Бывший президент Грузии, лидер партии "Рух новых сил" ("РНС") Михаил Саакашвили обвиняет власти Украины в депортации из страны "по политическим мотивам" грузинских граждан – его соратников и друзей. Решатся ли в Киеве на выдворение из страны лишенного летом гражданства Украины самого Саакашвили, которого называют сейчас одним из самых харизматичных и решительных политиков украинской оппозиции?
В понедельник, 20 ноября, Михаил Саакашвили заявил на пресс-конференции, что начальник Управления госохраны Украины Валерий Гелетей лично командовал операцией по депортации похищенных в Киеве 17 ноября четверых его соратников и друзей. Впрочем, сам Гелетей эти слова Саакашвили сразу же опроверг, написав в фейсбуке, что не участвовал ни в каких операциях "по якобы похищению и депортации грузинских граждан". Как рассказал Саакашвили, его соратников и друзей спецназовцы переправили на трех вертолетах из Киева в Одессу, затем отвезли в порт Черноморск и посадили на паром, на котором в воскресенье, 19 ноября, они прибыли в грузинский порт Поти. Среди депортированных из Украины, в частности, оказались воевавший в Донбассе грузинский доброволец Вано Надирадзе и журналист телеканала "Рустави 2" Томаз Шавшишвили.
Шавшишвили сообщил участникам пресс-конференции во время включения по скайпу из Грузии, что 17 ноября к нему ворвались в киевскую квартиру спецназовцы СБУ, избили ногами, замотали скотчем глаза и увезли в аэропорт. По словам журналиста, у него есть аккредитация МИД Украины и он не нарушал никаких украинских законов, тем мне менее ему запретили въезд в Украину на три года. По информации Службы безопасности Украины, за последние дни на родину принудительно вернули восемь граждан Грузии, деятельность которых, как подчеркивают в СБУ, противоречит интересам национальной безопасности Украины.
В минувшем месяце генпрокурор Украины Юрий Луценко обвинил Саакашвили в подготовке государственного переворота, после того, как в том числе и активисты партии экс-президента Грузии разбили 17 октября палаточный лагерь у Верховной Рады. Палатки до сих пор находятся возле парламента – на улице Грушевского и в Мариинском парке. В лагере проживают несколько сот протестующих. Одно из их требований к депутатам – принять закон "Об импичменте президента Украины". Если этот закон не будет принят до 3 декабря, то Саакашвили намерен со своими сторонками начать процедуру "народного импичмента" Петра Порошенко. Политолог Руслан Бортник считает, что депортация в Грузию соратников Скакавшими – инструмент политического давления и политической расправы:
"Скорее всего, эти грузины из команды Саакашвили играли важную роль именно в инфраструктуре протеста, в его организации и поддержании. И эта депортация, конечно же, ослабляет протесты, с одной стороны, а с другой – радикализирует их. Напомню, что к ранее выдвинутым требованиям об отмене депутатской неприкосновенности, изменении избирательного законодательства и создании антикоррупционного суда 7 ноября митингующие добавили еще одно – принять закон "Об импичменте президента Украины". Думаю, что протесты будут становиться еще более радикальными и появятся новые формы давления на власть. Возможно, это будет сбор подписей (за отставку президента или роспуск парламента) или блокирование важных инфраструктурных объектов. В любом случае, пока ситуация движется по пути эскалации и какого-либо эффективного диалога между властью и лидерами, протестов не наблюдается".
Отправив на родину очередную группу грузинских граждан, украинские власти пытаются лишить Саакашвили надежных соратников, но вряд ли решатся на экстрадиции в Грузию самого бывшего президента этой страны, – считает руководитель аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев:
– Такой шаг привел бы к серьезным репутационным потерям для украинской власти, для нее сейчас лучше "повыдергивать" окружение [Саакашвили], создать атмосферу тревоги и страха и таким образом дезорганизовать или, как я часто говорю, стерилизовать потенциал команды лидера "РНС". Очень показательно, что в четвертую годовщину начала Евромайдана лицо грузинской национальности становится символом политической неблагонадежности. То, как поступают с окружением Саакашвили, наглядно показывает, что в борьбе за власть нынешний политический режим будет куда менее щепетилен, чем даже его предшественники.
– Каков сейчас уровень популярности Михаила Саакашвили у украинцев?
