В Минске 8 декабря, как ожидается, состоится очередное заседание трехсторонней контактной группы (ОБСЕ – Украина – Россия с участием представителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР) по урегулированию конфликта в Донбассе. Представитель Украины в этой группе экс-президент Леонид Кучма в последнее время неоднократно заявлял, что второе Минское соглашение, скорее всего, не будет выполнено до конца этого года, как это зафиксировано в самом документе. Какие прогнозы сейчас звучат в Киеве относительно минских переговоров, перспектив урегулирования конфликта и нынешней ситуации на востоке Украины?
От очередного заседания в Минске трехсторонней контактной группы в Киеве не ждут каких-либо важных решений. 31 декабря 2015 года заканчивается срок действия второго Минского соглашения по урегулированию конфликта в Донбассе. Украинские эксперты и политики не исключают пролонгации срока действия этого документа. Однако такое решение, говорит глава фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко, может быть принято не представителями контактной группы, а, например, все той же "нормандской четверкой" в составе лидеров Германии, Франции, Украины и России, которые 11–12 февраля этого года согласовали договоренности по Донбассу в столице Белоруссии:
Россия сейчас отвлечена Сирией, сталкивается с множеством внутренних проблем, но от своих планов в Донбассе и в целом на Украине она не отступает
– До того как главы государств "нормандской четверки" или в другом формате примут решение о том, что будет происходить с процессом урегулирования после 31 декабря, очевидно, любые встречи являются в определенной степени бессмысленными. То есть в Минске будет такое позиционное заседание, тактические бои, которые, естественно, больших проблем решить не смогут. Возможное развитие ситуации в Донбассе зависит не только от посреднических усилий Франции и Германии, сколько от политической воли России, ее ресурсов продолжать агрессию. Россия сейчас отвлечена Сирией, сталкивается с множеством внутренних проблем, но тем не менее от своих планов в Донбассе и в целом на Украине она не отступает, – полагает Богдан Яременко.
Ключевыми требованиями Украины по разрешению конфликта на востоке страны остаются вывод из Донбасса российских войск и восстановление контроля на всей протяженности восточной украинско-российской границы. В то же время лидеры сепаратистов настаивают на амнистии участникам событий на территории так называемых ДНР и ЛНР и на предоставлении Донбассу особого статуса. Несмотря на действие режима перемирия, в зоне конфликта продолжают звучать выстрелы. В результате провокаций сепаратистов накануне погиб один украинский военный, еще трое были ранены. О нынешней ситуации на востоке Украине и перспективах ее развития рассуждает руководитель группы "Информационное сопротивление", депутат Верховной Рады Украины от фракции "Народный фронт" Дмитрий Тымчук:
– Что сейчас там происходит? Сначала у нас была версия, что эскалация связана со сменой российских кураторов, с каким-то периодом бесконтрольности боевиков в Донбассе. Но мы видим, что это абсолютно спланированный и скоординированный процесс. Параллельно с увеличением обстрелов, вооруженных провокаций и даже попыток наступательных действий тактического уровня проходит перегруппировка сил и средств на ряде направлений, важнейших для боевиков. Из этого можно сделать вывод: никакой тишины в перспективе ожидать не стоит. Возможно снижение количества обстрелов, возникновение волнообразной эскалации конфликта, но перемирия как такового ожидать там не приходится. Увы, можно констатировать, что "Минск-2" сорван. Если идут обстрелы, если этих обстрелов насчитываются десятки в сутки со стороны так называемых ЛНР и ДНР, если вооружение не отведено от линии соприкосновения, если по-прежнему используется вооружение более 100 миллиметров, не говоря уже о калибре меньше, то о каком перемирии может идти речь.
