Только на ожиданиях этого события валюты многих развивающихся стран в последние два года заметно слабели. Оно оставалось и одним из самых ожидаемых на мировых финансовых рынках, участники которых всякий раз чутко прислушивались к любым намекам со стороны финансовых властей и улавливая малейшие перемены в официальных формулировках. Теперь же о событии фактически объявлено. Центральный банк Соединенных Штатов, Федеральная резервная система (ФРС), заявил, что не исключает начала повышения своих базовых процентных ставок уже в декабре этого года. Они пребывают на близких к нулю уровнях семь лет подряд, с осени кризисного 2008 года. Повышение ставок в США делает вложения инвесторов в американские активы более привлекательными, чем в других странах, что и определяет переток из них капиталов в США. Соответственно, укрепляется доллар и дешевеют национальные валюты этих стран. Более того, на фоне дорожающего доллара традиционно снижаются цены на нефть. Со всеми последствиями для стран, сильно зависимых от сырьевого экспорта, включая Россию.
В 2015 году сразу в трех из крупнейших экономик мира (еврозона, Япония, а также в значительной степени Китай) власти осуществляют в больших масштабах программы "количественного смягчения". Другими словами, финансового стимулирования экономик, что предполагает и минимальные процентные ставки. Пока такое стимулирование только расширяется. Тогда как в США подобная программа, продолжавшаяся в три этапа в течение шести лет подряд, к концу 2014 года была полностью свернута. Теперь же ФРС свои процентные ставки начнет повышать, что лишь усилит интерес международных инвесторов к вложениям в американские активы.
Доллар может укрепиться не только на фоне решений ФРС США. Свой “вклад” внесет и Европейский центральный банк.
В заявлении по итогам очередного заседания Центрального банка США, состоявшегося на этой неделе, впервые за последние годы открыто говорилось о “возможности” повышения ставок “на следующем заседании”, то есть в середине декабря. После чего суть комментариев многих американских финансовых аналитиков можно было свести примерно к следующему: ФРС исходит из планов повышения ставок уже в декабре, и помешать этому могут лишь некие действительно весомые новости или события.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Еще три года назад капиталы международных инвесторов мощным потоком уходили из США в те страны, где процентные ставки были выше, особенно - в страны развивающиеся. А потом так же стремительно стали эти страны покидать, стоило ФРС заявить в мае 2013 года о планах начать вскоре поэтапное сворачивание американской программы “количественного смягчения”. Всего за полгода курсы валют многих крупных развивающихся стран – включая Бразилию, Индию, Турцию, Индонезию или Южную Африку - снизились к доллару на 15-25%. Российский рубль подешевел тогда меньше – на 12%. Как может быть на этот раз, когда ставки в США уже повысят?
Олег Кузьмин, главный экономист по России и странам СНГ инвестиционной компании “Ренессанс Капитал”, Москва:
- Прямое влияние повышения ставок ФРС США на динамику рубля будет, скорее, ограниченным. Даже в условиях ужесточения финансовой политики в США мы ожидаем, что в следующем году отток капитала из российской экономики заметно сократится - до “нормального” для России в текущих условиях уровня примерно в 60 млрд долларов. Это связано и с тем, что значительный отток капитала из страны уже состоялся, и с тем, что в целом объем еще остающегося в России иностранного капитала невелик. А вот косвенное влияние решения ФРС на динамику курса рубля может оказаться куда более значительным. В первую очередь это будет связано с тем, как возможное повышение ставок в США повлияет на цены на нефть?..
Если на рынках возникнет уверенность, что доллар движется к паритету с евро, то это может привести к падению цен на нефть еще процентов на пять.
Напомним, чистый отток капитала из России в 2014 году, по данным Центрального банка, составил 153 млрд долларов, из них за первые девять месяцев – почти 77 млрд. С января по сентябрь года нынешнего, по предварительным оценкам, - 45 млрд долларов.
Вячеслав Смольянинов, заместитель руководителя управления анализа рынка акций из финансовой компании “БКС”:
- Можно предположить, что некоторые развивающиеся страны пострадают в большей степени, чем Россия, в случае и когда в США будут повышены ставки. Во-первых, Россия с момента введения западных санкций пребывает в некой финансовой изоляции, как самоизоляции, так и внешней. Тогда как на многих других развивающихся рынках, яркий пример – Турция, компании, пользуясь низкими процентными ставками, продолжали занимать как в евро, так и в долларах, наращивая таким образом внешний долг. В России же, наоборот, наблюдался, возможно, несколько противоестественный и политически мотивированный, процесс “естественной” разгрузки таких долгов.
Во-вторых, действительно, Россия "пострадала" больше других в 2014 году. То есть из страны ушло тогда очень много денег, да и продолжает еще уходить. Конечно, ни одна валюта развивающихся стран не будет выигрывать от роста привлекательности доллара за счет повышения процентных ставок в США. Однако негативное воздействие на Россию это окажет в меньшей степени, чем на другие крупные развивающиеся страны. И это естественно в нынешней ситуации.
