В начале туристического сезона "министр туризма и курортов Крыма" – впоследствии отправленная в отставку Елена Юрченко – жаловалась на недостаток рабочих рук в туристической отрасли: по ее словам, на полуостров из Украины не приехали сезонные работники и обслуживать гостей в санаториях и пансионатах некому. Юрченко даже объявила о создании базы данных свободных вакансий в Крыму, а в СМИ появились сообщения о готовности некоторых россиян занять свободные места. От этих новостей создавалось впечатление, что туристическая отрасль Крыма процветает. В реальности же самая острая нынешняя проблема полуострова – именно катастрофическая безработица, в том числе из-за недостатка туристов. Об этом пишут жители поселка Рыбачье в открытом письме президенту России Владимиру Путину, которое опубликовано в алуштинском издании "Твоя газета!"
"Положение дел в нашем селе критическое! В Рыбачьем до 80 процентов от трудоспособных не имеют постоянной работы, и счастливы те семьи, в которых есть пенсионеры. Количество приехавших в 2015 отдыхающих всего 10 процентов от 2013 года, а это означает, что из сезона 2015 года село выйдет без заработков, "голодным". Люди не знают, как будут выживать зимой. Мы понимаем, что те 70 процентов отдыхающих из Украины мы не вернем в ближайшие годы, а чтобы наработать своих отдыхающих из регионов России, каждому жителю, занимающемуся сдачей своего жилья, нужен не год и не два", – пишут в открытом письме жители села Рыбачье. В их длинном и подробном письме говорится о множестве проблем, на которые новые крымские власти вот уже полтора года закрывают глаза: назначенные Симферополем чиновники связаны, как пишут авторы обращения, с "лихими 90-ми" и не решают накопившиеся проблемы. По мнению бывшего министра курортов и туризма Крыма Александра Лиева, побороть безработицу, особенно среди жителей прибрежной полосы, невозможно без увеличения количества туристов:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Крымский туризм всегда базировался на украинском туристическом потоке. Так было и во времена Советского Союза: когда Крым принимал 8 миллионов туристов, из них пять были украинцы. Так было и в 2012-м, и в 2013 годах, когда Крым принимал 6 миллионов туристов, 4 миллиона из них были украинцы. Уменьшение этого потока в том числе связано с уровнем безопасности, потому что украинцы не чувствуют себя безопасно на аннексированной территории. Поэтому в этом году практически никто не поехал отдыхать на полуостров. Вторая проблема – логистическая. Добраться в Крым можно либо самолетом, либо при помощи паромной переправы. Железнодорожное сообщение сегодня отсутствует. Как известно, в основном туристы приезжали в Крым по железной дороге. В 2012 году из 6 миллионов туристов, прибывших в Крым, более 4 миллионов приехали поездом. Авиапоток не сможет заменить железнодорожный. Также сейчас отсутствуют экскурсанты, то есть люди, которые заходили в порты на круизных лайнерах. В мирные годы Крым принимал от 60 до 80 круизных лайнеров в год. Сейчас – ни одного. А это десятки тысяч иностранцев.
В мирные годы Крым принимал от 60 до 80 круизных лайнеров в год. Сейчас – ни одного. А это десятки тысяч иностранцев
Для того чтобы туристическая отрасль была рентабельной, Крым должен принимать не менее 4 миллионов туристов. Самый худший год в истории туризма полуострова был 1993-й, когда приехали всего 2,2 миллионов отдыхающих. Прогноз этого года – около 1 миллиона. Это, конечно, катастрофическая ситуация для всей туристической сферы. Многим предпринимателям, которые занимались туризмом, а это и питание, и проживание, и экскурсии, придется либо перепрофилироваться и искать себе другие виды занятий, либо покинуть полуостров.
– В письме жителей Рыбачьего говорится о высоком уровне безработицы. Сейчас разгар туристического сезона и, по идее, недостаток рабочих мест не должен ощущаться.
