Британский таблоид The Daily Mail опубликовал статью, в которой обвинил российского олигарха Владимира Щербакова в вандализме и намерении разрушить исторический для британской и мировой поп-культуры особняк, некогда принадлежавший барабанщику группы "Битлз" Ринго Старру. Этот дом в городке Вейбридж стал местом паломничества для фанатов "Битлз" со всего мира.
Дом в Вейбридже под названием Sunny Heights Ринго Старр купил в 1965 году за 37 тысяч фунтов. Дом стал чем-то вроде дома отдыха для всей группы, где музыканты укрывались от назойливого преследования прессы. Через три года Старр уступил дом Джону Леннону и Йоко Оно, которые через год также его продали. Как пишет The Daily Mail, следующие владельцы дома с пониманием относились к его историческому и культовому значению, пока дом не перекупил за 5,8 миллиона фунтов (9 млн долларов) бывший вице-премьер советского правительства, а сейчас миллиардер и владелец крупнейшего автосборочного предприятия "Автотор" Владимир Щербаков. По информации газеты, Щербаков уже получил от муниципалитета Вейбриджа разрешение на снос дома Ринго Старра, ставшего местом паломничества для миллионов фанатов "Битлз" со всего мира. Новый владелец дома, пишет британский таблоид, намерен на его месте воздвигнуть роскошный особняк с подземным бассейном, винным погребом и спортивным залом.
Статью британской газеты перепечатали десятки СМИ во всем мире, в том числе российские газеты "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", многие онлайновые издания. При этом мало кто обратил внимание, что Daily Mail называет возраст Владимира Щербакова – 55 лет, тогда как главе российского "Автотора" – 65; он родился в 1949 году. Неудивительно поэтому, что российский бизнесмен, член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, которому британская газета приписала покупку мемориального здания, выпустил заявление, в котором утверждает, что не имеет никакого отношения к дому Ринго Старра и вообще не обладает собственностью в Великобритании. Вот как Владимир Щербаков прокомментировал обвинения британской газеты в эксклюзивном интервью Радио Свобода.
– Я узнал об этом два дня назад, когда информация появилось в русскоязычной прессе. По этому поводу я вчера сделал специальное заявление, где все, по-моему, достаточно ясно. Пункт первый: этот дом ко мне не имеет ни малейшего отношения. Второй: люди, которые распространяли эту информацию, могли легко убедиться (поскольку в Британии все это в открытом доступе), что речь идет о моем однофамильце, может быть, в данном случае, даже о полном тезке, поскольку совпадают и фамилия, и имя. Но разница в 10 лет между мной и владельцем дома довольно основательная. Кроме того, если бы в газете хотели, они могли запросить меня, а найти меня очень легко. Во всех интернетных сообщениях всегда есть координаты, и известно, где искать. Никто ничего не сделал. Я, честно говоря, думаю, что это просто даже не ошибка. Потому что ошибку можно было бы простить и дать возможность ее исправить. Это или очень ленивый и абсолютно непрофессиональный журналист, или безответственный редактор, который пропустил эту публикацию, во что я поверить не могу. Потому что знаком со многими британскими изданиями. Там такого не водится, чтобы вот так беспечно относились к информации. Поэтому думаю, что это какая-то провокация, которая кому-то потребовалась.
– А кому могла бы понадобиться такая провокация против вас?