– Если отталкиваться от публичных опросов общественного мнения, то здесь, казалось бы, власти беспокоиться нечего. Поскольку звездный час Михаила Николозовича, когда его политической силе ("РНС") давали авансом едва ли не под 10 процентов, прошел. Момент упущен. Непоследовательность Саакашвили, который слишком долго пытался разобраться, где ему лучше продолжить политическую карьеру – в Грузии или в Украине, негативно отразилась и на его электоральных рейтингах. Но после возвращения в Украину (после прорыва 10 сентября польско-украинского участка границы) лишением Саакашвили украинского гражданства власть вернула его из политической маргиналии в информационный топ. И сейчас лидер "РНС" оттенил даже ту же Юлию Тимошенко, которую политтехнологи Порошенко считают главным его конкурентом на президентских выборах в Украине в 2019 году. Чего боится нынешняя власть? Все прекрасно помнят, что Евромайдан в ноябре – в начале декабря 2013 года выглядел весьма безобидно. И тогда мало кто верил в перспективу свержения четвертого президента Украины Виктора Януковича. Власть пытается задушить эту ситуацию (с протестами активистов и сторонников партии Саакашвили в Верховной Раде) в зародыше, поскольку прекрасно отдает себе отчет, что любой "черный лебедь" может детонировать кризис куда более масштабный. И вот тогда Саакашвили с его определенной харизмой и решительностью в тактических действиях может оказаться очень опасным. Именно поэтому предпринимаются и такие меры, как выдворение из Украины его грузинских соратников. Все отдают себе отчет, что палаточный лагерь под Верховной Радой, в котором максимум пару стен человек, не представляет опасности, однако в случае обострения политического кризиса он может стать базовой, отправной точкой наступление на нынешнюю украинскую власть.
Украинская власть прекрасно отдает себе отчет, что любой "черный лебедь" может детонировать кризис куда более масштабный
– Что может стать причиной обострения политического кризиса в Украине?
– Это могут быть и какие-то социально-экономические проблемы, связанные со срывом отопительного сезона. Кризис может вспыхнуть, например, из-за усилений требования Запада по выполнению Киевом политической части Минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе, предполагающих в частности особый статус для неподконтрольных Украине отдельных районов Луганской и Донецкой областей (ОРДЛО) и проведение там местных выборов. Поскольку патриотическая общественность все это воспринимает как капитуляцию Украины, в общем любое выступление против власти способно расширить масштабы протестов сторонников экс-президента Грузии.
– 19 ноября Михаил Саакашвили заявил на очередном "воскресном вече" у Верховной Рады, что Украине нужна новая власть, и выразил готовность в случае необходимости возглавить новое правительство. Ранее звучали предположения экспертов, что Саакашвили расчищает дорогу к президентству лидеру "Батькивщины" Юлии Тимошенко, которая может обещать Саакашвили в случае своей победы премьерский пост. Реален ли такой сценарий?
– Этот сценарий активно обсуждали в сентябре, когда Тимошенко приехала в Польшу и вместе с Саакашвили, которого не впускали в Украину, они прорвались через польско-украинский участок границы. Но потом Тимошенко достаточно решительно дистанцировалась от Саакашвили. Мои источники в "Батькивщине" говорят, что на данном этапе никакого сотрудничества нет. Я предполагаю, что если бы существовали договоренности о сотрудничестве, то Тимошенко хотя бы поддерживала лидера "РНС" в информационном плане, но этого нет.
– Может ли в принципе у Михаила Саакашвили появиться шанс стать премьер-министром Украины?
– Если его политическая сила пройдет в Раду и только при очень благоприятном стечении обстоятельств. Пока вероятность такого сценария достаточно невысока. Другое дело, если произойдет, скажем так, неэлекторальная смена власти. Тогда это возможно.
Между тем Руслан Бортник, в отличие от Андрея Золотарева, не исключает, что чем ближе 3 декабря, когда может начаться процедура "народного импичмента" президента Петра Порошенко, тем более реальным будет становиться сценарий экстрадиции Михаила Саакашвили в Грузию:
"Думаю, что не зря у протестующих под украинским парламентом появилась дата 3 декабря. Скорее всего, чем ближе к новогодним праздникам, когда украинцы будут заняты подготовкой и к Новому году, и к одному и другому Рождеству, риск задержания Михаила Саакашвили сотрудниками правоохранительных органов и попытки его депортации в Польшу или экстрадиции в Грузию очень высок. Саакашвили и его команда, которые пытаются достигнуть пика давления на власть до предстоящих праздников, это понимают".