Екатеринбургская исправительная колония №2 попала в специальный доклад правозащитной организации «Международная амнистия», который подготовлен для Комитета ООН против пыток. На днях в колонии закончилась третья по счету проверка Министерства юстиции. В течение последних двух лет оттуда неоднократно поступали сообщения о нарушениях прав заключенных, а в июле этого года в результате массовых беспорядков в колонии погибли люди.
Художественная самодеятельность, собственная телестудия, экскурсии для правозащитников и, говорят, даже мини-зоопарк с крокодилом: руководство пыталось сделать из второй колонии образцовую, но прославилась самая вместительная из свердловских зон совсем по-другому. Летом 2005 - жалобы уполномоченному по правам человека о пытках, в феврале 2006 - массовое членовредительство заключенных, в июле 2006 года - конфликт между заключенными и убийство двух человек.
Исправительная колония №2 - самая большая в Свердловской области. Здесь содержатся 3100 человек. Кроме того, несколько помещений колонии использовались в режиме следственного изолятора, потому что специализированный переполнен вдвое. Летом 2005 года четверо екатеринбуржцев были арестованы как подследственные по уголовному делу о грабеже офисного здания в центре города. Поначалу они вину свою не признавали. Все изменилось, когда одного из них перевели в исправительную колонию №2 города Екатеринбурга.
Говорит Алексей Соколов, руководитель общественной организации «Правовая основа»: «Все громкие дела, которые рассматривались у нас в областных судах, несколько человек проходили через это. Их туда привозят, они все это подтверждают, все говорят, и их судят на этом основании. У меня есть такие адвокаты, которые могут рассказать о том, как их клиентов били в этой ИК-2. Все об этом знают, но никто ничего не делает».
Правозащитники заявляли, что администрация исправительной колонии №2 сознательно создавала условия для конфликта между самими заключенными.
Как это бывает на практике, знает адвокат Вадим Ферулев. Он работал с одним из арестованных в ИК-2: «На свидании меня поразило - вместо сотрудников исправительного учреждения, все функции выполняют осужденные лица. Те же самые осужденные лица проводят “разработки” внутри камер по заданию оперативных работников».
Правозащитники считают, что такая тактика администрации колонии привела к конфликту среди заключенных в июле 2006 года. По данным прокуратуры, в нем участвовали семь человек и двое погибли. Правозащитники утверждали, что в массовой драке приняли участие не менее 20 заключенных, и погибших могло быть больше. Сергей Ветошкин тогда работал начальником исправительной колонии №2 Екатеринбурга. Там он стал доктором педагогических наук и знал, что правозащитники называли его учреждение «гестаповской, пыточной» колонией.
«Мы проверяли жалобы о том, что людей пытают и избивают жалобы раз десять, наверное. Из Москвы приезжали, задавали вопросы: "Вас пытали?" "Нет, не пытали. А в чем дело?" Стоят, улыбаются стыдливо, прячут глаза. А дело в том, что эти людям грозит как минимум пожизненное заключение. Здесь в ход идут любые средства, в том числе и клевета»
Месяц назад начальник екатеринбургской колонии №2 Сергей Ветошкин ушел в отставку по состоянию здоровья - такова официальная информация пресс-службы областного Управления исполнения наказаний.
Общественники называют и другие причины. Президент правозащитной организации «Правовая основа» Алексей Соколов: «Сняли начальника ИК-2 Ветошкина потому что произошедшее в свердловской колонии №2 очень будоражит умы общественности. « так называемых «активистов» много прав в колонии. Они что хотят, то и делают. Они могут и изнасиловать человека, они могут его избить, они могут его убить. Начальник колонии, оперативная часть закрывали на все это глаза, всячески это скрывали. Мы эти факты доводили до общественности, доводили до прокуратуры, чтобы обратили внимание. Но внимания никто не обращал».
На прошлой неделе в исправительной колонии №2 закончила работу комиссия Министерства юстиции. Поводом для очередной проверки стал запрос депутата Госдумы Валентина Варенникова. Именно к нему обращались активисты екатеринбургской «Правовой основы». Результаты проверки Минюста будут известны в декабре. Но сразу после ее визита прекратил работу так называемый «временный» следственный изолятор екатеринбургской ИК-2. Согласно официальной версии - из-за ветхости помещения, которое закрылось на ремонт.