Экскурсия в "Азов". Один день с украинским полком спецназначения

Конфликт в Донбассе продолжается уже пятый год, и на этой войне с украинской стороны больше нет добровольческих батальонов. Некоторые из них, как "Айдар", "Донбасс-Украина" или "Горынь", вошли в качестве штатных в бригады вооруженных сил Украины (ВСУ) и постепенно превращаются в обычные военные части. Некоторые батальоны были расформированы, некоторые превратились в патрульные роты МВД Украины. Однако в составе Национальной гвардии Украины (НГУ) продолжает свое существование подразделение специального назначения "Азов" – полк, не похожий ни на один другой на донбасском фронте. С однодневной экскурсией на базе "Азова" побывал корреспондент Радио Свобода.

"Азов" – очевидный феномен донбасского конфликта. В ведении полка три большие комфортабельные базы, артиллерийско-гаубичные и минометные дивизионы, танковая рота, научно-исследовательский институт, сержантская школа, созданная по стандартам НАТО, собственный полигон с самой большой украинской "Хатой киллеров"(killer's house – обычно специальный тренажерный комплекс для отработки спецназом навыков штурма зданий и работы внутри помещений). Солдаты "Азова" даже не надевают майки от Национальной гвардии, частью которой они являются. На них лучшие итальянские берцы, американские кроссовки, специально изготовленный для них украинский камуфляж и специальные бронежилеты с легкими керамическими бронеплитами. По словам представителей полка, все это куплено на "волонтерские" деньги, маркировано при производстве знаками "Азова" и не может попасть в коммерческую продажу. В "Азове" не скрывают, что получают от государства лишь часть оружия, продовольствия, бензина и боеприпасов. Ну и заработную плату, разумеется.

Полком командует самый молодой командир в истории ВСУ (27 лет). Самый молодой комбат в ВСУ и НГУ тоже здесь (24 года), а все ключевые командиры полка имеют высшее образование, но не оканчивали штатных военных училищ.

Полигон

Самой большой достопримечательностью полигона "Азова" является его начальник – заместитель командира полка по боевой подготовке подполковник Игорь Безоглюк с позывным Базель. Во-первых, он единственный человек, назвавший свою фамилию, а не позывной. Во-вторых, он подполковник – в "Азове" это звучит как "маршал". Офицеров званием выше старшего лейтенанта я тут больше не встретил, впрочем, как и знаков различия. Все обращаются друг к другу "друже Базель", "друже Акула" или "друже Бугай".

Игорь Безоглюк, позывной Базель

Безоглюк окончил Киевское общевойсковое училище в 1993 году и уволился из армии в 2010-м, потому что "стало невозможно заниматься делом". Служил в 95-й воздушно-десантной бригаде, НИИ Сухопутных войск и еще в местах, о которых говорить не хочет. "В 2014-м сначала съездил в Пески, – поясняет подполковник Безоглюк. – С кем? С кем-то! А с мая 2015-го я в "Азове", служу в Национальной гвардии Украины". В "Азове" его имя и фамилию никто толком не помнит, все знают только Базеля.

Полигон "Азов" находится в чистом поле в 500 метрах от моря неподалеку от Бердянска в Запорожской области Украины. Раньше на этом месте был полигон ПВО сухопутных войск, база была сокращена в 1999 году, и на ее земли фермерам было выдано 1300 государственных актов. Полигон был серьезный. "Тут на оборудованных директрисах кабеля в земле лежали – в руку толщиной! – говорит Базель. – Не знаю как, но местные все вырвали – только ямы остались. Дорога сюда была "каменка" – и по этим каменным плитам, поштучно, она была полностью разобрана местным населением на хозяйственные нужды!".

Остатки разобранного военного городка тут называют Чернобылем. В 2015-м сюда просто пришел "Азов" и стал отрабатывать обучение бойцов стрельбе и восстанавливать полигон. Сейчас Министерство обороны Украины собирается возвращать себе земли полигона, военные юристы подают иски в суды, отменяя выдачу госактов на землю. "Ко мне тут приезжал один фермер и говорил, что вот у него бумага, подписана подполковником, – вспоминает Базель. – Я ему и говорю: "Друг, давай эту бумагу, я тебе тоже на ней напишу, я тоже подполковник!" Ну, он удивился и уехал".

