряжении оказалась информация о черновом варианте доклада и что вина за гибель пассажирского рейса в докладе возлагается на пророссийских сепаратистов.
Журналистам нидерландской газеты "Волкскрант" удалось поговорить с семью людьми, близкими к кабинету министров Нидерландов и вовлеченными в расследование причин катастрофы. Эти собеседники согласились на публикацию на условиях анонимности и заявили, что доклад укажет лишь "направление", в котором следует искать виновных. "В докладе говорится, что самолет сбит из установки "Бук", но не говорится, откуда ее привезли и кто нажал на кнопку запуска", – цитирует газета одного из этих осведомленных анонимов. Заявления каждого источника проверены и подтверждены как минимум еще одним из семи информаторов.
Для тех, кто внимательно следит за ходом международного расследования гибели рейса МН17, очевидно, что поиск виновных в этом преступлении не входит в компетенцию команды Совета Безопасности, который возглавляет расследование причин катастрофы – готовит реконструкцию ее технических подробностей. Именно этот доклад в черновом варианте получили правительства нескольких стран, в том числе и России. Официальная его публикация намечена на середину октября. Конкретные подозреваемые в нападении на пассажирский самолет должны быть названы в другом докладе, который готовит Международная следственная группа, также под руководством Нидерландов. Этот второй доклад по результатам уголовного расследования учтет выводы первого и появится в конце 2015 года. Именно на основе второго доклада планируется проведение судебного разбирательства и осуждение виновных.
Те, кто ведет расследование, стараются допускать как можно меньше политических заявлений
"Сегодня приоритетная задача заключается в том, чтобы все, в том числе и Россия, как можно дольше принимали участие в расследовании. Чтобы промежуточные отчеты были с их подписями. Поэтому те, кто ведет расследование, стараются допускать как можно меньше политических заявлений", – объяснил газете "Волкскрант" еще один источник, близкий к правительству Нидерландов. Остальные его коллеги соглашаются, что "иначе никак", ибо это дело "чрезвычайно сложное и на кону стоит очень многое". С момента падения "Боинга" Голландия оказалась вовлечена в дипломатическую игру с как минимум еще 21 государством, пишет газета.
"В середине октября Совет Безопасности Нидерландов опубликует такой доклад, что комар носа не подточит, так что любые претензии к его правдивости несложно будет отмести как бессмысленные", – заявил один из источников газеты "Волкскрант".
По данным CNN, черновой вариант доклада насчитывает несколько сотен страниц – в нем назван тип ракеты, которая сбила авиалайнер, просчитана траектория ее полета и указано, откуда она была запущена. Также в докладе поминутно разобран полет "Боинга", сообщила американская телекомпания.
Итак, "шах" в "международной дипломатической игре" прозвучит в середине октября, но до "мата" – публикации решающего доклада по результатам уголовного расследования – остается еще около полугода и пока неясно, в какой форме будет проходить судебный процесс по делу рейса МН17. О международном трибунале – предпочтительном варианте процесса для стран, чьи граждане стали жертвами этой трагедии, – по всей вероятности, придется забыть: Россия открыто заявила, что собирается поставить вето на резолюцию о трибунале в Совбезе ООН. Голосование по этому вопросу в Совбезе ООН может состояться 21 июля.
Российская сторона и ранее давала знать, что у нее есть претензии к ходу расследования. Мы эти претензии аргументированно опровергли, потому что это расследование как раз является независимым
Комментируя позицию РФ по резолюции, министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс в интервью голландской телерадиокомпании NOS сказал: "Мы остаемся в контакте с российским правительством. Дождемся обсуждения этого вопроса в Совете Безопасности ООН. Я не могу делать прогнозы о том, изменит ли российская сторона свое мнение. Думаю, что у дипломатии тоже есть своя функция. Российская сторона и ранее давала знать, что у нее есть претензии к ходу расследования. Мы эти претензии аргументированно опровергли, потому что это расследование как раз является независимым. Такого же мнения придерживается ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и многие другие профильные организации. Если же у российской стороны возникают новые претензии, то я узнаю о них по официальным каналам".
На вопрос "Вы все еще на что-то надеетесь?" глава нидерландского МИД ответил: "Посмотрим. Мы хотим обеспечить такое развитие дела, чтобы люди, ответственные за это преступление, предстали перед судом. Один из способов – трибунал ООН".
