Олег Навальный, брат оппозиционного политика Алексея Навального, осужденный на 3,5 года колонии по делу "Ив Роше", нарисовал картинки-стикеры для сервиса по обмену сообщениями Telegram. Картинки представляют собой зарисовки сцен тюремного быта. Рисунки Олег Навальный передал через адвоката гражданскому активисту, урбанисту Павлу Акимову, которому и принадлежала идея.
В интервью Радио Свобода Павел Акимов пояснил, что, несмотря на молодежный и ироничный характер этого проекта, он должен привлечь внимание к делу Олега Навального и к проблеме политических заключенных в России:
– С Олегом Навальным я переписываюсь с весны, начал где-то с мая, – рассказывает Павел Акимов. – Он к своим ответам, по крайней мере мне, подходит очень творчески, это мне сразу бросилось в глаза. Потом я случайно наткнулся, опять же в Facebook, на то, что девушка из Британской школы дизайна решила сделать выставку его работ, на которую я, собственно, сходил. Я узнал об этой выставке, и как-то сама собой пришла идея, что можно не простым аналоговым искусством заниматься, а сделать что-то в цифровом формате.
Я не ограничивал его ни по тематике, ни по исполнению. Логично, что человек в конечном итоге описал этот самый арестантский быт, которые его окружает
Сами по себе стикеры в мессенджерах – это некое дополнение к тексту, к фотографиям или видео, которое можно отсылать. Это расширение так называемых "эмодзи" – иконок, обозначающих разные состояния человека, разные предметы. Такой универсальный язык общения в мессенджерах. Я отправил Олегу полный лист этой "эмодзи-клавиатуры", которая существует сегодня в смартфонах, чтобы он как-то мог на нее ориентироваться, потому что к ним привязываются рисунки, которые потом превращаются в стикеры, и предложил: если идея понравилась, можешь нарисовать вообще все, что в голову тебе придет. Я не ограничивал его ни по тематике, ни по исполнению, полностью полагался на его выбор. Логично, что Олег в конечном итоге описал арестантский быт, который его окружает. В итоге получились скетчи, карандашные зарисовки, которые я просто перевел в цифровой вид, немножко обработал Photoshop и залил в Telegram. И в итоге мы имеем набор зарисовок, которыми вы можете делиться в мессенджере Telegram.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– У вас есть любимые, наиболее запомнившиеся вам стикеры, которые Олег Навальный нарисовал?
– Они все, конечно, забавные, но понятно, что больше запоминаются самые ироничные. Есть стикер под названием "Воспитательная беседа" (или "Профилактическая работа"), где сотрудник УФСИН, очевидно, в обмундировании избивает заключенного, – это ирония Олега и прекрасная иллюстрация тюремных порядков, которые его окружают. Ну, и просто какие-то достаточно забавные аббревиатуры. Мы живем в стране, в которой один из столпов традиционной культуры имеет корни в местах не столь отдаленных. Так или иначе многие люди знакомы со сленгом, с какими-то символам, и это ложится на общие архетипы, которые у всех нас в головах сидят. Мне в целом этот феномен интересен.
"Тюремные стикеры" Олега Навального: (можно скачать здесь)
– Насколько эти стикеры понятны людям? И насколько они пользуются популярностью? Можете как-то отслеживать это?
– Их скачало и установило у себя больше 5,5 тысячи человек. На самом деле, мне сложно сказать, много ли это и с чем это можно сравнить. Но в принципе, для такой своеобразной истории, которая вдруг появилась из ниоткуда, это не так мало. Притом что установило их 5,5 тысячи, а удалило потом только чуть более сотни. Но это, конечно, благодаря его брату Алексею, который публиковал ссылки, благодаря изданию "Медуза", которое тоже на русском и на английском про это написало, то есть пошла медиаволна. Я постарался все-таки придать этому проекту не просто шутливо-юмористический, легкий вид, но превратить его в напоминание, что в стране есть политзаключенные. Такой достаточно простой формат – это лишний способ напомнить друг другу, показать тем, кто про это, может быть, еще не знает, что у нас людей ни за что в тюрьму сажают, и они там уже, на примере Олега, полтора года маринуются, абсолютно безвинные.