Его цель – заставить Украину провести выборы на оккупированных территориях якобы по украинским законам, но под контролем Москвы
В то же время мы видим, что украинская власть под давлением Запада цепляется за "Минск-2". И сейчас почему-то она уже не ставит вопрос о применении противником 120-миллиметровых минометов (их должны были отвести от линии соприкосновения согласно еще первым Минским договоренностям), о том, что по-прежнему используется бронетехника (на передней линии мы фиксируем и танки, и артиллерию, правда, они пока там не применяются, но они там есть, хотя, согласно договоренностям, должны быть отведены). Я убежден, что в контексте нынешних переговоров, в контексте минского диалога Владимир Путин просто навязывает свой вариант интерпретации "Минска-2". То есть его цель – заставить Украину провести выборы на оккупированных территориях якобы по украинским законам, но под контролем Москвы, чтобы Украина признала эти выборы под дулами российских автоматов, и только после этого ставить вопрос о выводе оттуда иностранных военных формирований, о контроле границы и так далее.
Что принципиально важно в этом контексте для Москвы? В "Минске-2" четко прописано, что те органы власти, которые будут выбраны в ходе этих выборов, они не могут досрочно прекратить свои полномочия, то есть Киев не сможет досрочно назначить там перевыборы – это первое. А второе – в риторике Киева опять-таки сначала звучало, что перед местными выборами, кроме установления Украиной контроля над границей и вывода иностранных войск из Донбасса, должно быть и разоружение местных бандформирований. Начиная с сентября этого года я вообще не слышал, чтобы представители Киева вспоминали о разоружении местных бандформирований. Сейчас Москва, шантажируя Украину под видом эскалации конфликта, фактически сбивает ее со своих позиций.
Для Украины, я считаю, это абсолютно тупиковый и неприемлемый вариант
То есть местные органы власти будут выбраны, а точнее, назначены Москвой на оккупированных территориях Донбасса, и Украина, по логике Путина, должна принять и признать эти выборы. А вторым этапом будет фактически то, что прописано в "Минске-2", – это легализация бандформирований под видом виртуальных отрядов народной милиции. Сейчас я вижу это как единую картину, и она настроена на путинский сценарий для Донбасса, то есть сделать все, чтобы Украина его полностью финансировала, включая и восстановление разрушенной инфраструктуры. А мы знаем, что Россия давно там все разграбила и вывезла оттуда целые предприятия. Для Украины, я считаю, это абсолютно тупиковый и неприемлемый вариант. Как сейчас поведет себя Киев? Посмотрим.
– В сентябре Верховная Рада приняла закон об особом статусе некоторых районов Донбасса и назначила там местные выборы на 7 декабря этого года, однако лидеры сепаратистов с этой датой не согласились. В октябре, после встречи "нормандской четверки" в Париже, власти самопровозглашенных Луганской и Донецкой "народных республик" заявили о возможности проведения у них выборов соответственно 21 февраля и 20 апреля 2016 года. Как, по вашему мнению, могут развиваться события в Донбассе после окончания срока действия второго Минского соглашения?
Нужно до Нового года ставить вопрос о разрыве "Минска-2" и заключении новых договоренностей
– Ну в самопровозглашенных ЛНР и ДНР уже сказали, что они в любом случае выборы будут проводить в феврале и апреле, независимо от того, согласится с этим Украина или нет. Они, очевидно, просто поставят Украину перед фактом. Если сейчас не расставить все точки над "i" и продолжать насиловать эти Минские договоренности-2, то к февралю мы зайдем в тупик, из которого уже не удастся найти выход. И это будет означать только продолжение уже полномасштабного конфликта в Донбассе. Поэтому нужно до Нового года ставить вопрос о разрыве "Минска-2" и заключении новых договоренностей. Я других вариантов не вижу. Сейчас все пляски вокруг "Минска-2" ни к чему хорошему не приведут.
Если Киев будет продолжать настаивать на своей интерпретации договоренностей, боевики будут увеличивать градус напряжения, это будет однозначно и до, и после Нового года. Однозначно противник будет проводить какие-то наступательные мероприятия, не знаю, в каком масштабе, но это вполне возможно. Мы видим в данный момент такое развитие, исходя из информации о Горловском гарнизоне, где фактически создается мощная ударная группировка. Нарастить такие же возможности в других точках Донбасса россияне вместе с местными боевиками могут в течение нескольких суток за счет переброски сил и средств из России и на Мариупольском, и на Волновахском направлении, и других участках южнее Донецка, а также севернее от Луганска недалеко от границы с Россией.