Мог бы себе позволить купить дом и за такую цену – не проблема. Но все дело в том, что этот дом я не покупал
– Трудно сказать. Во-первых, идет конкурентная борьба в нашем бизнесе, особенно сейчас, когда автомобильный рынок в России идет вниз, производственные мощности сильно недозагружены. Поэтому тут возможен и такой вариант. Вполне возможно, что кто-то дешевые дивиденды собирает на политических разногласиях Британии и России. Мне трудно судить. Я не знаю, о ком говорю. Могу лишь подозревать. Если бы такая история произошла в России и замешан был бы не такой всемирно известный из моей молодости и очень популярный ансамбль, как "Битлз" (помню, как мы покупали, выклянчивали, переписывали друг у друга какие-то ужасного качества записи, но не могли обойтись без любви к этому ансамблю), так вот, если бы это был гораздо менее популярный ансамбль в России и его дом разрушали бы как культовое сооружение, весь мир бы поднялся. Начали бы говорить о варварстве русских, о бескультурье, о коррупции в муниципалитетах и т. д. Я до сих пор не могу понять, например, в чем суть публикации Daily Mail? Они чем так взволнованы? Судя по тексту, они намекают, что предыдущие хозяева, до Щербакова, относились с уважением к этому дому, а вот этот русский хочет бульдозером снести нашу культурную ценность. В этом весь смысл публикации. Почему в таком случае они не задали своему муниципалитету вопрос: почему вы разрешаете снести нашу культурную ценность? Сначала бы спросили у себя. Но британскому муниципалитету никто такой вопрос даже не задал. Поэтому я расцениваю это просто как желание лишний раз возродить волну русофобии. Тем более что и фамилия у меня подходящая, русская, имя и отчество русские, и человек я с достаточно известным советским прошлым. Я не отношу себя к олигархам, но я довольно состоятельный человек. Мог бы себе позволить купить дом и за такую цену – не проблема. Но все дело в том, что этот дом я не покупал.
– Вы полагаете, что это козни Британии против вас?
– Я бы не говорил о всей Британии. Но совершенно очевидно, что это козни отдельных людей, которые эту информацию породили, а потом устроили вокруг этого дискуссию. Когда я уже поподробнее познакомился с информацией, то увидел, что дискуссия, оказывается, идет уже две недели в блогах. Там уже у них полно высказываний, начиная от американцев, австралийцев с предложениями запретить русским покупать недвижимость в Британии, вообще выселить их. Чего там только не наговорили уже. Я так понимаю, что именно это и было, наверное, целью публикации: породить такую эмоциональную волну, тем более у фанатов "Битлз" это сделать не так трудно. Фанаты они и есть фанаты. Начните что-нибудь про футбольный клуб "Челси" говорить, получите то же самое. Я даже не осуждаю фанатов. Абсолютно согласен с их реакцией. Жаль только, что все это вылилось в эмоции относительно русских. Лучше бы фанаты высказались относительно собственного городского муниципалитета: "Там что, чиновники муниципальные совсем без мозгов?".
– Вы приняли удар на себя и написали опровержение. А как вы думаете, тот истинный, с вашей точки зрения, покупатель этого особняка, почему он молчит, почему не опровергает?
– Я не знаю этого человека. Мне очень трудно судить, почему он так себя ведет. Думаю, потому что живет в Британии. Он же купил этот дом для себя и перестраивает его для своей семьи. Думаю, что он решил потерпеть и, что называется, не высовываться, потому что намерен в нем жить. Он не хочет, наверное, вокруг себя создать недружественную атмосферу. Тем более что удар прошел мимо или, по крайней мере, идет пока мимо.
– Намерены ли вы обратиться в суд и потребовать компенсацию за моральный ущерб?
– Безусловно! Я предложил Daily Mail так же, как русскоязычным изданиям, во-первых, поместить опровержение с моим заявлением. Во-вторых, принести публичные извинения. Если они этого не сделают в течение двух недель, то обращусь в суд. Британские законы неплохо гарантируют защиту в этом отношении. У меня есть уже предложения британских адвокатов немедленно подать иск. Больше того, один из британских адвокатов позвонил мне и сказал: "Владимир, ты выиграл джекпот. Поэтому давай, я поведу дело дальше".
– А как вы намерены действовать в отношении "Комсомольской правды", которая опубликовала этот материал?
– Ей сделано точно такое же предложение, что и "Московскому комсомольцу", и РБК. РБК уже опубликовала опровержение, что информация ложная, и принесла извинения. Целый ряд других информационных агентств, которые перепечатали эту информацию британской газеты, также принесли извинения и опубликовали мое заявление. Считаю, что с этими, по крайней мере, вопрос исчерпан. А вот если "Комсомольская правда" и "Московский комсомолец" при всей моей любви к ним (а я как минимум 50-55 лет читаю эти газеты), не сделают этого, то с ними поступим точно так же, как с Daily Mail, – потащим в суд.
– Но это уже в России?
– Не обязательно. Это уже адвокаты определят. Есть прецедент, когда Елена Николаевна Батурина в 2011 году привлекла одно из российских изданий примерно в такой же ситуации к британскому суду. Она не стала проводить суды в России. И российские издания точно так же исполнили решение британского суда.
– Когда вы в последний раз были в Англии?
