Роберт Рундо, атлетичный глава калифорнийской группы белых националистов, которая называет себя "элитным клубом ММА для ультраправых", проводит серию ударов против соперника. Однако на этот раз 28-летний Рундо, которого вскоре арестуют по обвинению в насильственных действиях в Беркли и Сан-Бернардино в 2017 году, дрался не на улице. 27 апреля Рундо, лидер "откровенно воинственного" движения Rise Above ("Вознесись над [толпой]") дрался с соперником из Украины на зарешеченном ринге киевского бойцовского клуба, связанного с ультраправой националистической организацией "Азов". Видео этого боя в прямом эфире показывали в фейсбуке – на этот раз американец проиграл. Но для Рундо, благодарившего хозяев соревнований словами "Слава Украине!", это все равно была победа: в ходе зарубежного турне он с товарищами посетил Италию и Германию, где они отметили день рождения Гитлера и распространяли ультраправые идеи, а теперь наладили контакт с "Азовом".
Для украинской стороны это встреча также оказалась полезной: "Азов" сделал шаг к тому, чтобы стать одной признанной на Западе националистической организацией, и, похоже, даже приступил к следующему этапу – распространить свое влияние за границей.
"Мы мыслим глобально", – рассказала нам Елена Семеняка, международный секретарь партии "Национальный корпус", политического крыла "Азова", в одном из киевских штабов партии.
Бой с участием Рундо привлек внимание после того, как ФБР возбудило против него уголовное дело, закончившееся арестом. В обвинительном заключении специальный агент Скотт Биэверт пишет, что военное крыло "Азова" "возможно, обучало и способствовало радикализации американских организаций белых националистов".
Вашингтон поставляет Украине ракетные комплексы "Джавелин" и присылает инструкторов для борьбы с поддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке страны. При этом членам "Азова" запрещено передавать американское оружие и учиться у американских инструкторов из-за ультраправой идеологии этой организации.
Именно Семеняка пригласила на соревнования Рундо и его единомышленников Майкла Мизелиса и Бенджамина Дэйли, которые участвовали в прошлогодней акции "За единство правых" в Шарлотсвилле, когда в ходе беспорядков была убита 32-летняя Хизер Хейер. В ноябре Семеняка принимала в Киеве американца Грега Джонсона, главного редактора националистического издательства "Каунтер Каррент", которое правозащитники называют "рассадником “академического” белого национализма". За последний год она неоднократно ездила в страны Западной Европы на встречи с ультранационалистами для популяризации "Азова".
Иногда этим же занимается Денис Никитин, известный российский футбольный хулиган и боец ММА, который основал националистический бренд одежды White Rex, пользующийся популярностью в Европе и США. В ноябре 2017 года они вдвоем посетили в Варшаве конференцию "Европа будущего – 2", организованную польской националистической группой "Штурмовцы". На конференции должен был выступить американец Ричард Спенсер, однако польские власти запретили ему въезд в страну.
Никитин часто ездит в Европу и навещает родственников в Германии, а в Киеве является неофициальным послом "Азова" и организует соревнования ММА в спортивном клубе и ресторане "Реконкиста", где проходил и бой Рундо. Семеняка говорит, что она и Никитин встречались там с Рундо и они "обменялись идеями".
Сейчас, когда во многих частях Европы просыпается интерес к национализму, "ультраправые политики могут прийти к власти и – хочется надеяться – сформировать коалицию", – говорит Семеняка.
С фронта в политику
Смотри также Экскурсия в "Азов". Один день с украинским полком спецназначенияБатальон "Азов" был создан в мае 2014 года в ответ на захват востока Украины поддерживаемыми Москвой сепаратистами. Основу его составили добровольцы из числа ультраправых футбольных фанатов и хулиганов. Наряду с малоподвижной и слабой на тот момент украинской армией "Азов" и другие подобные батальоны участвовали в большинстве сражений войны, унесшей более 10 300 жизней. Именно "Азов" стал символом ультраправого движения: в его рядах воевали как минимум три американца и другие иностранцы из стран Запада – например Микаэль Скилт, служивший снайпером в шведской армии и считающий себя националистом.
Эмблема "Азова" похожа на нацистский символ вольфсангель, хотя бойцы батальона утверждают, что это сочетание букв I и N - сокращение от "идея нации". Управление Верховного комиссара ООН по правам человека выдвигало против батальона обвинения в серьезных нарушениях прав человека, в том числе в пытках. После Минских соглашений, которые были призваны остановить войну, но на деле лишь снизили интенсивность боев, батальон "Азов" официально стал частью национальной гвардии Украины, а его командиры занялись политикой.
"Национальный корпус", политическое крыло "Азова", был создан в октябре 2016 года под руководством командира батальона Андрея Билецкого. Билецкий давно был связан с другими ультраправыми группами, а в 2010 так заявил о своем видении миссии украинской нации: "Повести за собой белые народы всего мира в последний крестовый поход за ее существование, в поход против возглавляемого семитами недочеловечества".
