Резкое падение рубля в начале года почти не отразилось на инфляции в России, что удивило экспертов, однако уже в следующий раз все будет иначе. И даже если нефть дешеветь особо и не будет, рост внутренних цен в России в ближайшие два-три месяца вновь ускорится – по своим причинам.
Спад темпов годовой инфляции в России остановился уже основательно. Если в декабре она составляла 12,9%, то к марту замедлилась более чем в полтора раза - до 7,3%. Но дальше уже не менялась - в апреле оказалось столько же. Теперь, судя по представленным Росстатом данным за 30 дней мая, – все те же 7,3%. А в Министерстве экономического развития предполагают, что рост цен в мае даже чуть ускорился – примерно до 7,4%. На это, по оценкам министерства, указывает и ускорение помесячных темпов инфляции – с 0,4% в апреле до, вероятно, 0,5% - в мае.
Очередное ослабление рубля, если вдруг цены на нефть вновь снизятся, приведет уже к гораздо большему ускорению инфляции, чем было в начале этого года.
Можно предположить, что пик еще недавнего, и резкого, замедления роста потребительских цен в России теперь пройден. О том, в каком направлении они могут последовать в ближайшие месяцы и почему, мы говорим с ведущим экспертом исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики в Москве Николаем Кондрашовым, специализирующимся на тематике потребительской инфляции:
- Годовая инфляция, скорее всего, несколько повысится в ближайшие месяцы - примерно до 7,5%. И связано это с тем, что текущий рост цен в те же месяцы прошлого года был еще меньшим, чем сейчас. Однако и этот период - временный, а дальше темпы годовой инфляции вновь начнут замедляться.
Резкий спад инфляции в России в январе-марте был арифметически обусловлен так называемым “эффектом базы”, то есть очень высоких темпов роста цен в эти же месяцы прошлого года – тогда они достигали 16-17% в год. Теперь этот эффект уже исчерпан?..
- Действительно, эффект высокой “базы” прошлого года уже себя исчерпал. Ведь в апреле-мае 2015-го года рост цен замедлился до тех же уровней, которые мы отмечаем и сегодня. Поэтому, собственно, инфляция теперь и стабилизировалась. То есть этот эффект уже полностью “отыгран”. Тем не менее, во втором полугодии эффект прошлогодней “базы” проявится вновь. Дело в том, что с августа рост цен вновь ускорился, так как возобновилось падение рубля. И почти до нового года текущие темпы инфляции были повышенными.
Однако падение курса рубля (как главный фактор ускорения инфляции в России в последние два года), достигнув очередного “дна” в конце января, сменилось весной, как и в те же месяцы прошлого года, его новым ростом. И за последние четыре месяца рубль, следуя за ценами на нефть, укрепился по отношению к доллару на 20%. Какое влияние это оказало на динамику внутренних цен?
- Влияние валютного курса на инфляцию в начале 2016 года несколько отличалось от того, каким оно было год назад. Дело в том, что после сильного ослабления рубля в конце 2015-го - начале 2016 года не произошло полного переноса эффекта очередной девальвации в цены. Если раньше в такой ситуации они сразу взлетали, то в 2016 году цены практически не выросли. То есть в этом году не было ни сильного ее ускорения, ни сильного замедления. А, например, цены на непродовольственные товары и до сих пор еще “адаптируются” к тому “слабому” рублю, который был в конце прошлого – начале нынешнего года. Иначе говоря, есть еще некоторые резервы и для дальнейшего замедления инфляции. Этому будет способствовать и укрепившийся в последние месяцы рубль, хотя существенного эффекта ждать не приходится. По нашим оценкам, эти “резервы” дальнейшего замедления темпов инфляции, считая от нынешней ситуации, составляют 0,5-1%, но не больше…
Поэтому, собственно, инфляция теперь и стабилизировалась.
Как можно объяснить, почему на этот раз не произошло резкого взлета цен – ведь масштабы падения рубля были вполне сопоставимы с прошлогодними?
- Скорее всего, сказалось то, что в начале 2015 года все-таки и проявлялся ажиотаж, и сам сектор торговли еще не адаптировался в должной мере к столь “волатильному” рублю. В 2016 году, в свою очередь, и ажиотажа не было, и проявились спросовые ограничения на стороне потребителей, да и торговля уже приспособилась к новой ситуации. Кроме того, торговые компании, видимо, уже ожидали нового укрепления рубля. Что, собственно, и произошло.
Ведь то, что сегодня темпы инфляции стабилизировались, говорит и о том, что сам “запас прочности” у внутренних цен сокращается.
Вы говорите о “спросовых ограничениях”. Другими словами, имеется в виду резко сократившийся платежеспособный спрос в стране, как со стороны населения, так и со стороны предприятий. Но в какой мере эти ограничения могут “нейтрализовать” влияние на инфляцию такого мощного фактора как очередное ослабление рубля из-за нового падения цен на нефть, случись оно?
- В текущей ситуации спросовые ограничения, безусловно, способствуют замедлению помесячного роста цен. Тем не менее, в случае нового падения цен на нефть и соответствующего ослабления курса рубля, можно ожидать почти моментального всплеска инфляции. И спросовые ограничения уже не будут оказывать на нее заметного влияния. Ведь торговле придется адаптироваться к уже новому уровню издержек. Инфляция вновь ускорится, и ее снова придется довольно долго сдерживать - очень неблагоприятное для российской экономики стечение обстоятельств. Ведь то, что сегодня темпы инфляции стабилизировались, говорит и о том, что сам “запас прочности” у внутренних цен сокращается. Поэтому очередное ослабление рубля, если вдруг цены на нефть вновь снизятся, приведет уже к гораздо большему ускорению инфляции, чем было в начале этого года, - отметил в интервью Радио Свобода Николай Кондрашов.