"На полигоне выживать боец не должен, боец на полигоне должен учиться, где-то помыться, где-то поесть и где-то комфортно переночевать! – рассказывает Базель о своем хозяйстве. – У нас тут модульная столовая с кухней, 44 модуля для проживания, модульный класс для учебы, электрогенератор. Скважина для воды, и на лето мы завозим сюда полевую баню. Ну и санузлы, умывальники – это само собою. Для школы имени Коновальца сделана казарма на 56 человек, спортивное местечко, полоса препятствий и прочие элементы полевого лагеря. 280 человек максимально может работать на полигоне".

Школа имени Коновальца – это огороженный кусок территории с казармой и учебным классом, перед помещением висит что-то типа железной рельсы. Тут проходят курс молодого бойца прибывающие в полк рекруты, относятся к ним жестко, поэтому любой может "сдаться" – пробить трижды в эту железяку и избавиться от боевой учебы.

Если попросят нас отсюда, ничего нашего тут не останется!

В жилых модулях все "по-спартански": койки, нары, печки. Матрасов и постельного белья нет и быть не может. "Живность в матрасах очень быстро заводится, много времени на белье постельное, да еще тут такая пыль, как порох, въедается и белье становится серым. Бойцы кариматы стелют и в спальниках спят!" – объясняет особенности полигонного быта Безоглюк.

Все вокруг модульное, может быть погружено на трейлеры и в считаные дни вывезено. "Это ж теперь земля министерства обороны, – поясняет Базель. – Если попросят нас отсюда, ничего нашего тут не останется!".

Сам полигон стрелковый, небольшой – полтора километра на километр. Большая тут "Хата киллеров" – 40 на 20 метров. Это такая большая яма, в которой строится этаж здания с пуленепробиваемыми стенами (в ход идут песок и покрышки). На "Хате киллеров" "Азова" одновременно может работать целый взвод. Когда ее строили, был пущен слух, что здесь выстроят план одного из этажей Донецкой облгосадминистрации, она же теперь "Дом правительства ДНР". Но это, скорее всего, легенда: здание областной администрации гораздо длиннее 40 метров.

Рядом с полигоном море – пули летят туда. Бердянский пограничный отряд закрывает акваторию во время стрельб на 6,5 км, когда работают пушки или крупнокалиберные пулеметы на 20 км.

Базы

Самая раскрученная база "Азова" – в поселке Урзуф. Она располагается на территории бывшей дачи экс-президента Украины Виктора Януковича. База отдыха "Чайка" перешла в распоряжение Януковича еще во времена его губернаторства. Ее не сравнить, конечно, с Межигорьем. Но и она не лишена роскоши – море, солнце, реликтовые зеленые насаждения, чугунные исторические пушки из Севастополя, бильярдные столы.

Если б кто-то Януковичу раньше сказал, что тут будут казармы, то он бы, наверное, долго смеялся

Теперь Виктор Федорович вряд ли узнал бы свою дачу. И дело не в заборе, который попал в книгу рекордов Украины как самая длинная петриковская роспись. Перед базой год назад был построен большой технический парк для бронированной и обычной автомобильной техники. В центре парка маленький "жигуленок" – транспортное средство, переданное "Азову" по линии Национальной гвардии. Внутри базы два больших новых модульных склада, модульный развернутый штаб батальона, спортивные площадки, спортзал в помещении эллинга.

"Все, что сделано, сделано нашими руками, – гордо показывает хозяйство заместитель по тылу командира полка с позывным Чак. – Перестроено, подведены коммуникации, утеплено все. Если б кто-то Януковичу раньше сказал, что тут будут казармы, то он бы, наверное, долго смеялся".

Позывной Чак

Еще Чак демонстрирует вещевой и продуктовый склады. Многократно повторяет, что к Национальной гвардии у него претензий нет, они просто работают в своей системе координат на те деньги, что им выделяет государство, по правилам, установленным этим государством. Для журналистов открывают тушенку – "свою" и присланную из НГУ. Присланная – с кусками кожи и пахнет не очень, "своя" – хорошая. Сделаны по одному ГОСТу на территории Украины, "своя" – совсем рядом в Мангуше (районный центр рядом с Мариуполем).