Несмотря на немножко молодежный формат, это история про то, что в стране есть политзаключенные
– А у Telegram есть какие-то ограничения на подобные стикеры? Или любой человек может создать такого рода рисунки и залить в систему?
– Да, это все достаточно просто и открыто. Telegram в принципе славится своей открытой политикой, у них открытые API, они приветствуют разработчиков, которые какие-то штуки делают для Telegram. Для стикеров там есть "стикер-бот" – это такая программа, с которой вы начинаете общаться, у которой есть список команд, достаточно тривиальных, и ваша задача – сделать картинки в определенном формате и отправить их этому самому "стикер-боту", который уже сам из них сделает стикеры для "Телеграма". А дальше вы можете уже отслеживать статистику, удалять, добавлять новые и так далее. То есть все весьма свободно и открыто.
– Вы вначале сказали, что переписываетесь с Олегом Навальным с весны. Как вы узнали о его деле, как давно следите за его судьбой, судьбой его брата?
– Я во всех этих политических активностях уже довольно давно участвую, либо просто как наблюдатель, либо как относительно активный участник. Работал на мэрской кампании Алексея Навального в Москве в 2013 году, занимался наблюдателями. Соответственно, слежу как-то за всеми этими процессами, в том числе за делом "Ив Роше", по которому Олег и отправился в тюрьму. Я на самом деле как-то запоздал с письмом. Эта история про то, что ты как-то вроде и понимаешь, что человеку стоит написать, вроде как бы и уже готов, но непонятно, что незнакомому человеку написать, и нужны ли ему вообще твои письма. Поэтому я только весной отправил первое письмо, и с тех пор пусть не очень интенсивно, но мы переписываемся.
Сама идея привлечения внимания нестандартными способами к проблеме политзаключенных мне кажется очень здравой
– Но вы с ним лично не знакомы?
– Нет, лично не знаком.
– А есть какие-то идеи дальнейшего подобного сотрудничества?
– Честно говоря, пока не появилось. Но вообще сама идея привлечения внимания, может быть, какими-то нестандартными способами, к проблеме политзаключенных мне кажется очень здравой. Поэтому я буду рад, если, может быть, моя небольшая коллаборация с Олегом кого-то еще вдохновит на подобные штуки, – заключает Павел Акимов.
В декабре 2014 года Олег Навальный был приговорен к 3,5 годам колонии по делу о мошенничестве со средствами косметической компании "Ив Роше". Его брат Алексей Навальный, которого также суд признал виновным в рамках этого дела, получил условный срок. Алексей Навальный назвал такой приговор "самым подлым и отвратительным" и заявил, что его брата в этой ситуации сделали заложником. Олег Навальный отбывает наказание в колонии в Орловской области. 27 июня 2016 года Урицкий суд Орловской области отказал ему в условно-досрочном освобождении, мотивировав это тем, что у осужденного есть 12 непогашенных взысканий. Адвокаты Навального заявляли, что взыскания наложены на их подзащитного незаконно.
13 июля Олега Навального в пятый раз отправили в штрафной изолятор на 13 суток с формулировкой "сидел днем на кровати". По подсчетам самого Олега Навального, за полтора года в колонии он провел в ШИЗО 55 суток. Ему было предъявлено около 20 дисциплинарных взысканий. Алексей Навальный считает главной причиной, по которой его брат находится в колонии и регулярно получает взыскания, свою политическую деятельность. Если срок наказания Олегу Навальному не будет сокращен или же его не отпустят досрочно, на свободу он сможет выйти летом 2018 года.
Правозащитный центр "Мемориал" признал Олега Навального политическим заключенным. Правозащитники посчитали, что в уголовном преследовании братьев Навальных прослеживается очевидный политический мотив: прекращение публичной деятельности Алексея, устранение угроз, которые его деятельность создает действующей власти. "Это была обычная хозяйственная деятельность, споры в связи с которой могли и должны были разрешаться в гражданско-правовом порядке", – говорится в заявлении "Мемориала".
На сегодняшний день Правозащитный центр "Мемориал" признал политическими заключенными 91 человека.