В Северо-Кавказском военном окружном суде в понедельник продолжилось заседание по делу украинского кинорежиссера Олега Сенцова и симферопольского активиста Александра Кольченко, которых обвиняют в поджогах офисов движения "Русская община Крыма" и партии "Единая Россия" в Симферополе. Кроме того, Сенцова обвиняют в создании в Крыму отделения признанной экстремистской и запрещенной в России украинской националистической организации "Правый сектор", хранении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
27 июля суд приступил к допросу свидетелей обвинения, первым из которых выступил охранник офиса "Русской общины Крыма" Игорь Филиппенко. Он отметил, что не работал на эту организацию, а состоял в Народном ополчении Крыма и охранял здание по приказу руководства.
"В ту ночь я был внутри, во дворе, в помещении, примыкающем к зданию "Русской общины", – рассказал Филиппенко. – Мы были вдвоем с напарником Кругликовым. Две камеры были выведены нам на монитор, и еще несколько мы не отслеживали. По нашим камерам можно было наблюдать о том, что происходило перед дверью здания. На мониторе была вспышка, видимо, от огня монитор был засвечен и стал белого цвета. Звука взрыва не было, только вспышка. Я вышел оценить обстановку, Кругликов был внутри. Я зашел, взял огнетушитель, а Кругликову сказал находиться внутри. Я вышел, он закрыл ворота. Пожар был очень быстро потушен. Горела входная дверь, козырек и крыша. Пламя сначала было около 4-5 метров. Было понятно, что горит какая-то горючая смесь. Рядом стояла пластиковая емкость, из которой вытекала черная жидкость. Кто-то ее принес. На наших камерах мы видели только тени людей", – заявил Игорь Филиппенко.
По словам свидетеля, для всех участников Народного ополчения проводили инструктаж по безопасности, ожидая возможных поджогов, в том числе здания "Русской общины Крыма". Нападений ждали со стороны активистов "Правого сектора", которых, как сказал Филиппенко, он в Крыму не видел, но опасность их появления была. "В Одессе они были, а тут они не успели. Все подумали, что поджог "Правый сектор" сделал. Потому что на здании висели флаги и табличка "Русской общины"… Я не знаю, кто это сделал, не задавайте мне этот вопрос", – заявил свидетель. Он пояснил, что "дестабилизацией социальной обстановки" он посчитал слухи, которые распространились среди жителей Симферополя после пожара.
Также в понедельник были допрошены сотрудники МЧС, которые рассказали о пожаре, произошедшем 18 апреля 2014 года в офисе "Единой России" в Симферополе.
Как отмечает корреспондент Радио Свобода Антон Наумлюк, перед началом заседания активисты прокремлевского движения НОД устроили перед зданием суда пикет с флагом "Новороссии" и плакатами. Впоследствии они были допущены в зал, где проходило заседание. На заседании отсутствовал один из пострадавших – руководитель "Русской общины Крыма" Андрей Козенко. "Часть наших ребят уехали в "ДНР-ЛНР", помогать. Возможно, он там и находится", – пояснил еще один потерпевший Бочкарев.
Олег Сенцов ранее в ходе процесса в Ростове-на-Дону не признал свою вину. Он заявил, что не считает этот "суд за суд". Обвинения отверг и второй фигурант дела, анархист Александр Кольченко.
Ряд российских и зарубежных деятелей искусства и правозащитников не раз высказывались в защиту и поддержку Сенцова. Они считают обвинения, выдвинутые против него, надуманными и политически мотивированными.