Мы ожидаем, что в следующем году отток капитала из российской экономики заметно сократится - до “нормального” для России в текущих условиях уровня примерно в 60 млрд долларов.
За период с мая 2013 года, когда в США – на фоне посткризисного оживления экономики - было объявлено лишь о планах “начать вскоре” сворачивание программы “количественного смягчения”, курс доллара к евро повысился в целом на 18%. Но динамику курса доллара, главной валюты мирового рынка нефти, традиционно привязывают, с обратным знаком, к динамике цен на нефть. Чаще всего их сравнивают с “сообщающимися сосудами”: чем крепче доллар, тем дешевле нефть, и наоборот.
Однако в минувшую среду на заявление Центрального банка США о возможности скорого повышения ставок рынок нефти, неожиданно даже для многих аналитиков, отреагировал ростом цен – сразу на 4%, после чего они вновь несколько снизились. Хотя и в пятницу оставались примерно на тех же уровнях.
Евгений Вайнберг, руководитель отдела сырьевых рынков аналитического управления немецкого Commerzbank, Франкфурт:
- Вероятность того, что ставки в США будут повышены уже в декабре, значительно увеличилась. Если еще в начале недели аналитики ее оценивали примерно в 30%, то теперь – в 50%. Не говоря уже о практически 100%-ой вероятности того, что это случится до марта 2016 года. Тем не менее, на текущие цены на нефть это не оказало столь уж заметного влияния. Для нас это стало некоторым сюрпризом: ведь еще совсем недавно рынок нефти весьма бурно реагировал чуть ли не на любое укрепление доллара. Возможно, этот фактор и не стоит теперь переоценивать. И участников рынка, скорее, будет интересовать, что изменится с появлением на нем нефти Ирана после отмены санкций, или то, как отреагирует в итоге на резко упавшие цены индустрия сланцевой нефти в США, чем то, что происходит сегодня с курсом доллара.
Начала повышения процентных ставок в США на финансовых и сырьевых рынках ожидают уже два с половиной года, в этом году ожидания лишь усилились. Видимо, в какой-то мере этот фактор просто учтен уже в текущих ценах на нефть?
Виталий Крюков, руководитель аналитической компании Small Letters, Москва:
- На мой взгляд, повышение ставок в США уже учтено в текущих ценах на нефть, ведь мощный тренд укрепления доллара прослеживается все последние годы. Отчасти это и привело к нынешнему падению цен на нефть. Теперь, если у участников рынка возникнет уверенность, что доллар движется к паритету с евро, то это, на мой взгляд, может привести к падению цен на нефть еще примерно на 5%, то есть этот эффект, думаю, рынком еще не отыгран полностью. С другой стороны, по большому счету, ожидания повышения ставок в США уже учтены в росте курса доллара.
Евгений Вайнберг:
- Как всегда, сложно определить, сколько именно уже заложено в цены, а сколько – еще нет… Но, похоже, что основная реакция уже прошла. И теперь динамику цен нефть будут определять, скорее, иные факторы. Согласен, доллар может укрепиться не только на фоне решений ФРС США. Свой “вклад” внесет и Европейский центральный банк. Мы, например, ожидаем, что он уже в декабре еще больше расширит масштабы финансовой поддержки экономики еврозоны, а, не исключено, еще больше снизит свои процентные ставки. Хотя, вроде, уже и некуда…
В России же, наоборот, наблюдался, возможно, несколько противоестественный и политически мотивированный, процесс “естественной” разгрузки таких долгов.
Теоретически, если Европейский центральный банк, как он сейчас предполагает, к концу года действительно расширит объемы финансовых стимулов экономического роста в еврозоне, это может привести к дальнейшему ослаблению евро по отношению к доллару. Но как именно это дополнительное укрепление доллара, если оно состоится, отразится в ценах на нефть, а значит и на курсе российского рубля, - все же пока вопрос. Однако сама возможность уже скорого повышения процентных ставок в США становится теперь дополнительным (и, скорее, негативным) фактором и для Центрального банка России, когда он принимает решения о своих процентных ставках.
Олег Кузьмин:
- Заседание совета директоров Банка России по процентным ставкам, состоявшееся 30 октября, проходило уже после заседания ФРС США, и ЦБ РФ оказался в более выигрышной ситуации. В декабре, напротив, заседание ФРС США пройдет уже после заседания Банка России, что лишь усиливает для него неопределенность. И на наш взгляд, нынешняя жесткая риторика американского регулятора может стать дополнительным фактором, который, скорее, будет удерживать Банк России от снижения своих ставок.
По планам, следующее заседание Банка России по ставкам состоится 11 декабря. Очередное заседание Комитета по открытым рынка ФРС США, который и принимает решения по ключевым процентным ставкам в стране, пройдет 15-16 декабря.