– Как подчеркивают лидеры сепаратистов, до предлагаемых ими выборов в феврале и апреле будущего года украинские власти должны выполнить все взятые на себя по Минским соглашениям обязательства, в том числе предоставить Донбассу особый статус и закрепить его в конституции Украины. Верховная Рада ранее уже сделала первый шаг в этом направлении, и вскоре должно быть окончательное голосование по статусу Донбасса, требующее поддержки конституционного большинства Рады. Удастся ли для внесения поправок в Основной закон по этому вопросу собрать необходимые 300 голосов депутатов?
На самом деле интересы Украины Запад интересуют в последнюю очередь
– Я не думаю. Изначально нужно ставить вопрос: кто с украинской стороны и на каком основании подписывал Минские соглашения-2? Если сейчас Киев интерпретирует их по-своему, заявляя, что может быть только такой вот порядок выполнения соглашения и только на это пойдет Украина, а Россия – по-своему, причем московский вариант, похоже, больше соответствует подписанному документу. Если есть интерпретация по поводу одного и того же соглашения, то оно уже само по себе несостоятельно. Понятно, что Запад настроен любым путем додавить, чтобы все это быстрее прекратилось, чтобы в Донбассе перестали стрелять. На самом деле интересы Украины Запад интересуют в последнюю очередь. Но для Украины этот вопрос остается открытым, и она должна защищать свои интересы. В моем понимании – если возникают какие-то споры, противоречия вокруг "Минска-2", то необходимо аннулировать эти договоренности, садиться за стол переговоров и прописывать уже такой сценарий, который бы устраивал всех. Нужно прописать такой сценарий, чтобы потом никакая собака в Кремле уже не могла рассказывать, что там что-то написано не так.
– Как заявляет президент Украины Петр Порошенко, в Донбассе все еще дислоцируется от 7 до 9 тысяч российских военных, в последних отчетах группы "Информационное сопротивление" сообщается об очередных поставках сепаратистам оружия и боеприпасов. А есть ли у вас информация о переброске в Донбасс новых подразделений российских войск и новой российской военной техники?
Единственное, что мы можем констатировать: если изменения и произошли, то не кардинальные
– В сентябре-октябре проходили основные мероприятия по ротации российских подразделений. На данный момент не могу сказать, стало больше или меньше там российской военной техники. Единственное, что мы можем констатировать: если изменения и произошли, то не кардинальные. Сейчас боевики сосредоточены на том, что отводят поврежденную ранее в боях технику на ремонтные базы. Одна из крупнейших таких баз создана, например, в Перевальске (Луганская область). И после ремонта они перебрасывают эту технику ближе к переднему краю, – отмечает руководитель группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук.
Справка Радио Свобода:
5 сентября 2014 года в столице Белоруссии трехсторонняя контактная группа (ОБСЕ – Украина – Россия) подписала Минское соглашение о прекращении огня в двух восточных областях Украины, а 19 сентября прошлого года представители группы поставили свои подписи под Минским меморандумом по осуществлению режима прекращения огня. Однако боевые действия в Донбассе продолжались, и в середине января 2015 года стороны конфликта фактически перестали выполнять пункты Минских договоренностей.
11–12 февраля 2015 года на саммите в столице Белоруссии руководители Германии, Франции, Украины и России в формате "нормандской четверки" согласовали второе Минское соглашение – комплекс мер по выполнению Минских договоренностей с целью деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины. Его подписала контактная группа, состоящая из представителей ОБСЕ, Украины, России и непризнанных Донецкой и Луганской "народных республик". Документ включает 13 пунктов и, в частности, предусматривает "незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донбасса, отвод тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности, а также мониторинг и верификацию ОБСЕ режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения с применением всех необходимых технических систем.