Чешский певец Яромир Ногавица получил из рук Владимира Путина государственную награду – медаль Пушкина – на торжественном приеме в Кремле 4 ноября. В Чехии эту новость восприняли неоднозначно. С одной стороны, Ногавица популяризовал в Чехии творчество Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, в его песнях встречаются русские мелодии, но с другой – он сотрудничал с чехословацкой службой госбезопасности и продолжал бы скрывать этот факт, если бы не случайно найденные документы.
На церемонии вручения в Москве Яромир Ногавица обратился к собравшимся по-русски: "Спасибо. Для меня это большая честь. Я вспоминаю, как 35 лет тому назад я – молодой бард с гитарой в Остраве. Один из первых концертов. Я пою свои песни и песню Булата Окуджавы "А все-таки жаль...". Когда поешь песни другого человека, становишься частью его души и не будешь его врагом".
Сообщения о награждении медалью Пушкина Яромира Ногавицы в самой Чехии не восприняли с той же торжественностью, в духе которой проходило вручение в Кремле. Одни цитировали в соцсетях слова из его песен, например, "Я говорил с президентами, встречал убийц...", другие вопрошали: "Что бы сказал об этом Высоцкий?", а третьи – говорили, что песни Ногавицы больше никогда слушать не будут. Хана Марванова, депутат горсовета Праги, написала, что "певец на стороне власти, которая ненавидит свободомыслящих, – это конец артиста".
Бывший премьер-министр Чехии Мирек Тополанек опубликовал в Твиттере фотографию с вручения и комментарий о том, что чувства, которые она у него вызывает, сравнимы с теми, когда застигнешь супругу, изменяющую с соседом.
В Чехии возмущены не только тем фактом, что медаль Пушкина Яромир Ногавица принял из рук Владимира Путина, но и тем, что награда вручена человеку, который несколько лет писал доносы в службу госбезопасности Чехословакии и рассказал об этом только под давлением обстоятельств. В Чехословакии Ногавица воспринимался многими как певец с критическим отношением к режиму, что во многом и послужило его популярности.
Одна из его ранних песен, "Блюз о маленьких квартирах", высмеивает повседневную реальность и социалистическую номенклатуру, антивоенная песня "Господа в верхах", исполненная в 1983-м, была написана в том же году, когда СССР объявил о размещении на территории Чехословакии ракет-носителей ядерного оружия, а в песне "Снова бьют детей" он вспоминает разгон студенческой демонстрации в начале "бархатной революции", хотя и написана она по другому поводу – из-за разгона полицией в 2005 году open-air фестиваля CzechTek, что осуждал и Вацлав Гавел, выступив на демонстрации против жестоких действий полиции.
Концерты барда в начале его песенной карьеры запрещали, песни не выходили на пластинках: меломаны либо переписывали магнитофонную запись, либо перепечатывали на пишущей машинке тексты и сами исполняли под гитару. Все переменилось в 1988 году, когда певцу разрешили записать первый студийный альбом. Впоследствии оказалось, что это было связано с началом его сотрудничества с госбезопасностью двумя годами ранее, в 86-м. У своих кураторов Ногавица получил кодовое имя – Мирек.
Обо всем этом чехи узнали намного позже. Основная часть документов о сотрудничестве певца с чехословацким КГБ была уничтожена в начале 90-х, когда эту организацию ликвидировали приказом министра внутренних дел. Возможно, Ногавица продолжал бы скрывать факт сотрудничества и дальше, но копии его доносов сохранились в других архивах, о чем стало известно в середине 2000-х. Только после первых публикаций в прессе его песни перестали казаться столь искренними, как до этого.
Был опубликован документ, составленный после беседы с кураторами, – о встрече Ногавицы в 1987 году в Вене с бардом Карелом Крылом, который много лет жил в эмиграции, а также с писателем Павлом Когоутом. При этом Ногавица скрупулезно рассказывал подробности их жизни за границей и материального положения.
Певец встречался с сотрудниками госбезопасности чуть ли не до самого последнего дня существования режима. В 1989 году, согласно документу, обнаруженному в архиве министерства внутренних дел города Брно, он рассказал подробности составления и подписания петиции за освобождение Вацлава Гавела. Ногавица петицию подписал, но донес на публициста и секретаря Гавела Владимира Ганзела и его подругу Ярмилу Полакову, рассказав об их инициативе. В 1989 году Гавела арестовали во время "бархатной революции" и осудили на восемь месяцев заключения, но выпустили раньше срока из-за давления международной общественности и движения, организованного в его поддержку внутри страны.
В найденной в архивах записи говорится, что на встречу со своим куратором певец также принес письмо, которое было ему прислано чехословацкой редакцией Радио Свободная Европа. В нем рассказывалось о результатах конкурса "Книга года" и были перечислены книжные новинки эмигрантских издательств.
Под давлением обстоятельств – множества публикаций в чешских СМИ – в 2006 году Ногавица вынужден был признать факт сотрудничества с госбезопасностью. О подробностях он рассказывал в интервью: "Когда мне позвонили, чтобы я пришел на беседу с ними, казалось, что мне удастся удержать баланс. Что как-то я выстою – так же, как до этого мне это всю жизнь удавалось… Мне не пришло в голову, что я оказался на зыбкой почве, сойти с которой я больше не смогу никогда, что это намного сильнее меня".
После этого признательного интервью певец отказался отвечать на аналогичные вопросы других журналистов. Во время его редких последующих бесед с прессой он говорит исключительно о своих песнях и творчестве. Видимо, молчание Ногавицы о действиях и политике России стало еще одним поводом при принятии решения о его награждении медалью Пушкина. На это обратило внимание польское издание "Ньюсвик" (в Польше Ногавица не менее популярен, чем в Чехии). Тот факт, что певец не отказался он награды, тоже говорит о многом. После аннексии Крыма Россией, в сентябре 2014 года голландский переводчик русской поэзии Ханс Боланд принять медаль из рук Владимира Путина отказался.
Медалью Пушкина уже награждены 952 человека. Она вручается за достижения в области культуры, искусства, литературы, просвещения и гуманитарных наук. Тем не менее, в списке награжденных есть и несколько государственных деятелей, в том числе бывший президент Чехии Вацлав Клаус, взгляды которого на международную политику отчасти совпадают с тем, что говорят в Кремле.