Россия дисквалифицированная

Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) приостановил членство России в этой организации на неопределенный срок

Итак, свершилось. Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) на неопределенный срок приостановил членство России в организации.

"Отмена данных санкций возможно только в том случае, если будут сделаны серьезные изменения с российской стороны. Никаких обещаний насчет Рио-2016", – сообщил журналистам президент IAAF Себастьян Коэ.

Последняя фраза в заявлении президента IAAF чрезвычайно важна. Формально она означает, что российские легкоатлеты лишаются права на участие в состязаниях на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016 года. Фактически такой шанс у них остается – в случае, неких "серьезных изменений" с российской стороны.

Думается, это дипломатическая игра слов. Слишком многое должна сделать Россия, чтобы ее легкоатлеты были допущены на Игры. Надо сменить государственную ориентацию на использование допинга. Надо исключить участие в этой системе офицеров ФСБ. Надо полностью изменить работу Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Эти требования изложены в докладе комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), и хотя первой реакцией на них было категорическое отрицание, негодование и даже сарказм, по мере приближения вечера пятницы, когда IAAF вынесла свой вердикт, тональность высказываний российских официальных лиц неуловимо менялась, сдвигаясь к более примирительным тонам и к готовности к сотрудничеству.

Президент IAAF, олимпийский чемпион Себестьян Коу

Но главным аргументом оставалось то, что Россия, дескать, – слишком великая, заслуженная спортивная держава, чтобы вот так откровенно ее "макать в грязь", лишая всех легкоатлетов олимпийского шанса и обвиняя в использовании допинга всех без разбора.

Насчет спортивной державы не все так ясно, как хотелось бы российской стороне. Чемпионат мира по легкой атлетике 2015 года в Пекине для россиян прошел весьма неудачно: 2 золотые медали, по одной серебряной и бронзовой, 9-е место в командном зачете. Незадолго до этого турнира российский спорт разразился весьма громким допинг-скандалом в школе Виктора Чегина, известнейшего на весь мир тренера по спортивной ходьбе. В результате российские ходоки на чемпионат мира не поехали, а сам Чегин был дисквалифицирован по причине того, что использовал допинг в своей работе. Его имя, кстати, фигурирует в списке атлетов и тренеров, который комиссия WADA требует наказать пожизненным отстранением от работы в спорте.

В течение последних 15 лет, начиная с 2001 года, когда за допинг были дисквалифицированы гимнастки Алина Кабаева и Ирина Чащина, не было в российском спорте случая, чтобы перед или во время зимней или летней Олимпиады не случалось крупного допинг-разоблачения. На Играх в Солт-Лейк Сити 2002 года был скандал с российскими лыжницами Ларисой Лазутиной и Ольгой Даниловой. После Игр 2004 года в Афинах была лишена медали в толкании ядра Ирина Коржаненко, – хотя саму медаль она так и не вернула, не признавая себя виновной. Были потом разоблачения в российском биатлоне, в других видах спорта. И постепенно становилось ясно, что болезнь слишком запущена.

Елена Лашманова отбывает двухлетнюю дисквалификацию за употребление допинга

Правда, некоторые специалисты по допингу в России утверждают, что аргументы, которыми оперирует в своем докладе комиссия WADA, несостоятельны. Они-де построены на фильме немецкого телеканала АRD и публикациях в британской прессе. Но вот ведь беда: счет голосов на заседании IAAF был для России, как говорят в спортивных играх, разгромным – за решение о снятии российских легкоатлетов проголосовали 22 человека, против – всего 1. Это означает, что аргументы комиссии признаны серьезнейшими. И с этим уже ничего поделать нельзя.

Кроме дисквалификации, IAAF лишила Россию права проведения двух крупных соревнований – этапа Кубка мира по спортивной ходьбе в Чебоксарах и юниорского чемпионата мира по легкой атлетике в Казани. Оба соревнования должны были состояться в России в 2016 году. Но это частный случай – а вот что делать с российской легкой атлетикой в целом? Теперь уже не скажешь "вывсеврете", как в последнее время отвечают в России на иные политические и прочие обвинения. Чтобы получить допуск на Олимпиаду, придется доказывать, что в стране нет государственной системы употребления допинга, нет участия ФСБ в подобной системе. Более того: сейчас следует ожидать подобных атак на результаты уже состоявшихся состязаний, в первую очередь – на Игры в Сочи…

Конечно, у российской власти есть искушение замкнуться в своих обидах и презреть все нападки, объясняя все политическими интригами. Не так давно мировой спорт проходил нечто подобное, и слово "бойкот Олимпиады" все еще заставляет вздрагивать любителей спорта. Остается надежда, что этот путь для страны остался далеко в прошлом.