Более миллиона просмотров набрало в российском интернете видео "Бедная девочка с iPhone 6", снятое на молодежном форуме "Территория смыслов" с участием руководителей ведущих политических партий России. Девушка из Красноярска по имени Яна Мамаева спрашивает, как она может купить квартиру, если ипотека превышает ее зарплату, а экс-сопредседатель координационного совета "Молодой гвардии Единой России" Екатерина Стенякина в довольно резкой форме отвечает, что если у девушки в руках iPhone 6, то такие вопросы она задавать не имеет права.
Свой вопрос Яна Мамаева, работница детского дома с двумя красными дипломами, обращала к вице-спикеру Госдумы Сергею Неверову. "Я не пойму, где же я нагрешила, [что] я не могу взять ипотеку", – сказала она. Неверов, вместо ответа, поинтересовался у Мамаевой, почему она решила получить второе высшее образование, упрекнув ее в том, что, отучившись за государственный счет в первый раз, она не стала работать по полученной специальности. Позже в дискуссию вступила депутат Законодательного собрания Ростовской области и экс-сопредседатель координационного совета "Молодой гвардии Единой России" Екатерина Стенякина. Она заметила, что девушка, держащая в руках iPhone 6, не имеет права задавать подобные вопросы. Попытка возразить, что это был подарок, тонет в злорадных аплодисментах.
Видео с форума, озаглавленное "Бедная девочка с iPhone 6", было вскоре опубликовано на YouTube, набрав более миллиона просмотров. Мамаева же разместила полную версию разговора. На ее ролике видно, что Неверов пытался ответить на заданный вопрос, отмечая, что нужно совершенствовать институт ипотеки и развивать существующие государственные программы: программу для поддержки молодежи и программу региональной поддержки. И привел в пример социально-экономическую политику СССР.
Интернет бурно отреагировал на инцидент – 10 июля жительница Ростова-на-Дону Ольга Добронравова опубликовала петицию, адресованную президенту Владимиру Путину и руководителю агентства по делам молодежи Сергею Поспелову. Одно из требований петиции – лишение Екатерины Стенякиной мандата депутата Законодательного собрания Ростовской области "в связи с недостойным поведением, порочащим репутацию законодательной власти, некомпетентностью в профессиональной среде". За пять дней петицию подписали более семи тысяч человек. Также люди, поддержавшие петицию, требуют ответа на вопрос Мамаевой. Они утверждают, что в схожей ситуации находятся десятки тысяч молодых людей по всей России.
Ольга Широкова, директор по консалтингу московской компании Knight Frank, считает, что ипотечный кредит для многих молодых людей сейчас не является какой-то недостижимой роскошью, но они сами часто отказываются от этого – в пользу аренды жилья. Что же касается тех, чья профессия социально значима, то их должно поддерживать государство, – уверена Ольга Широкова:
– Государство старается помогать тем, кто хочет взять ипотеку. В прошлом году действовала, а в этом году продлена программа субсидирования процентной ставки. Сейчас эта ставка составляет 11,9%. Да, это по-прежнему много, тем не менее, это существенно ниже, чем рыночные ставки в банках. Существуют различные программы строительства жилья для молодых семей. Поэтому я считаю, что, да, это непросто, да, это достаточно дорого, кредит надо брать на достаточно длительный срок, чтобы обеспечить более-менее приемлемый ежемесячный платеж – но, тем не менее, такая возможность есть. Если мы говорим про Москву, то в последние годы в столице стало строиться достаточное количество жилья так называемого комфорт-класса. Если раньше говорить об ипотеке, особенно для молодых людей с не очень высокими доходами, можно было только в Московской области, достаточно далеко от МКАД, то сегодня и в Москве есть интересные проекты, которые предлагаются по относительно невысоким ценам. Такого 5 лет назад в Москве точно не было.
– Но все же откуда у молодых людей могут быть деньги на первоначальный взнос по кредиту?
Сегодня и в Москве есть интересные проекты, которые предлагаются по относительно невысоким ценам
– Это сложный вопрос. Это может быть квартира, доставшаяся им от родителей. Это могут быть какие-то собственные первоначальные накопления. Сейчас обсуждается еще одна программа. Она первый раз появилась одновременно с обсуждением закона под ипотеки – это так называемые "стройсберкассы", когда как раз тем, у кого нет первоначального взноса, дается определенный период, пока они накапливают этот первоначальный взнос, а потом государство им субсидирует ипотеку до еще более низкого уровня процентной ставки. То есть накопить первоначальный взнос все равно надо, но потом вы получаете кредит по существенно более низким ставкам. Сейчас эта тема опять вернулась к активному обсуждению. Есть вероятность, что закон о "стройсберкассах" будет принят. И он как раз поможет тем, у кого нет первоначального платежа, но они будут иметь возможность в течение 3-5 лет накапливать в специальной стройсберкассе средства и потом получить кредит. Сложно сейчас говорить, по какой ставке, но, допустим, под 7% годовых, а может быть, и ниже, если к этому моменту экономическая ситуация в стране еще сильнее выровняется.
– А каким образом нынешняя экономическая ситуация в стране влияет на ставку по ипотеке?
– Ставка – это всегда несколько факторов, в том числе и риски. Когда есть понимание того, что ситуация нестабильна, что могут быть дефолты по кредитам, что люди могут терять работу, – это все закладывается в ставки. Может быть, инфляция вдруг станет существенно выше планируемой. Если есть безрисковая ставка по гособлигациям, то все, что сверху, это как раз те самые риски, которые определяются состоянием экономики и доходов, в том числе и тех самых молодых специалистов – будет ли у них стабильная работа, будут ли у них расти зарплаты, смогут ли они рассчитываться по ипотеке, будут ли они брать кредиты и тем самым стимулировать развитие банковской системы. Эти вещи взаимосвязаны.
