"Исключительно российская глупость"

Работы по благоустройству в Москве, лето 2016 года

Реконструкция центральных московских улиц ведется некачественно, считают эксперты

Архитектор Андрей Коровянский, сотрудничающий с московскими властями, раскритиковал качество работ по благоустройству, которые ведутся в центре российской столицы. Об этом он написал пост в "Фейсбуке". Андрей Коровянский – главный инженер проекта благоустройства части территории ЦПКиО им. Горького, главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации озеленения центральной части ВДНХ, руководитель проектного бюро студии "Архитектура Живой Формы".

По мнению Коровянского, скорость, с которой ведется благоустройство московских улиц, заставляет усомниться в том, что все будет сделано качественно. Основание и конструкции покрытия тротуаров создаются с технологическими недоработками, работы ведутся без учета геологических данных с использованием неподходящих материалов. Есть претензии и к уровню профессионализма рабочих, многие из которых не имеют нужной квалификации. Все это приведет к тому, что через несколько лет тротуары в центре Москвы разрушатся, считает Андрей Коровянский.​

О том, почему он решил написать этот пост и ожидает ли после него каких-то изменений в концепции московского благоустройства, Андрей Коровянский рассказал в интервью Радио Свобода.

– Как вы в принципе относитесь к нынешнему благоустройству Москвы: ремонту дорог, расширению тротуаров – к тому, что многие сегодня критикуют?

Андрей Коровянский

– Я считаю, что это очень хорошо и это надо было делать давно, планомерно и каждый год. Такая огромная страна и большая столица не может жить без благоустроенных улиц и площадей. И я считаю, что это огромный плюс.

– Насколько я поняла, у вас серьезные претензии к качеству работ, которые сейчас ведутся…

– Больше всего меня волнуют укороченные сроки. В угоду выполнению задач в эти сроки жертвуют качеством основания. Могут жертвовать еще какими-либо вопросами по конструкционным особенностям выполнения работ. Ну, и отчетность. Так что некоторые вопросы меня не устраивают.

– Что вы можете сказать о профессионализме людей, которые ремонтируют нам тротуары в Москве?

Москва, реконструкция Малой Дмитровки

– Они очень разные. Есть профессиональные работники, есть непрофессиональные. К сожалению, в России отсутствует "категорийность". Раньше в СССР у каменщиков были разряды. Такое сохранилось в Беларуси сейчас. Это позволяет при проверке работ увидеть качество бригады. Посмотреть, какие трудятся специалисты. Прекрасно, если попадется каменщик 5-го или 6-го разряда. Такой каменщик свободно "читает" чертежи, прекрасно выполняет работу... К сожалению, в РФ разряды убрали, и в каменщики идет любой. Это снижает качество работы. Но это косвенные признаки. Вся проблема должна рассматриваться в целом. Мне кажется, еще очень важно, что во многом технический надзор задвигается на вторую часть. Техническим надзором очень многие жертвуют.

– Как вы думаете, почему так получается? Неужели нет опытных людей, инженеров, технологов, архитекторов, рабочих?

Москва, реконструкция Малой Дмитровки

– Власть, на самом деле, приняла очень хорошее решение – благоустроить Москву. И это появилось, я думаю, исходя из очень рациональных принципов. И когда была поставлена задача, было привлечено огромное количество людей. Потому что, на самом деле, это очень масштабное строительство. Так как появилось очень много пришлых людей без опыта работы, они начали вносить какие-то не слишком профессиональные предложения и, может быть, не подходящий для нас опыт, иностранный опыт, прежде всего, более теплых стран, европейских стран или Америки. Начали копировать те же конструкции, которые у нас, к сожалению, не работают. Второе – это то, что были поставлены такие короткие сроки. Многие, кто брал эти подряды, начали рапортовать руководству, что выполнят все в срок. Я знаю об этом, потому что присутствовал на огромном количестве совещаний, где подрядчики заявляли, что все будет хорошо, но по результатам (я курировал большую часть работ, связанных с благоустройством Садового кольца и некоторых парков) проявлялись те или иные проблемы, которые пытались быстренько замаскировать верхними слоями покрытия.

– А с чем связаны эти проблемы?

– Дело в том, что конструкции в благоустройстве работают очень своеобразно, в зависимости от разных факторов. Покрытие может начать проваливаться через 3-7 лет. Верхний слой не показатель. Надо смотреть всю конструкцию. А конструкция проверяется технадзорами.

