Дело против Олега Сенцова и Александра Кольченко, чем дальше идет процесс, тем больше начинает превращаться из международного дела с неприятным душком в операцию, спланированную ФСБ и Народным ополчением Крыма. Собственно, по результатам этого дела молодежная тусовка, которая собиралась в арт-клубе "Карман" в Симферополе и обсуждала, как с помощью трафаретов на стенах города и листовок можно сопротивляться захвату полуострова, оказалась разгромленной. 9 мая 2014 года многие из тех, кто думал, что плакаты и флаги помогут отстоять Крым, были задержаны сотрудниками ФСБ. Некоторые теперь в бегах, Геннадий Афанасьев осужден по статье "Терроризм", еще трое молодых парней были отпущены уже через несколько часов после задержания. Сегодня их допросили на слушаниях по делу "крымских террористов".
Братья Кирилл Макаров и Андрей Черненков весной 2014 года "служили" в Народном ополчении Крыма, которое тогда называлось Самообороной. Когда адвокат подсудимых Дмитрий Динзе напомнил им об этом, Макаров вспылил: "У нас было ополчение, Самооборона – это на Майдане!" Будучи в ополчении, браться пришли на собрание проукраинских активистов, потому что "хотели узнать, что там делает "Правый сектор". "Узнали?" – ехидно поинтересовался Динзе. "Нет. Это было безрезультатно", – ответил один из братьев.
Тут принципиальный момент: два представителя Народного ополчения, военизированной группировки, которая вершит насилие против граждан (а как иначе расценить задержания и физическую борьбу с проукраинскими активистами), идут на встречу этих активистов – вот чтобы что? Они им сочувствуют? Нет. Они хотят помочь? Нет. Они идут, чтобы выяснить, что там происходит. Причем приглашает их туда Алексей Чирний, согласившийся после задержания на сделку со следствием и получивший семь лет строго режима. На оперативном видео Чирний, который не знает, что его снимает агент ФСБ, заявляет, что безусловно верит только трем парням: двум братьям из Народного ополчения и агенту ФСБ, который его снимает и уже давно сдал спецслужбам.
Афанасьеву уже намекнули, что срок он уедет отбывать очень далеко. Мы боимся за его жизнь. И он просил передать, что просит прощения у Сенцова
В принципе, понять такую "доверчивость" можно, если учесть, что все эти люди из одной группы, члены которой увлекаются историческими реконструкциями, лупцуют друг друга мечами и топорами на турнире в Судаке. Я сам истфак заканчивал и прекрасно представляю себе, что такое реконструкторская тусовка – это сплоченная, очень тесная среда, где все друг друга знают. Кроме Гиркина, она воспитала в том числе и таких персонажей. У Чирния, кстати, были клички "Рыцарь" и "Шевалье". Люди, которые годами живут тем, что клепают доспехи, тренируются биться холодным оружием ("С чего вы взяли, что меч – это холодное оружие, – достаточно агрессивно заявил Макаров, – это для тренировок!"), изучают Средневековье, постепенно начинают ассоциировать себя со своими персонажами. Вот эта психологическая особенность, мне кажется, и привела к тому, что вокруг Чирния оказались одни агенты ФСБ и "ополченцы", которым он безусловно доверял. При этом самого Чирния они вообще ни во что не ставили. "Вы не замечали каких-то странностей в поведении Чирния?" – спросил адвокат Владимир Самохин, удивившийся, что Чирний каждого встречного-поперечного расспрашивал про изготовление бомб. "Он и так странный. Высокомерный, злобный, агрессивный", – ответил Макаров. "Я его вообще всерьез не воспринимал. Пацан и пацан, со своими выкидонами", – вторил брату Черненков.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Адвокат Дмитрий Динзе – о засекреченных свидетелях обвинения
Если сказать, что третий свидетель-"ополченец" Андрей Добровенко оказался еще до событий в Крыму связанным с СБУ, сотрудники которого, как я понимаю, составили костяк Управления ФСБ по республике, вообще неудивительно звучать будет, да? Он руководил молодежным движением "Патриот" (и заодно учредил организацию "Русский Крым") и выезжал вместе с СБУшниками на разминирования и поиски останков погибших во время Великой Отечественной войны.
