Международный ЛГБТ-кинофестиваль "Бок о бок" вот уже десять лет осенью проходит в Санкт-Петербурге. Однако организаторы не забыли и о московской публике. Начиная с 2012 года зрители российской столицы имеют возможность смотреть лучшие фильмы фестиваля. В этом году темой фестиваля стало право на идентичность. Девиз "Бок о бок" 2017 года: "Только мне решать, кто я!"
О том, что покажут зрителям московского фестиваля "Бок о бок", Радио Свобода рассказала организатор мероприятия Гуля Султанова:
– В рамках московского фестиваля мы планируем показать 25 фильмов: 6 полнометражных и 19 короткометражных. Кроме того, у нас будет презентация книги журналиста Радио Свобода Сергея Хазова-Кассиа "Евангелие от..." Также во время фестиваля будут две интересные встречи: одна из них с актером, который сыграл главную роль в фильме Тео и Юга "Париж 0559", а вторая с транс-активисткой из США и транс-активисткой из Петербурга, на которой мы поговорим о том, как в медиапространстве представляют трансгендерных людей.
В Москве мы показываем crème de la crème нашего петербургского фестиваля
– Расскажите, чем московский фестиваль отличается от того, что проходит осенью в Петербурге?
– Основной фестиваль "Бок о бок" проходит каждый год в Петербурге в ноябре, и длится десять дней, это именно фестиваль. Там мы показываем фильмы, часть из которых показываются в России впервые. С 2012 года проходит четырехдневный фестиваль "Бок о бок" в Москве и здесь мы показываем, что называется crème de la crème нашего петербургского фестиваля.
– Как формируется программа основного фестиваля?
– Фильмы, которые попадают в петербургскую программу, проходят очень серьезный отбор. Наш программный директор Менни Де Гуэр уже с мая начинает отсматривать новые ЛГБТ-фильмы, которые появляются в мире, и отбирает наиболее интересные, наиболее актуальные и важные конкретно для России. Вообще сейчас ЛГБТ-кинематограф очень развит, каждый год снимаются, наверное, миллионы фильмов на эти темы во всем мире, и вот из этих миллионов какая-то часть оказывается на фестивалях, какая-то присылается нам на отбор, у нас открытый конкурс, и из всего этого богатства, обилия и разнообразия мы выбираем. Как правило, на петербургском фестивале всегда в конкурсе 40–45 фильмов. У нас фестиваль конкурсный, и вся фестивальная программа просматривается жюри, фильмы и режиссеры получают призы, то есть все серьезно.
– Сейчас у всех на слуху ситуация в Чечне. Эта тема как-то будет затронута во время московского фестиваля?
– Безусловно, ситуация в Чечне найдет свое отражение в обсуждениях. Потому что для нас фестиваль – это не просто просмотр кино, это всегда еще дискуссионная площадка. И мы после фильмов обсуждаем, конечно, не только сами фильмы, но и те темы, которые затрагиваются. То, что происходит в Чечне, – это, конечно, очень плохая тенденция, очень плохой знак для всех российских ЛГБТ-людей. Чечня – это часть России, и конечно, то, что сейчас там происходит с ЛГБТ-людьми и с журналистами, это все очень плохо.
– Что обычно представляют собой обсуждения на фестивале "Бок о бок"? Это в большей степени обсуждение конкретных фильмов или тем?
– У нас запланированы три дискуссии на фестивале. Первая будет посвящена правам женщин, и она состоится после фильма "Рассерженные индийские богини". Это очень классный игровой фильм, в котором поднимаются разные темы. Как выясняется, в Индии и в России много схожего. И вот после этой картины мы обсудим, что происходит здесь, то есть на уровне законодательства, на уровне общественного восприятия вопросов прав женщин, на уровне того, как сами женщины относятся к этой теме, как видится феминизм – это что-то плохое и ненужное, или же в России появляется все больше феминисток, а люди начинают понимать, за что они борются.
Для нас важно обеспечить доступную среду, чтобы к нам приходили люди и не только из ЛГБТ-сообщества
– Тема феминизма соприкасается с темой ЛГБТ, но все же существует параллельно...
– Вообще, феминизм затрагивает все области жизни, потому что феминизм – это не только про женщин. Феминизм говорит о равенстве мужчин и женщин, о недискриминации по признаку пола или гендерной идентичности. Сюда попадают и трансгендерные люди. Поэтому феминизм так же широк, как и вопросы, которые поднимаем мы, потому что нет сугубо ЛГБТ-вопросов, как и нет сугубо ЛГБТ-сообщества, как и нет одного отдельного человека, который был бы из сообщества, и который вот поднимал такие специальные темы. Мы все связаны, мы все живем в одном обществе, и у всех могут быть разные идентичности по признаку национальности, того, где мы выросли, в городе или в деревне, по гендерной идентичности, по социальному положению. Поэтому наши дискуссии настолько и широки.
– Какие еще темы будут в центре дискуссий на нынешнем фестивале в Москве?
– Еще одна важная тема – доступная среда для людей с ограниченными возможностями, или, если правильно говорить, с другими возможностями. Эта тема тоже актуальна для России. Потому что, во-первых, среди людей с ограниченными возможностями тоже есть ЛГБТ-люди. И, например, вот эти люди буквально год назад начали говорить: слушайте, вы понимаете, что часть людей вообще не имеет возможности посетить даже фестиваль, вы что-то обсуждаете, начинаете движение, но вы даже не думаете об этих людях. И мы поняли, что это действительно так! Для нас важно обеспечить эту доступную среду.
И, конечно же, мы думаем о том, чтобы к нам приходили люди и не только из ЛГБТ-сообщества, а просто все, кому интересно кино, кому интересные общественные обсуждения, дискуссии, и в том числе люди на колясках, те, кто плохо слышит, плохо видит. Конечно, пока мы, к сожалению, не в состоянии сделать полностью доступную среду, мы пишем об этом у себя в социальных сетях, что мы можем предоставить, а что нет. У нас будет сурдоперевод, будет мобильность полная в течение всех дней фестиваля, кроме церемонии открытия, которая состоится в Лофт АТВ на "Красном Октябре". К сожалению, там очень крутые лестницы, и мы не сможем обеспечить доступ для маломобильных людей. Но на остальных площадках будет доступ.