50 лет назад архиепископ и будущий кардинал Болеслав Коминек инициировал подписание польскими священниками исторического "Письма немецким собратьям во служении". Среди них были будущий папа Иоанн II, кардинал Кароль Войтыла, и тогдашний примас Польши кардинал Стефан Вышинский.
Почему важно такое внимание к этому документу? Болеслав Коминек, чья резиденция была в силезском Вроцлаве (бывшем немецком Бреслау), и его коллеги вопреки линии руководства коммунистической Польши предлагали двум народам, ожесточенным друг против друга и через два десятилетия после окончания войны, примирение: "Подлинное христианство не может смириться с ситуацией, когда христиане из соседних стран пребывают в конфликте".
Сегодня следовать примеру примирения польских и немецких епископов в специальном послании призывает папа Франциск, отслужена юбилейная месса в часовне Тевтонского кладбища в Ватикане, прошла научная конференция. В Ватикане на специальной выставке к 50-летию письма отражено все страшное: трагический раздел Польши между Гитлером и Сталиным, массовые репрессии гитлеровцев против поляков, уничтожение еврейского населения, высылка до миллиона жителей Восточной Польши в Сибирь и в ГУЛАГ.
Польские епископы не скрывали своего горя: погибли более 6 миллионов граждан Польши, большинство из них евреи, нацистами убиты две тысячи польских священников и пять епископов. При этом авторы письма подчеркивали, что и немецкий народ стал жертвой нацизма, напоминали о героях антигитлеровского сопротивления. Вина нацистов перед жителями Польши чудовищна: неспровоцированная агрессия, уничтожение польской интеллигенции, геноцид евреев, разжигание украино-польской партизанской войны, известной как Волынская резня. Но была и вина поляков перед немцами, изгнанными в 1945–1946 годах из Силезии и Померании, где они жили веками. Епископы признавали страдания миллионов немцев, бежавших из этих земель или насильственно оттуда депортированных.
Письмо польских священников было передано их немецким коллегам в ходе Второго Ватиканского собора: "В духе христианской любви и общечеловеческого единства, тут, на пороге оканчивающегося Собора, протягиваем вам наши руки, мы прощаем и просим прощения".
Польские епископы предлагали Западной Германии признать реальность – переселение поляков на западные земли с территорий, которые занял СССР, и новые границы Польши. Коммунистический режим Владислава Гомулки устроил кампанию травли церкви, якобы предавшей национальные интересы. Проводились митинги с осуждением епископов, их публично порицали за то, что они высказываются от имени всей страны. Авторы письма поначалу не получили адекватного ответа от немецкого католического епископата, откликнулись лишь польские евангелисты. Но польские епископы, заявив: "Прощаем и просим прощения", – показали дорогу к примирению двух народов, хотя лишь немногие в Германии и Польше в 1965 году хотели идти этим путем.
Наверное, нужно время, чтобы в России и Украине поняли, что покаяние, приводящее к примирению, должно быть взаимным и неконъюнктурным
В постсоветском мире тоже есть такие раны, такое несимметричное понимание чувства вины. Путинская Россия захватила Крым, развязала войну в Донбассе, поставляла туда "добровольцев" с оружием, вводила на чужие территории регулярные войска, пыталась устроить перевороты в Харькове и Одессе. Известно о кровавых преступлениях мятежников Донбасса, о пытках в подвалах, о расстрелах, о злодействах в отношении пленных. К другой стороне тоже есть претензии: признанные ОБСЕ военные преступления украинских добровольческих подразделений, толком не расследованная трагедия пожара Дома профсоюзов в Одессе, артобстрелы жилых кварталов городов Донбасса, приводившие к гибели мирных жителей.
Совестливые люди России уже просили прощения у своих соседей в Украине за преступления путинского режима, предотвратить которые меньшинство россиян пыталось, но не смогло. Довольно часто ответом было нечто эмоциональное вроде: "Плохо и не так каетесь!" Жаль, но, наверное, нужно время, чтобы в России и Украине поняли, что покаяние, приводящее к примирению, должно быть взаимным и неконъюнктурным.
В своем письме польские епископы – вопреки общественному мнению своего времени – признали, например, заслуги немцев по распространению среди поляков христианства, по включению польских земель в процесс европеизации. Возможно, что и в Киеве найдутся ученые, способные опровергнуть антиисторические тексты об Украине как о простой колонии России, признать вклад общей для русских и украинцев Российской империи в экономическое развитие нынешних украинских земель, особенно Востока и Юга в конце XIX – начале XX века, точно так же как в Украине признают вклад Австро-Венгрии в создание европейских институций в Галиции.
Надеюсь, что в Украине найдется общественный лидер, подобный кардиналу Болеславу Коминеку, который, зная общее прошлое, скажет россиянам: "Прощаем, и вы нас простите". Надеюсь, что демократическая Россия найдет достойный ответ: признание вины за агрессию режима Путина в Украине станет массовым, как и осуждение нацизма в Германии, а ликвидация последствий оккупации земли соседей будет общенародным делом.
Для достижения этого стоит помнить: письмо архиепископа Болеслава Коминека и его коллег опередило свое время. Формально примирение Германии и Польши началось в 1970 году со сменой власти в Западной Германии, с появлением новой восточной политики канцлера Вилли Брандта. Отказывавшись от реванша, ФРГ признала западные границы Польши по Одеру и Нейсе.
Отказавшись от захватов, и Россия признает Украину во всей ее полноте. Но, напомню, настоящее примирение народов Польши и Германии, произошло только после падения тоталитарных диктатур и в Польше, и в Германии, где сначала был повержен нацизм, а потом и коммунизм ГДР. В Украине авторитарный режим Януковича потерпел крах. Дело за будущим падением режима "информационного неототалитаризма" в России. Конец системы Путина откроет дорогу к диалогу и примирению.
Михаил Соколов – политический обозреватель Радио Свобода
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции/