В конце октября Министерство юстиции РФ пополнило список "иностранных агентов" очередной организацией. Ею стал омский фотоклуб "Со-бытие", занявший сотое место в реестре. Общественную организацию обвинили, наряду с "политической деятельностью", в "формировании общественного мнения". Нарекания у омской администрации вызвал арт-фестиваль "Пространство множественности". Куратор фестиваля, а также бывший учредитель фотоклуба "Со-бытие" Василий Мельниченко рассказал в интервью Радио Свобода о том, почему организацию включили в реестр "иноагентов", несмотря на то что клуб "Со-бытие" выполнил выдвинутые ему "условия".
Омскую общественную организацию "Со-бытие" основали в 2007 году выпускники одноименной фотошколы. Изначально целью фотоклуба была поддержка молодых фотографов и развитие фотографии как искусства. Фотоклуб занимался социальной фотографией, размещая ее в городской среде. Было реализовано более 50 проектов, включая выставки. Кураторами фестиваля "Пространство множественности" выступили фотохудожник и бывший учредитель фотоклуба Василий Мельниченко и американская художница Робин Лассер.
Арт-фестиваль, коммуницирующий с городским пространством и приобщающий обычных людей к искусству, планировался как ежегодный. На выставках поднимались проблемы города, из-за этого у клуба часто возникали конфликты с омской администрацией. Фестиваль "Пространство множественности" преследовали недовольные горожане.
Один из арт-объектов, созданный в рамках первого фестиваля, – "Гравитация" – имел своеобразный "успех". Эта работа представляла собой натянутые атласные ленты в центральном парке города. Ночью эта "паутина" оказалась изрезана в клочья. Фестиваль совпал с аннексией Крыма, возможно, именно это спровоцировало такую выходку, предполагают организаторы. Работа "Выходи" художницы Валентины Фомченко тоже пострадала. Фомченко создала фигуры двух людей, карабкающихся по стенам здания. Вандалы отломали конечность одной из скульптур. И это, к сожалению, не все примеры "нападений" на фестивальные объекты.
Настоящий конфликт разразился в Омске на втором фестивале "Пространство множественности" в 2015 году. В центре города были установлены три скульптуры, сделанные из бытовых отходов, одна из них – статуя Иисуса Христа, уменьшенная копия статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Скульптура посвящена теме разрушения исторического и культурного наследия. Омские церковнослужители и чиновники обвинили авторов в экстремизме. Через сутки представители городских служб демонтировали скульптуру. Первоначально ее установка была согласована с омской администрацией.
Руководитель фотоклуба "Со-бытие" Александр Румянцев не ожидал таких последствий: "Искусство в принципе поливалентно, поэтому реакция может быть очень разной. Я предполагал, что на этот фестиваль реакция будет разная, но такого интереса госструктур не ожидал".
После фестиваля Минюст по сути поставил ультиматум Румянцеву: либо организатора "Пространства множественности" Василия Мельниченко вычеркивают из списка учредителей, либо фотоклуб вносят в список "иностранных агентов".
Василий Мельниченко ушел с должности. Эта информация попала в СМИ. И министерство юстиции включило "Со-бытие" в реестр "иностранных агентов".
Согласно закону "об иностранных агентах" в реестр попадают организации, которые, по мнению властей, занимаются "политической деятельностью", получая финансирование из-за рубежа. Фотоклуб из Омска стал сотой коммерческой организацией в этом списке. Формальной причиной стал грант из США на 400 тысяч рублей на фестиваль "Пространство множественности". Организаторы этот факт не скрывали, среди приглашенных в качестве почетного гостя на фестивале был и консул США Отто Ханс Ван Маерссен. Администрация Омска была информирована о гранте заранее, говорят учредители.
Фотошкола была включена в реестр, в том числе, за "формирование общественного мнения" и воздействие на принятие решений государственными органами – по всей видимости это было сочтено "политической деятельностью", рассуждает руководитель "Со-бытия" Александр Румянцев:
– Иностранного финансирования недостаточно для включения в реестр "иностранных агентов", нужна еще политическая деятельность, а формирование общественного мнения считается политикой. Настолько я понял, любое мероприятие, получившее общественный резонанс, является формирующим общественное мнение. О фестивале писали – вот и резонанс.
Румянцев не собирается оспаривать это дело в суде: "Это бессмысленно – все в рамках закона. Я просто ликвидирую организацию".