– Лет 10-15 назад.
– Вы не любите Британию?
– Нет, дело не в этом. Я последний раз был в Ковентри, когда мы начинали с англичанами проект по производству "Фергюсона" – это трактора и комбайны. Мы начинали тогда этот проект, который, к сожалению, в то время не получился по чисто экономическим причинам. Никаких других в этом деле не было. После этого я там ни разу не был. У меня, к счастью, нет необходимости жить в Британии, по тем же причинам, по которым многие русские туда переехали. У меня прекрасная семья, хороший дом, все друзья в России. Я всю жизнь прожил в России. К тому же я плохо владею английским языком. Зачем мне переезжать в Англию и жить там?
– Российские богатые люди – бизнесмены, финансисты – предпочитают Лондон и отправляют туда учиться своих детей...
Я специально пригласил из Лондона дизайнера, который мне привез английскую мебель
– Знаю. У нас даже возникла по этому поводу поговорка. Если раньше говорили: "С Дона выдачи нет" (это когда крепостные убегали к казакам за Дон), то сейчас говорят: "С Темзы выдачи нет". Поэтому многие русские перебираются туда. Что касается обучения детей, то это прекрасная идея. Мой сын учился в Швейцарии, а его жена как раз училась в Британии.
– А сейчас ваш сын работает в России или тоже за границей?
– Он живет и работает в Женеве, но ведет там российские проекты. Я сейчас тоже нахожусь в Швейцарии, лежу там в клинике.
– Вы нездоровы?
– Когда тебе 65, то приходится чуть-чуть больше заниматься здоровьем.
– Берите пример с нашей королевы – ей в следующем году будет 90.
– Это замечательно. И выглядит она превосходно. Кстати, я с ней встречался.
– Расскажите, пожалуйста.
– Первый раз это было, когда мы были в Лондоне на "большой семерке". Это было в 1991 году с Горбачевым. Точнее Горбачев был на "семерке", а я был тогда первым заместителем председателя Совета министров СССР и сопровождал его. Мы были у королевы на приеме и даже обедали во дворце. Все было замечательно. Второй раз я встречался с ней, когда она приезжала в Россию. Это было уже после распада СССР. Но я всегда с особым удовольствием смотрю на нее, особенно когда она участвует в церемониальных делах. Настолько пристойно все это выглядит, с таким достоинством она себя ведет, так замечательно выглядит, как прекрасно одета, и какой еще светлый ум. В 90 дай Бог ей здоровья!
– У нее хорошие гены – у нее мать умерла, когда ей был 101 год.
– Тихо сочувствую наследному принцу Чарльзу. Я люблю многое в английской жизни и культуре. Думаю, что никто в мире лучше британских дизайнеров не способен оформить домашний интерьер. Когда заходишь в английский дом, ощущаешь фантастический вкус. Когда я уже стал побогаче и смог позволить себе кабинет в Москве, я специально пригласил из Лондона дизайнера, который мне привез английскую мебель. С особым удовольствием сижу в этом кабинете – просто потому, что мне он нравится.
– Вы говорите, что вы не самый бедный человек в России. Опасно быть богатым в России?
Надеюсь, что нахожусь в таком возрасте, когда уже не интересую ни политиков, ни власть
– У меня нет на этот вопрос ответа. Думаю, что богатым быть опасно везде, в какой бы стране мира ты ни жил. Это всегда опасно. Другой вопрос, что в России, к сожалению, до сих пор в общественном сознании, в национальном менталитете не возникло четкого понимания, чего же мы все-таки хотим: чтобы у нас не было бедных или не было богатых? Эта дискуссия идет у нас последние 30 лет, и каждые 5 лет настроение меняется. Именно поэтому в Лондоне так много в последние годы появилось русских и русскоговорящих. Это в моем понимании одна из причин того, почему люди туда уезжают. В стране, которая не определилась по этому вопросу, опасно жить. Я же просто надеюсь, что нахожусь в таком возрасте, когда уже не интересую ни политиков, ни власть. Политики меня вообще никогда не интересовали.
– А вы не опасаетесь, что вас может постигнуть судьба Ходорковского?
– На Руси есть пословица "От тюрьмы и от сумы не зарекайся". Мы всегда надеемся на лучшее, но и к худшему тоже на всякий случай готовимся.