Для бойцов закупается все без тендера, лучшее, отобранное. Особенно напирал Чак на еду – на складе у "Азова" ящики фиников и энергетических батончиков для снайперов и разведки. "Они не должны тягать за собой по семь килограммовых пакетов сухих пайков, кроме оружия, боеприпасов, предметов личной гигиены и прочего!" – горячится Чак.

Жертвоприношений у нас нет, коты по базе, можете убедиться, гуляют свободно

Чаку 57 лет, он с Полесья. "Меня крестили в православном храме, потому что папа православный, а через неделю в католическом, потому что мама полячка, – так кто я такой?" В этот момент мы подошли к расположенной на базе статуе Перуна. Коллега спросил: "Это от Януковича осталось?"

С нами ходил и молодой парень, комбат 2-го батальона Акула. Он точно не католик – на плече татуировка: скандинавский бог Один с гранатометом.

Позывной Акула

"Тут стоит Перун, славянский бог громовержец, бог-воин, – пытается объяснить он. – Ничего я тут экстраординарного не вижу, жертвоприношений у нас нет, коты по базе, можете убедиться, гуляют свободно, накормленные и напоенные. На всех трех базах стоит Перун, бойцы полка в большинстве националисты. Но ты можешь быть суперидейным националистом в татуировках с рунами, но на первом же боевом выезде начнешь вспоминать Иисуса Христа, Аллаха и маму. И больше не захочешь служить в "Азове". А можешь быть ты аполитичным простым обывателем, прийти служить по контракту в 2016 году, но в боевой обстановке показываешь себя дисциплинированным и надежным парнем. Все очень неоднозначно и многогранно!"

Перун на бывшей даче Виктора Януковича

Вторая база "Азова" располагается в Юрьевке, раньше это был большой и очень хороший пансионат "Укртрансгаза", сейчас он на балансе Национальной гвардии. Тут не квартирует пехота – здесь артиллерийский дивизион и другие специальные службы.

Перун в Юрьевке

Артиллерийско-гаубичный дивизион "Азова" своего рода легенда. В 2016 году артиллеристы полка выехали на армейские сборы на полигоне в населенном пункте Смела и внезапно были признаны лучшими среди всех съехавшихся армейских подразделении украинской армии. "Там подполковник был начальником, боевой, воевавший, – рассказывает командир того состава дивизиона по прозвищу Яр, сейчас он начальник гарнизона в Юрьевке, – Ну и он, несмотря на команду, все равно объявил нас лучшими. Мы ж что с закрытых позиций, что с открытых, отстрелялись лучше всех и в стрелковой подготовке тоже были лучшими. Так нас с 2016 года больше на сборы подобные не приглашают!"

Что в армии, что в Национальной гвардии к "Азову" относятся с плохо скрытой неприязнью. Они одеты лучше всех, их кормят лучше всех. Они живут в пансионатах на берегу моря со спортивными залами и вполне работающим бассейном.

Оружие

Позывной Бугай

"Оружие есть штатное и личное, – поясняет начальник штаба полка с позывным Бугай. – Есть штатное, но с личными аксессуарами, обвесами, которые повышают тактико-технические характеристики, и каждый человек у нас в стране, даже военнослужащий, достигнув 25 лет, может покупать свое нарезное оружие. У наших ребят оно есть!"

У "ребят" в личном пользовании купленные на волонтерские деньги американские и итальянские снайперские винтовки и не только они. Единственное, что не могут обеспечить волонтеры, – поставку из США боевых патронов для снайперского оружия, так что приходится воевать охотничьими. Волонтеров своих "Азов" не светит, но из собственных источников мне известно, что существенную роль в финансировании полка играет украинская диаспора.

Люди

Подполковник Базель не швейцарец. "У меня позывной в честь прадеда, Базелюк его фамилия, он был до 1941 года капитаном сейнера во Владивостоке и в Украину вернулся. Когда немцы пришли, его председателем колхоза назначили, а Советы потом ему 10 лет за это дали, и он уже не вернулся. Это в Володарке было, в Киевской области", – рассказал о своем позывном Игорь Безоглюк.