Ну и чтобы совсем понятно было: во время обыска у Черненкова нашли несколько недействующих гранат, старые патроны россыпью и – внимание! – тротил. "Мы им костер разжигали", – пояснил "ополченец". Дело возбудили, конечно, но потом быстро прекратили.
Среди засекреченных свидетелей, которых тоже заслушали в понедельник на заседании суда, были действующий оперативник ФСБ ("Иван Иванов"), вроде бы девушка ("Александра Смирницкая"), якобы присутствовавшая на собраниях проукраинских активистов, и некий "Кирилл Кириллов" – кажется, коллега Чирния из клиники медуниверситета. Понятно, что их показания – это под копирку отшлифованное обвинение, но во время их допроса было несколько любопытных моментов.
Александр Пирогов утверждает, что он обратился в ФСБ, где ему предложили поучаствовать в качестве провокатора в разработке Чирния. "Он сразу согласился. То есть я еще раньше знал, что он согласен", –говорит Добровенко, который фактически привел готового на все Пирогова оперативникам. Если они не держали бывшего наркомана на крючке до этого.
Свидетельница "Александра Смирницкая" пришла на собрание проукраинских активистов, слушала, кивала и, наверное, поддакивала. "Сенцов приехал, когда в Крыму началась революция", – говорит железным видоизмененным мужским голосом Смирницкая. "А в Крыму революция была?" – удивляется Динзе. "Русская весна была", – отвечает девушка. Вот вы объясните мне, зачем эти люди, которые входили в Народное ополчение и хватали ребят с улицы за майки с гербом Украины, которые считают захват полуострова и войну в Донбассе "Русской весной", зачем они шли на эти собрания активистов? Ну то есть я не маленький – понимаю. Ну так и скажите откровенно, как это сегодня адвокат Динзе сделал: "Мы считаем, что это агенты ФСБ, которые были внедрены в среду проукраинской молодежи".
Знаете, чем в это время Сенцов занимался? При обыске у него нашли талоны на бензин и объяснительную, в которой он просит прощения за то, что потратил слишком много денег, когда заказывал автобусы для эвакуации семей военнослужащих Украинской армии. Сколько людей нужно вывезти, было непонятно, и Сенцов за 36 тысяч гривен заказал несколько автобусов на 250 человек. Выяснилось, что несколько автобусов не нужны, и Сенцов пишет: "Простите, если что не так сделал".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Адвокаты – о состоянии Геннадия Афанасьева
В Ростов приехал адвокат Александр Попков, который посетил в СИЗО Геннадия Афанасьева, отказавшегося от показаний против Сенцова и заявившего, что эти показания были выбиты под пытками. "Он запуган, он боится всех, даже адвокатов, – говорит Попков, – Афанасьеву уже намекнули, что срок он уедет отбывать очень далеко. Мы боимся за его жизнь. И он просил передать, что просит прощения у Сенцова". "Олег прекрасно понимает, почему Афанасьев в свое время сдался. Он и сам в какой-то момент был готов отступить. Особенно когда после избиений его начали душить пакетом. Делают они это изощренно и не сразу. Сначала надевают пакет, а потом по чуть-чуть перекрывают воздух, когда человек начинает терять сознание, слегка отпускают, запуская воздух, но почти сразу опять закручивают. Олег помнит, что прошел через эту экзекуцию трижды", – написала после громкого признания Афанасьева сестра Сенцова Наталья Каплан.
Антон Наумлюк – специальный корреспондент Радио Свобода в Северо-Кавказском военном окружном суде