Василий Мельниченко, ставший (в том числе благодаря предыдущим конфликтам) невольным "виновником" включения организации в реестр, рассказал Радио Свобода, как отнесся к условию Минюста, выполнение которого в итоге ничего не изменило в судьбе фотоклуба и фестиваля:
– Первый фестиваль встретил очень негативную реакцию определенных групп, это как раз совпало с активностью в Украине. И люди просто крушили. Второй получил определенный опыт работы в этих условиях. Он уже был тематическим, и тема была "Память". Это связано с тем, что началась разборка каких-то несуществующих смыслов, вся страна погрузилась в фальшивые воспоминания. Нам захотелось отреагировать на это. Делали этот фестиваль совместно с американской художницей Робин Лассер и исключительно при финансовой поддержке посольства США. И это снова подняло волны негатива.
Была такая веселая песенка про детский сад, где в туалете лежит газета с портретами членов Политбюро, а это значит, няню скоро заберут
Мы второй фестиваль делали по договоренности с Департаментом культуры города Омска. За три дня до начала фестиваля Департамент культуры говорит, что они не будут ничего согласовывать и ничем заниматься, потому что сильно заняты. Мне было понятно, чьи торчат ушки. Весь последний год, что я работал в Институте сервиса (Омский государственный институт сервиса. – Прим. Радио Свобода), "искусствоведы" в штатском регулярно рекомендовали ректору меня уволить, но тот как-то держался. Здесь очевидно была тоже рекомендация сорвать фестиваль, но я оказался немножко хитрее – получил нужную мне бумажку от руководителя центрального округа. В тот же день я пришел к нему в приемную, рассказал, как было здорово в прошлом году. Он согласился и подписал все нужные бумаги на все локации фестиваля. С этого момента началась нескрываемая месть, потому что крушили в этом году объекты не жители Омска, а коммунальщики. Просто подвозили мусоровоз, ломали и увозили. После первых дней фестиваля Министерство вызвало руководителя фотоклуба Александра Румянцева и поставило ему ультиматум, либо Мельниченко убирают из учредителей, либо они добавляют нас в список "иностранных агентов". Я сказал: "Да, хорошо, мы убираем меня из списка, не будем подставляться, но я не буду играть в молчанку. Мы скажем, что ситуация вот такая, потому что нам так предложили". После того как это вышло в сеть, они снова пригласили Румянцева и сказали, что теперь "не простят". Мне очень обидно, что "крайних" людей, которые не были никогда особо активны, "мочат" просто за то, что они находятся рядом. Это очень неприятная ситуация.
– До фестиваля были проявления неприятия со стороны жителей и администрации по отношению к фотоклубу?
– Это бывало регулярно. Я более 15 лет отработал в независимой журналистике, было достаточно много судебных разбирательств с представителями администрации. Да и сами наши проекты бывали довольно злыми. Когда случилось все в Крыму и Украине, я тоже активно заявлял о своей позиции, выступал на открытых площадках. Это также вызывало предсказуемо негативную реакцию.
– Помимо иностранного финансирования, клуб обвиняют в формировании на зарубежные деньги общественного мнения как политической деятельности. Как же фотографии этой "политической деятельностью" стали?
– Мне это тоже не очень понятно, потому что эта формулировка ни о чем. Я если чихну в транспорте, то сформирую общественное мнение. Всякая деятельность так или иначе его формирует. Тогда нужно составить какую-то дополнительную формулировку: как формируется общественное мнение в интересах какого-нибудь иностранного государства. Но этой формулировки нет, и поэтому под эту статью "иностранный агент" подходит теперь всякий, кто получил хоть копейку иностранных денег. И если он делает что-то, что не нравится определенной группе людей, он тут же будет репрессирован.
Если путинская вертикаль где-то что-то недорабатывает, самый простой способ – это выбить табуреточку из-под ног
– Александр Румянцев не собирается оспаривать это решение в суде и намерен ликвидировать клуб. Вы согласны с его действиями? Как бы вы поступили?
– Если бы я был на месте Александра и являлся бы руководителем этой организации, то, учитывая мой горячий боевой характер, возможно, мы бы сейчас сильно воевали. Но дело касается других людей, я не вправе за них что-то думать и решать, я и так понимаю, что причиной их неприятностей сегодня являюсь я. И я ничем помочь не могу.
– Что вы думаете об этом реестре "иноагентов", зачем нужен этот закон?
– Ну вот зачем он нужен? Мы знаем, что в Соединенных Штатах есть категория "иностранный агент", но это чисто финансовое понятие, связанное с отчетностями. А здесь это все как в советские времена: если агент, то сразу воспринимается как некий шпион. Если путинская вертикаль где-то что-то недорабатывает, самый простой способ – это выбить табуреточку из-под ног.
– Фотоклуб уже назван "иностранным агентом". Что же дальше?
– Детский сад. Помните, в 80-е у Кинчева (лидер рок-группы "Алиса". – Радио Свобода) была такая веселая песенка про детский сад, где в туалете лежит газета с портретами членов Политбюро, а это значит, няню скоро заберут. Ну, примерно к этому мы сейчас и движемся, – считает Василий Мельниченко.