Вандализм "в украинских цветах"

Раскрашенная в цвета украинского флага "Катюша" в Новосибирске. Декабрь 2014 года

В Новосибирске вынесен приговор молодым людям, выразившим свою симпатию Украине необычным образом

Меньше чем через неделю после вынесения приговора по "делу руферов", обвинявшихся в покраске звезды на московской высотке в цвета украинского флага, приговор по аналогичному делу был оглашен и в Новосибирске. Двое из четырех молодых людей, раскрашивавших новосибирские монументы, были осуждены на тюремные сроки более двух лет.

Обвинительный приговор четырем жителям города Ленинский районный суд Новосибирска вынес 16 сентября. В опубликованном пресс-релизе сообщается, что в ночь на 3 декабря 2014 года Кирилл Коржавин, Сергей Белов и несовершеннолетний на тот момент Назар Коллекционов, подойдя к зданию обкома КПРФ в Новосибирске, перерезали трос флагштока, а также нарисовали на бюсте Ленина усы, галстук, свастику и знак "вольфсангель" (вертикально перечеркнутая буква N), используемый в символике некоторых неонацистских организаций и украинского добровольческого батальона "Азов".

Те же знаки двумя часами позже они оставили на двери одного из офисов "Единой России" и замазали вывески краской. В ночь на 12 декабря того же года Коржавин и Коллекционов, теперь уже вместе с Владиславом Шиповаловым, раскрасили еще один памятник Ленину в Дзержинском районе в цвета украинского флага, также оставив надпись "Слава Украiне", а затем танк и "Катюшу" в сквере "Мемориал Славы" в Ленинском районе. Там также были обнаружены два "вольфсангеля" и надпись "Азов".

Кроме того, этой группе приписывается вывешивание баннера с националистической символикой на мосту над Каменской магистралью в ночь с 9 на 10 декабря 2014 года.

Коржавин и Коллекционов были задержаны через три дня после их последней акции, как сообщается, благодаря видеозаписи с камеры наблюдения. После задержания были также получены и улики – следы краски на одежде и фотографии с мест преступления. Шиповалов был задержан еще через неделю. С декабря он и Коржавин находились под арестом. Коржавин сразу заявил, что политических целей не преследовал, но получил от неизвестных 5 тысяч рублей. С другой стороны, полиция сообщила о контактах задержанных с "украинскими националистами" в интернете. Также в окончательной версии обвинения утверждается, что именно Коржавин познакомился через интернет с остальными участниками акций, и у них "сформировалось мнение об обоснованности ведения боевых действий Украиной на территории Луганской и Донецкой областей".

Заместитель начальника ГУ МВД по Новосибирской области Вячеслав Певнев тогда отметил: "Поражает цинизм того, что у них находится на страничках в социальных сетях, на сайтах, дома… Идеологов устанавливаем, будет причастно около десяти человек". Исходя из этого, полиция начала рассматривать версию об участии в организации актов вандализма более широкой группы. По крайней мере в январе было зафиксировано еще два похожих происшествия.

Во-первых, был разрисован еще один новосибирский памятник Ленину – правда, уже без всякой политической подоплеки (впрочем, вандализм подобного рода имеет в постсоветской России уже достаточно долгую историю).

Во-вторых – раскрашен еще ряд памятников в Красноярске: вновь с нацистской символикой и надписью "ДНР гори в огне" – два местных издания получили предупреждение за соответствующие фотографии. Так или иначе, обвинение было предъявлено в начале марта лишь четверым упомянутым гражданам.

Владислав Шиповалов свою вину на суде полностью признал, заявил о раскаянии и попросил прощения у всех ветеранов и жителей Новосибирска. Остальные после допроса свидетелей признали свою вину частично либо не признали вообще. Все четверо были признаны судом виновными в вандализме, совершенном группой лиц по мотивам политической, расовой, национальной или иной ненависти, что, согласно части 2 статьи 214 УК РФ, карается ограничением или лишением свободы, либо исправительными работами до 3 лет. Трое участвовавших в осквернении "Мемориала Славы" (то есть за исключением Сергея Белова) обвиняются также в "групповом надругательстве над сооружениями, посвященными борьбе с фашизмом", за что было возможно максимальное наказание – лишение свободы до 5 лет.

Согласно приговору, Кирилл Коржавин приговорен к лишению свободы в колонии общего режима на срок 2 года 6 месяцев, Владислав Шиповалов (полностью признавший вину), к такому же наказанию на двухлетний срок. Двое других приговорены лишь к ограничению свободы: им запрещено выходить из дома в ночное время и посещать культурно-массовые мероприятия. Назару Коллекционову, на момент совершения преступлений несовершеннолетнему, такое наказание назначено на срок в 1 год и 6 месяцев, а Сергею Белову, участвовавшему лишь в самой первой покраске бюста Ленина, – на 1 год и 2 месяца. Приговор пока в законную силу не вступил и может быть обжалован в течение 10 дней.

Вот как комментирует произошедшее адвокат Владислава Шиповалова Олег Иваненко:

– Вначале у меня были смешанные чувства: защищать или отказаться от защиты. Побеседовав с Шиповаловым, я решил его защищать. Что важно понять о Шиповалове? Он единственный, кто полностью признал вину. И единственный из подсудимых, кто на первом судебном заседании сказал, что приносит свои извинения ветеранам Великой Отечественной войны и жителям Новосибирска, которых он задел своим поступком. И самое главное – он сказал, что ему стыдно. Это его позиция, я ему это не подсказывал и сам был приятно удивлен. Поэтому, мое мнение, что Шиповалов фактически несет больше административную ответственность, чем уголовную. У парня, оказалось, есть совесть. И приговор в отношении Шиповалова, по мнению защиты, не отвечает принципам справедливости. Он излишне суров. Парень на самом деле все понял давно. С такой позицией, как у Шиповалова, ему нельзя было давать лишение свободы. Это не вопрос: законно или нет. Это неправильно. Приговор мы обжалуем ввиду его несправедливости.