– К чему это может привести? Через несколько лет опять начнут перекладывать, получается?

– Я думаю, что да, во многих местах. К сожалению, уже сейчас в некоторых местах видны эти проблемы.

– Но ведь такое же не впервой в Москве происходит. Постоянно что-то перекладывают. Такое ощущение, что задача-то не в том, чтобы положить качественный тротуар, а в том, чтобы получить и распилить деньги. Не видите ли вы коррупционной составляющей в том, что работы по благоустройству ведутся некачественно?

Москва, реконструкция Малой Дмитровки

– Нет, это такая хохма для "защитников" или "правозащитников", которые любят найти проблемы там, где их нет. Основная проблема именно в отсутствии профессионализма. Как заказчиков, так и проектировщиков, строителей и надзорных органов. Надо ужесточить тендерный отбор, надо провести лицензирование проектировщиков, надо копнуть глубже и провести реформу образования. И главное, надо ужесточить ответственность за ошибки. Это очень важно.

– Ну, а если вернуться к московскому благоустройству. Какие еще сложности тут могут быть?

– Тут есть еще несколько серьезных факторов. Например, сети у нас лежат не в специальных каналах, которые позволяют быстро вынуть коммуникации и заменить их, а, как правило, прямо после покрытий. А сети нужно ремонтировать, нужно прокладывать новые, поэтому выложенные покрытия приходится менять.

– Вы сами сотрудничаете с московскими властями по подобным проектам?

– Я был одним из трех профессиональных экспертов при губернаторе Московской области по программе "Парки" в Подмосковье и куратором этой программы, профессиональным экспертом "Народный парк". Я еще являюсь ГИПом (главным инженером проекта. – РС) по некоторым частям территории парка Горького, и по благоустройству и озеленению ВДНХ – центральной части.

Москва, реконструкция Малой Дмитровки

Проблемы, о которых сказано выше, мне хорошо известны. Мне предлагали курировать проект по Тверской улице. Но я не участвовал в разработке проекта, не знаю, какая там конструкция. И нести ответственность, быть крайним, козлом отпущения не очень-то хочется. Очень много проблем, начиная от проектировщиков, которые просто-напросто не знают состава документации или нарушают требования к самим чертежам, заканчивая безалаберностью тех же ГИПов. Нам приносят чужие проекты. И нарушение технологий заложено уже в проекте. Я думаю, что 60% проблем благоустройства как раз начинается на уровне проектов. Плохо сделаны рекреационные расчеты. Непонятно, какие люди пойдут по улице, сколько их будет, кто будет с колясками, кто на велосипедах. Это не закладывается в проект, все делается абы как. Непонятно количество мусора, которое вообще-то должен считать архитектор. Потом, когда с документами выходишь на стройку, невозможно прижать строителей, потому что там описано не все, что должно быть. А то, что чиновники нанимают не тех людей... Чиновники не профессионалы в строительном бизнесе. Они кураторы, руководители. Им дано задание – проверить. Они проверяют на текучках, на планерках, на летучках, а не на улице.

– А вы не боитесь, что после критики московского благоустройства у вас какие-то будут проблемы с заказами?

– Я не думаю, что будут проблемы. В кои-то веки в руководстве Москвы сейчас более-менее нормальные люди. Все эти проблемы известны. Я не думаю, что я сказал что-то новое.

– Как вы думаете, после вашего поста, после вашей критики что-то изменится? К вам прислушаются?

– Это же пост в "Фейсбуке". Можно о рыбалке писать, что ничего не ловится. Это же не серьезно. В данном случае считайте это таким личным критическим высказыванием…

– Все же почему вы это написали? Накипело?

– Да. Видеть все эти несуразности неприятно. Я из Минска, работаю в Москве с 2001 года. В Беларуси такое просто невозможно, там все очень четко построено. Очень жестко работает и технадзор, и госконтроли. Постоянно судебные разбирательства происходят. И самое главное – правильно устроено лицензирование. И главные архитекторы, и главные инженеры лицензированы. Они регулярно сдают экзамены и только после этого получают допуск к работам. А вот так, как здесь, в Москве ведутся технологические процессы... Постоянно смотришь на эти дороги, покрытия, которые переделываются, переделываются и переделываются. Это исключительно российская глупость. Есть такой момент: как бы с напыщенностью говорят о величии, а при этом глупые вещи творятся. Прежде всего, это непрофессионализм. Я думаю, что в этом и есть суть проблемы.