Суд города Донецка Ростовской области приговорил украинскую военнослужащую Надежду Савченко к 22 годам лишения свободы и штрафу в 30 тысяч рублей. Она признана виновной в пособничестве убийству российских тележурналистов, покушении на жизнь телеоператора Виктора Денисова, а также в незаконном пересечении границы. При этом суд снял с Савченко обвинения в обстреле мирных жителей Луганской области. Надежда Савченко приговор не признает и апелляцию подавать не собирается. Петр Порошенко объявил о готовности обменять Савченко на российских военнослужащих, захваченных на украинской территории.
Адвокат Николай Полозов сообщил, что Савченко может возобновить голодовку через 10 дней – в день, когда приговор вступит в силу. Этим, по словам Полозова, его подзащитная хочет повлиять на российское руководство с тем, чтобы как можно быстрее был решен вопрос о ее освобождении.
Оглашение приговора не интересовало ни адвокатов, ни саму Надежду Савченко. Илья Новиков демонстративно листал журнал о Гражданской войне в Америке, Марк Фейгин и Николай Полозов больше внимания уделяли своим твиттер-аккаунтам. Когда судья объявил Савченко виновной и попытался огласить срок заключения, она запела в голос. Судья попытался ее успокоить, но не удачно, и объявил перерыв, после которого уже монотонно, не делая пауз, прочитал приговор: 22 года лишения свободы в колонии общего режима. Пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко, возглавивший делегацию в поддержку Савченко, попробовал развернуть желто-голубой флаг, кто-то запел гимн Украины, но все быстро прекратил спецназ ФСИН, с автоматами и в масках. Журналисты, которые два дня с огромными трудностями прорывались в здание суда, написали столько текстов о том, как Донецкий суд оказался не готов к показательному процессу над украинской военнослужащей, что центральным телеканалам пришлось срочно снимать сюжеты о том, как им комфортно работать на процессе Савченко.
Во второй день после обеденного перерыва перед зданием суда столпилось несколько десятков журналистов мировых СМИ, стояли и ругались с полицейскими. В это время без очереди, не показывая документов, в зал суда прошли несколько молодых людей в майках с портретами погибших Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Во время перерыва они забежали в комнату для прессы и кричали: «На их месте могли быть и вы». Спецназовцы, которые вообще нервно реагировали на журналистов, на них никакого внимания не обращали. Через дорогу от здания суда весь день проходил пикет активистов прокремлевского движения НОД. Люди с флагами самопровозглашенных республик Донбасса, георгиевскими лентами и с фотографиями погибших на востоке Украины мирных жителей, кричали выходящим из здания суда журналистам и украинской делегации: «Убийца должна быть наказана!». В ответ Цеголко развернул украинский флаг и возмущенно заявил: «Я представляю тут президента Украины, я хочу вам сказать, что мы называем то, что происходит в этом здании, судилищем. Это абсолютно несправедливо».
Президент Украины Петр Порошенко, комментируя приговор, заявил, что "никогда не признает судилища" над Савченко. По словам украинского министра иностранных дел Павла Климкина, начинается новый этап борьбы за ее освобождение. На эти заявления отреагировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, который сказал, что решение по поводу передачи Савченко украинской стороне может принимать только президент России. Песков отказался пояснить, какое именно решение собирается принять Путин.
Марк Фейгин сказал также после окончания судебного заседания, что считает логичным обмен украинской военнослужащей на российских военных, находящихся на территории Украины. Он выразил надежду, что президент России Владимир Путин все-таки пойдет на этот шаг. Фейгин также выразил уверенность в том, что если бы суд над Савченко не был публичным, то все 22 года, к которым она была приговорена, его подзащитная провела бы в колонии.
"Не вдаваясь в детали, можно сказать, что Надежде Савченко не был обеспечен справедливый суд, вынесенный приговор не обоснован и не должен оставаться в силе, – заявил Хью Уильямсон, директор правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" по Европе и Центральной Азии. – Безусловно, смерть Корнелюка и Волошина требует привлечения виновных, но не в рамках процесса, который был крайне политизирован с самого начала и который не отвечает базовым требованиям к правосудию".
"Хьюман Райтс Вотч" с обеспокоенностью отмечает, что суд над Савченко проходил "на фоне предельного обострения отношений между Москвой и Киевом и в условиях зашкаливающего искажения в России информации о событиях в Донбассе". "Хьюман Райтс Вотч" также глубоко обеспокоена прецедентом, который был создан в 2015 г. судом над Олегом Сенцовым – украинским кинорежиссером, получившим 20 лет по, как уверены эксперты организации, откровенно надуманному делу о терроризме.
Представитель Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что приговор Савченко демонстрирует вопиющее неуважение к принципам справедливости и противоречит обязательствам России в рамках Минских соглашений.