Чак – из советских мажоров, в 1970-х годах гонял на мотоцикле, занимался запрещенным карате и очень уважал Чака Нориса. Бугай – выпускник военного спортивного института в Санкт-Петербурге, окончил его в 1992 году и немного послужил в ВСУ. Его дело в военкомате так и не нашли и капитанское звание пока не подтвердили, начальник штаба у "Азова" пока лейтенант, как и 57 летний Чак. А прозвища у него не было, просто он из села Бугаевка Киевской области, ну и записали – Бугай.

Акула пришел в "Азов" гранатометчиком в 2014 году, он родом из Чернигова и с 14 лет болел за местную "Десну". В 16 лет в фанатской драке после игры с клубом из Армянска погнался за соперником в море, так и получил свое прозвище. Потом он уехал в Киев, болел за "Динамо" и окончил военный университет имени Шевченко, курс "Политология". К своему образованию относится с юмором, учился военному делу уже в "Азове", прошел путь от рядового до комбата.

"Вы знаете, вот у моего заместителя позывной Дипломат, а он юрист, из прокуратуры пришел. Я точно знаю, – смеется Акула, – он за "Ильичевец" болел, он из Мариуполя, и они с фанатами "Шахтера" тут враждовали. Их десять человек на выезде было, и они на толпу ультрасов "Шахтера" нарвались, ну, он и пошел договариваться о честной драке 10 на 10. В итоге их человек 90 пришло бить, побили, а к нему на всю жизнь "Дипломат" прилипло!" Акуле 24 года, и он самый молодой комбат в Украинских вооруженных силах.

Командир полка "Азов" с позывным Редис – выпускник Киевского национального лингвистического университета, специалист по английскому и немецкому. В "Азов" пришел 11 июля 2014 года простым гранатометчиком. Перемирие 2015 года встретил командиром роты.

Закончилась война в формате "стенка на стенку", и мы понимали, что из невоенных людей надо становиться военными

"В марте 2015 года после объявления перемирия и вывода подразделения из Широкино во вторую линию мы воспользовались передышкой, и здесь в Юрьевке был организован учебный курс командно-штабной, – рассказывает об истории появления всех офицеров "Азова" Редис. – Преподавало четыре инструктора из Соединенных Штатов и Канады. Двое из них – ветераны войны во Вьетнаме, им было 74 и 66 лет. Воевали во Вьетнаме рядовыми бойцами еще, потом были на командно-штабных должностях в структурах НАТО – в Ираке, Афганистане. Такой курс в США рассчитан на год, тут он был ужат до двух с половиной месяцев. Здесь был собран весь командный состав "Азова" – 44 человека. Было много материала на английском, который не успели перевести, был русский, украинский, грузинский языки. Но справились, тем более что в "Азове" много офицеров со свободным английским языком, был военный переводчик. Окончательные экзамены не сдали и покинули курс всего два офицера. Потом по окончании курса с новыми знаниями ушли на боевое слаживание на полигон… Тогда закончилась война в формате "стенка на стенку" и "толпа на толпу", и мы понимали, что нам очень срочно из невоенных людей надо становиться военными, иначе мы выйдем куда-то не туда. И тогда мы выбрали стандарты НАТО – от символики, оформления карт, штатных структур подразделений до тактических построений и приемов. И мы получили серьезную фору. Если знаете, в ВСУ и Национальной гвардии только сейчас решили, что нужно переходить на систему НАТО".

Позывной Редис

"Редису 27 лет, полком командует с июля 2017 года. Весной полк потерял трех убитыми – двух снайперов и одного артиллериста. А с конца апреля с началом операции объединенных сил "Азов" перестали привлекать к выполнению боевых задач. Приглашение журналистов – это, скорее всего, чтобы напомнить о себе, о том, что они готовы и хотят воевать.

"С октября 2017 года по конец апреля 2018 года мы активно выполняли задачи на передовой, по специальной разведке, разведке, противодиверсионной борьбе, работали снайперские пары, – взвешенно рассуждает Редис. – Мы показывали реальный результат. Сейчас военные на передовой чувствуют ослабление, нет мобильных резервных групп Национальной гвардии, которые выполняли специальные задачи, и противник этим пользуется. Я считаю, что это решение не является правильным, его надо менять. Мы не теряем времени впустую, работаем на полигоне, проводим боевое слаживание. Тем более погода благоприятствует…"

С начала войны через "Азов" прошло около пяти тысяч человек.