– В данный момент какие шаги должны быть предприняты для создания более благоприятной экономической ситуации?
Ставки сейчас – от 12 до 14% в рублях, в зависимости от типа кредита, от заемщика
– Экономическая ситуация в целом значительно более сложная, чем только раздел ипотеки. Но первый момент понятен – это цены на нефть. Мы по-прежнему достаточно сильно от них зависим. И сейчас мы видим, что какие-то прогнозы, ведущие к полному апокалипсису, не сбываются. Цены на нефть стабилизировались, даже в некотором смысле растут. И мы видим, что банки начинают потихонечку снижать ставки. Буквально на прошлой неделе Сбербанк понизил ставки по своим стандартным ипотечным продуктам, не связанным с господдержкой. Ставки сейчас – от 12 до 14% в рублях, в зависимости от типа кредита, от заемщика. Ипотечный рынок реагирует сразу на такие моменты. А дальше, наверное, вопрос к макроэкономистам, что надо сделать, чтобы мы росли не только за счет роста цен на нефть.
– Достаточно ли нынешняя молодежь экономически подкована?
– Я думаю, что она подкована экономически значительно лучше, чем старшее поколение. И она значительно более независима и более прогрессивна во взглядах на недвижимость. Если старшее поколение, несмотря ни на что, хотело иметь жилье в собственности, то современная молодежь значительно более мобильна и зачастую предпочитает ипотеке аренду. А если сегодня сравнивать ежемесячные платежи по ипотеке с арендными ставками на подобное жилье, то арендные ставки – существенно ниже. Если нет сильного желания купить квартиру именно в собственность и владеть ею всю жизнь, то вы можете арендовать жилье значительно лучшее по качеству или по местоположению. И многие молодые люди выбирают маленькую квартирку в центре города в аренду, а не покупают в ипотеку что-то где-то за МКАД, с расчетом на рост семьи.
Если старшее поколение, несмотря ни на что, хотело иметь жилье в собственности, то современная молодежь значительно более мобильна и зачастую предпочитает ипотеке аренду
Это разумное и экономически оправданное поведение. Программа развития доходных домов, которая позволит сделать арендный рынок более прозрачным, сейчас опять возобновлена, активно обсуждается. Есть вероятность, что таких проектов в их доступном сегменте станет какое-то заметное количество. И тогда молодые люди действительно смогут не на вторичном рынке, а на организованном рынке от единого собственника снимать, арендовать квартиры в хороших местах, может быть, с каким-то минимальным сервисом, который нужен этим молодым людям, и прекрасно существовать, не обременяя себя 30-летними ипотечными кредитами.
– Что бы вы ответили на вопрос Яны Мамаевой, с которого начался наш разговор? Как молодой человек с высшим образованием может купить квартиру, если ипотека выше его зарплаты?
– Здесь ситуация тоже достаточно проста. Есть люди, которые могут купить квартиру сами. И им сильно поддержка от государства или какая-то помощь не нужна. Главное – чтобы права собственности оформлялись правильно, понятно и корректно. Есть люди, которые могут взять ипотеку. Им нужна какая-то господдержка по ставке. У них уже есть средства или другая квартира на первоначальный взнос. Третья категория – это люди, которые могут войти в программу "стройсберкассы". Это те, кто готовы накопить на первоначальный взнос, а потом получить от государства легкий кредит. И есть следующая категория – это люди социально значимых профессий. Я думаю, что эту девушку Яну следует отнести к этой категории. Туда попадают учителя, врачи, полицейские, то есть те люди, которые поддерживают стабильное развитие общества. Эти люди должны получать муниципальное жилье либо по арендным, либо по каким-то другим льготным программам.
Очевидно, что нет смысла делать для них какие-то суперльготные ипотечные программы. Это слишком искусственная конструкция. Они должны получать жилье либо во временное пользование, пока они являются представителями этих социально значимых профессий, либо в постоянное. Но уже необходимо четко формулировать эту программу, определять все правила, определять возможности государства. Может ли государство, допустим, после какого-то срока, после 10 лет работы, передавать эту квартиру в собственность, или после 20 лет работы? Конкретные конструкции могут обсуждаться, но очевидно, что это как раз та самая категория профессий, которая должна быть обеспечена жильем со стороны государства. Мне кажется, запрос депутатам должен быть сформулирован именно таким образом – пожалуйста, организуйте создание и принятие в Госдуме этой программы, которая позволит нам осуществлять очень важную функцию в нашем обществе.
– Считаете ли вы наличие айфона-6 признаком обеспеченности человека и его способности купить недвижимость?
– Нет, абсолютно нет! Айфон-6 может быть куплен в кредит с минимальным взносом или вообще без первоначального взноса. Нет, абсолютно, не считаю. У меня такого айфона-6 нет, – говорит Ольга Широкова.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, средняя зарплата в России в мае 2016 года была 36 570 рублей. Первоначальный взнос по кредиту на квартиру в Сбербанке должен составлять не менее 20 процентов от ее стоимости. В Москве однокомнатная квартира стоит сейчас в среднем 6 миллионов 600 тысяч рублей, а в Красноярске, откуда родом Яна Мамаева, 1 миллион 800 тысяч рублей. В исчислении госпожи Стенякиной – около 150 и 40 "айфонов-6" соответственно.