Милосердие для убийцы

Йиржи Кайинек на одном из судебных заседаний по его делу

“Вижу, журналистов много. Надо бы ликвидировать”, – по-русски произнес президент Чехии Милош Земан, выходя вместе с российским коллегой Владимиром Путиным на встречу с представителями прессы после переговоров, которые оба лидера провели в кулуарах международного саммита в Китае. “Ликвидировать не надо, сократить можно”, – подыграл партнеру Путин.

​Земан, давно не скрывающий своей неприязни к СМИ, в иных случаях бывает куда милосерднее. На днях он объявил о намерении помиловать самого знаменитого чешского преступника Йиржи Кайинека, приговоренного к пожизненному заключению за двойное заказное убийство. Как ни странно, этот шаг, вызвавший в Чехии большой резонанс, имеет политическое значение. По мнению многих аналитиков, он способен принести Земану, одному из главных союзников Кремля в Центральной Европе, дополнительные голоса на президентских выборах. Они должны состояться в начале следующего года – незадолго до аналогичных выборов в России. Кстати, Йиржи Кайинек тоже связан с Россией – правда, весьма опосредованным образом: роль Кайинека в чешском художественном фильме, посвященном его жизни, несколько лет назад исполнил популярный российский актер Константин Лавроненко.​

Биография у самого знаменитого убийцы в Чехии бурная. Первые проблемы с законом – в связи с мелкими кражами – у Кайинека возникли еще в 1974 году, когда ему было 13 лет. В 1982-м он впервые попал за решетку, позднее при очередном аресте за грабежи нанес тяжелые травмы трем полицейским. Вышел на свободу уже при новой, демократической власти, затем снова преследовался, в том числе за вооруженное нападение на наряд полиции, у которого Кайинек угнал машину. В уголовных кругах он стал пользоваться славой человека “крутого, но отмороженного”, а у правоохранительных органов – репутацией одного из самых опасных уголовников.

Он убил 12 выстрелами из пистолета предпринимателя из города Плзень и его охранника

30 мая 1993 года “карьера” Кайинека достигла вершины: как позднее утверждало следствие, в этот день он убил 12 выстрелами из пистолета предпринимателя из города Плзень и его охранника. Еще один телохранитель был тяжело ранен, но выжил и позднее стал ключевым свидетелем обвинения. Заказчиком убийства выступал некий Антонин Власак, который был должен убитому крупную сумму денег – в общем, довольно банальные криминальные “разборки”, которые в Чехии в начале 90-х годов были порой не менее жестокими, чем в России.

За это преступление Йиржи Кайинек был в 1998 году приговорен к пожизненному заключению. Однако свою вину он не признал и с необыкновенным упорством раз за разом обжаловал приговор в различных судебных инстанциях. С течением времени возникли некоторые обстоятельства, заставившие говорить о возможности пересмотра процесса. Например, выяснилось, что полиция почему-то не сняла отпечатки пальцев с автомашины, в которой находились убитые, хотя выживший свидетель показал, что убийца “работал” без перчаток. В деле об убийстве были замешаны несколько полицейских, связанных с криминальным миром, но ни один из них не был наконец привлечен к ответственности. Однако Верховный суд Чехии, рассмотрев все обстоятельства, отказался вынести решение о пересмотре дела.

Милош Земан (слева) жестикулирует во время встречи с премьер-министром Чехии Богуславом Соботкой

Понемногу дело Кайинека начало обрастать легендами, а сам он стал выглядеть в глазах многих чехов жертвой коррумпированной системы. После того как в 2000 году Кайинек совершил побег из особо охраняемой тюрьмы Миров, став первым в ее истории заключенным, которому это удалось, и при драматических обстоятельствах был задержан в квартире любовницы, он стал своего рода звездой. Чешская пресса утверждала, что по числу писем, приходивших ему от поклонниц, Кайинек заткнул за пояс самых ярких представителей местной поп-культуры. Новым напоминанием о нем стал вышедший в 2010 году фильм “Кайинек” режиссера Петра Якла с Константином Лавроненко в заглавной роли. По мнению кинокритика Камила Филы, этот фильм, в котором вопрос о вине Кайинека оставлен открытым, “укрепляет легенду и способствует скорее странному заметанию следов, чем поиску правды” о давнем преступлении.

О Кайинеке тем не менее стали понемногу забывать, пока недавно президент Милош Земан вновь не вывел его на первые полосы газет. Глава государства заявил, что в конце мая, по возвращении из зарубежных поездок, помилует Кайинека. Ранее первая дама Чехии Ивана Земанова посетила самого знаменитого заключенного страны. Условия освобождения Кайинека будут своеобразными: в течение семи лет он будет находиться под строгим полицейским наблюдением. Если в течение этого срока помилованный рецидивист совершит хотя бы одно правонарушение, его немедленно вернут в тюрьму. О популярности Кайинека говорят данные проведенного опроса: решение президента Земана поддержало 54% чехов, против были 36%, у остальных определенного мнения на сей счет нет. Остается добавить, что до сих пор Милош Земан был весьма скуп на помилования: за 4 года пребывания в должности он помиловал семерых осужденных – гораздо меньше, чем его предшественники.

О мотивах, которые вели чешского президента к принятию нестандартного решения об освобождении Йиржи Кайинека, в интервью Радио Свобода рассуждает обозреватель пражской газеты “Право” Александр Митрофанов:

Для этих людей Кайинек – жертва системы, в которой, по их мнению, простому человеку продохнуть нельзя, а мерзавцы наверху делают что хотят

– Причины политические. Есть отток избирателей – из числа тех, кто голосовал за Милоша Земана 4 года назад и, видимо, переоценил его способности к исполнению президентских обязанностей. Так что теперь президент стремится опереться на другой контингент, при том что еще в 1992 году, будучи депутатом парламента, Земан рассуждал об электорате в следующих выражениях, это цитата: “Треть жителей этой страны – люди, слабые духом. Каждый седьмой – идиот или алкоголик. А приблизительно у половины уровень интеллекта ниже среднего”. И вот теперь Земан ищет поддержку у симпатизантов Кайинека, часть которых, возможно, соответствует тем его давнишним характеристикам. Для этих людей Кайинек – жертва системы, в которой, по их мнению, простому человеку продохнуть нельзя, а мерзавцы наверху делают что хотят.

– Вы думаете, что это помилование принесет Земану значительное число голосов на выборах?

– Нет, я думаю, что в таких категориях еще рановато рассуждать. Тут дело в том, что президент находится в очень неважной форме, физической и психической. Это заметно по его последним выступлениям – вроде “шутки” о том, что журналистов нужно ликвидировать. В отличие от недавних времен, Земан уже не в состоянии просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Он стремится сделать нечто, способное поддержать его падающую уверенность в себе. Я могу судить по собственному опыту общения с ним: выглядя такой грубоватой, словно из одного куска камня вытесанной фигурой, в действительности Милош Земан – человек весьма ранимый и крайне в себе не уверенный. Так что подобного рода действия – это попытки как-то заглушить ясные негативные последствия его собственного политического поведения.