За идею создания международного трибунала по делу рейса МН17 высказывались и родственники жертв катастрофы, которые в Нидерландах объединились в организацию. В годовщину трагедии внимание голландцев по-прежнему приковано к этим людям, чье личное горе одновременно стало самой большой трагедией в современной истории маленького европейского королевства, где не найдется человека, который хотя бы через друзей своих друзей не знал бы кого-то, кто 17 июля прошлого года летел злополучным рейсом Амстердам – Куала-Лумпур.
В четверг на нидерландском телевидении состоится премьера монументальной работы одного из самых видных голландских документалистов Михила ван Эрпа "Горе Нидерландов" Het Verdriet van Nederland. Картина названа по аналогии с романом известного бельгийского писателя Хьюго Клауса "Горе Бельгии" о Второй мировой войне. Режиссер заснял сцены повседневной жизни в трех семьях, потерявших в катастрофе близких. В интервью амстердамской газете "Пароол" ван Эрп признается, что во время съемок ему порой хотелось стать невидимым и психологически сложно было просить семьи допустить съемочную группу в свои дома, особенно на время семейных ритуалов прощания с погибшими. Некоторые герои фильма высказали надежду, что, возможно, их открытость поможет кому-то другому. Режиссер говорит, что ему хотелось передать нечеловеческую боль, которую испытывали родственники в ожидании опознания останков – во многих случаях от их близких осталось очень мало. Создателя фильма также волновал вопрос публичного горя, которое перестает быть только личным.
Героини фильма, сестры Мириам и Сандра Плуг, потеряли обоих родителей и брата. Вдвоем они остались жить в пустом доме. Останков их отца так и не нашли. Ван Эрп говорит, что был поражен жизненной энергией девушек. Им исполнилось 19 и 22 года, и они пробуют жить дальше. Их дядя все еще надеется, что останки брата найдут, но девушки не хотят больше видеть гробов.
Ван Эрпу также удалось запечатлеть суринамско-яванскую семью, где он стал свидетелем совсем иных ритуалов, другой культуры скорби. На юге Голландии режиссер также в течение года снимал родителей Ким Халли, которая погибла в катастрофе вместе с мужем Дейвом и пятилетней дочерью Меган. Они все откладывали похороны, чтобы как можно более достойно попрощаться.
Закрытый показ фильма Михила ван Эрпа состоялся на днях специально для семей погибших в одном из центральных кинозалов Амстердама. Многие из них потом сказали, что узнали в героях себя, говорит режиссер.
В среду закрытая церемония поминовения, также только для близких, прошла в Музее Jan van der Togt в пригороде Амстердама Амстелвейне. В качестве своеобразной инсталляции в память о месте катастрофы в музее высажены более пяти тысяч подсолнухов. Экспозиция создана по мотивам натюрморта, на котором художник Бас Мееус изобразил букет полевых цветов с места трагедии – цветы в поле, на которое обрушились обломки самолета и тела пассажиров, собрали для семей погибших корреспонденты нидерландского телевидения. С картины Мееуса сделано уже более трехсот копий – они теперь стали своего рода алтарями скорби в домах, куда не вернулись пассажиры рейса МН17. В течение полутора недель экспозиция в Амстелвейне будет открыта для публики.
"Это уже такая большая потеря, но массовость делает ее еще больше", – рассказала фризской газете "Драхстеркурант" 73-летняя Трююс ван дер Меер, которая потеряла в катастрофе троих внучек: Софи 12 лет, Флер 10 лет и Бенте 7 лет. В день, когда девочки, летевшие с мамой отдыхать в Таиланд, должны были вернуться домой, их отец Петер ван дер Меер приехал в амстердамский аэропорт Схипхол. Там он сидел один и ждал, вдруг они все-таки выйдут.
"Представьте себе, что они погибли бы в автокатастрофе. Все было бы иначе. Это было бы тоже страшно, но это случилось бы только с нашей семьей. Теперь же это стало чем-то гигантским… Это просто убийство, но мы стараемся не думать в этом направлении. Девочек все равно не вернуть", – рассказала Трююс ван дер Меер. Она видела всех троих внучек в морге после опознания и вспоминает, как красиво им уложили волосы. Ее растрогало то, что местные власти посадили у дома, где жили девочки, четыре дерева в память о них и об их маме. И еще растрогало то, что тогдашний министр иностранных дел Франс Тиммерманс расплакался, когда она рассказала ему о своих внучках на церемонии в Амстердаме.
17 июля исполнится ровно год с того дня, когда в небе над Донецкой областью был сбит пассажирский рейс Амстердам – Куала-Лумпур. Все 298 человек на борту погибли. 196 из них – голландцы, большинство из них на время школьных каникул летели отдыхать в Восточную Азию.