– На территории Крыма – 273 здравницы. Это то, что мы называем санатории, пансионаты с лечением, профилактории и так далее. Они принимали в год приблизительно 1 миллион туристов из 6 миллионов, которые в среднем приезжали в Крым в последние 23 года. А вот объектов размещения, которые называются отель или мини-отель, – 4300. Это несоизмеримые цифры. Эти 4300 в основном частных гостиниц принимали 5 миллионов туристов. Кремль смог загрузить здравницы за счет админресурса. Хотя в основном это не тот контингент, который раньше бывал в Крыму. Это не те люди, которые приезжали самостоятельно, из года в год. Они не очень платежеспособны, в Крыму их называют "Тагил", потому что они ведут себя как один из персонажей сериала "Наша Раша". Самостоятельных туристов, которые приезжают в десятый или в пятнадцатый раз, стало значительно меньше. Именно они давали заработать частным предпринимателям, это был основной туристический поток в Крым. И именно в этом сегменте мы наблюдаем экономическую катастрофу, переходящую в стагнацию, – рассказывает Александр Лиев. По его словам, ситуацию можно выправить лишь диверсификацией туристического потока, когда в Крым получат возможность приезжать не только традиционные для полуострова отдыхающие из России и Украины, но и гости из-за рубежа, как это было накануне аннексии. А это невозможно без снятия санкций.
Помимо безработицы и недостатка туристов, в открытом письме жители Рыбачьего жалуются на "неочищенные стоки, которые стекают в море посередине пляжа", на связанные с этим вонь и фекалии на берегу, на "грязь и отбросы", на кафе, сбрасывающие в море свои канализационные отходы. По словам авторов обращения, экологическая катастрофа приводит к тому, что даже те немногочисленные туристы, которые приезжают на отдых, страдают от кишечных заболеваний:
Украина выбирала решение проблем, когда ответственные граждане влияли на безответственных. В России, как нам известно, все решают правоохранительные органы
– Проблему Рыбачьего я знаю очень хорошо, – рассказывает Александр Лиев. – Неочищенные стоки в Крыму попадают в море по двум причинам. С первой мы успешно боролись при помощи государственной программы – это необходимость ремонта глубоководных очистных сооружений, которые были созданы еще во времена СССР. Эта программа выполнялась достаточно успешно и быстрыми темпами. К 2013 году более 20 таких объектов были сданы в эксплуатацию, и это существенно улучшило экологическую ситуацию на Черноморском побережье. Но со второй проблемой было бороться тяжелее. И это нынешняя проблема Рыбачьего – несанкционированное строительство местными жителями. Они захватывают территории, на которых не разрешено строительство, а проблему канализации частных домов решают при помощи сброса неочищенных стоков в маленькие речки, маленькие ручьи, которые тут же попадают в море. Это была основная масса загрязнений конкретно в селе Рыбачье. Как член правительства и депутат, с большой группой в том числе местных жителей мы проходили по этим ручейкам и просто забивали бревном те сточные каналы, которые вели из частных домов некоторых жителей Рыбачьего. Это проблема не столько на государственном уровне, сколько на уровне местной власти, ведь часть местных жителей гадила себе под ноги, что вызывало у второй части возмущение. И решать эту проблему нужно на местном уровне. Сегодня ситуация усугубляется из-за недоверия местных жителей к сегодняшним властям, о чем они и пишут в своем обращении. Бороться с этим можно было только путем убеждения. Украина выбирала именно такой путь, когда ответственные граждане влияли на безответственных. В России, как нам известно, другие методы. Там эти проблемы решаются правоохранительными органами. А местные жители получают мэров, которых в сегодняшних условиях назначает Симферополь. Фактически люди лишены даже права выбирать себе своего мэра, – говорит бывший министр курортов и туризма Крыма.
С этими словами согласятся авторы открытого письма, так как в нем они предлагают принять закон "О сельских старостах", наверное, не зная, что в некоторых российских городах отменены прямые выборы мэров. Свои проблемы жители Рыбачьего предлагают решать не централизацией, которая началась с тех пор, как Крым был аннексирован Россией, а разработкой стратегии развития села на ближайшие годы, созданием общественного комитета, который бы занимался наболевшими вопросами. Об этом они и пишут в обращении к российскому президенту и властям Крыма. Однако ответа на свои предложения они пока не получили – впрочем, добиться реакции от властей, как пишут авторы обращения, им не удается уже полтора года.