В партию Билецкого вошли еще две ультраправые организации, одна из которых, "Патриот Украины", по данным Харьковской правозащитной группы, "распространяла идеи ксенофобии и неонацизма, а также участвовала в нападениях на мигрантов, иностранных студентов в Харькове и тех, кто находился к ним в оппозиции". Как писало в те дни Радио Свобода, "первый съезд Национального Корпуса напоминает скорее церемонии 30-х годов в Германии, а не послевоенную демократию: националистические девизы, поднятые кулаки, факельное шествие по центру Киева".
В январе прошла еще одна необычная церемония: "Азов" представил новое военизированное формирование – "Национальную дружину". В тот снежный вечер 600 преимущественно молодых людей в униформах прошли по Крещатику и принесли присягу, обещая избавить город от контрафактного алкоголя, наркотиков и незаконных игорных заведений. "Национальная дружина" не подчиняется МВД и другим правоохранительным органам, однако ей позволялось устанавливать "украинский порядок" на улицах городов. В ряде случаев это приводило к нападениям на мероприятия ЛГБТ и цыганские таборы, и эти нападения остались безнаказанными.
Движение "Азов" насчитывает более 10 тысяч активных членов, – говорит Семеняка.
Государство в государстве
Быстрое развитие "Азова" пока не привело к серьезным политическим успехам внутри страны. Партия пока не участвовала в парламентских выборах, однако менее одного процента избирателей говорят, что проголосовали бы за "Национальный корпус" или "Правый сектор", согласно июньскому опросу Центра Разумкова в Киеве. По данным компании GfK, в июле за альянс трех ультраправых партий – "Национальный корпус", "Правый сектор" и "Свобода" – проголосовали бы лишь два процента избирателей.
Однако в самом "Азове" считают, что их влияние растет. 29 октября Семеняка написала в фейсбуке, что "всего за 4 года "Азов" стал маленьким государством в государстве". Основной успех в движении связывают с приходом новых молодых членов, которые, вероятно, будут голосовать за "Азов" на парламентских выборах в следующем году. Кроме того, "Азов" создает рекреационные центры и лагеря для детей в возрасте от 9 лет, где их обучают военной тактике и ультраправой идеологии, а также проводит лекционные и образовательные программы по ультраправой идеологии.
При этом активно используются возможности социальных сетей – особенно фейсбука и телеграма, где создаются группы, пропагандирующие патриотизм, национализм и спортивный образ жизни. Все это отвечает на запрос украинского общества во время войны и становления нелиберальных режимов в соседних странах, считает исследовательница ультраправых группировок социолог Анна Гриценко: "Азов" ввел ультраправый национализм в моду, и теперь они стратегически подходят к построению собственного имиджа, отбросив типичные неонацистские ловушки. Это помогло им подняться от субкультуры к мейнстриму".
Смотри также Слезы Дианы Берг и два вида украинского патриотизма
Поясняя стратегию "Азова", Семеняка, которая раньше фотографировалась с флагом со свастикой или с рукой, поднятой в нацистском салюте, говорит, что "более радикальный" язык использовался в разгар войны в 2014 году, когда батальону "Азов" были нужны бойцы, "потому что того требовала ситуация". Теперь, по ее словам, стратегия стала более "умеренной", чтобы найти понимание у более широкой аудитории внутри страны и за рубежом: "Мы стараемся стать мейнстримом, оставаясь верными нашим главным идеям. Радикальные высказывания отпугивают большую часть общества".
Смена стиля "Азова" сделана не только с оглядкой на украинцев, но и на единомышленников за границей. Именно с этим связано появление новых членов движения, как Семеняка, и сотрудничество с Никитиным – они в буквальном смысле говорят на языке зарубежных партнеров. "Английский у них улучшился", – говорит Гриценко о членах "Азова", отвечающих за связи с Западом. Никитин свободно говорит по-немецки (он не был доступен для интервью). Гриценко считает, что конфликт с Россией и сближение с Евросоюзом, выразившееся в безвизовом режиме, упростило установление международных контактов для "Азова".
Новые друзья на Западе
За последние месяцы Семеняка и другие члены "Азова" посетили несколько европейских стран и встретились с представителями ультраправых, как свидетельствуют расследования Радио Свобода и группы Bellingcat.
В августе Семеняка писала о посещении Молодежного европейского форума в Дрездене, в котором участвовали ультраправые из Германии, Италии и Австрии. В частности, она рассказала о встрече с группами, которые в "Азове" считают союзниками: это греческая "Золотая заря", итальянская "Каса Паунд", польские "Штурмовцы", немецкие "Альтернатива для Германии" и Национально-демократическая партия. Другие члена "Азова" встречались с единомышленниками в Хорватии и странах Балтии. По словам Семеняки, помимо обмена идеями, члены "Азова" в некоторых случаях "делились опытом создания сил самообороны" (имеются в виду боевые соединения и дружины "Азова").
Семеняка отвергает обвинения ФБР "в обучении и радикализации американских организаций белых националистов", о которых писала "Нью-Йорк таймс", и требует "предоставить реальные доказательства". Она говорит, что Рундо, Мизелис и Дэйли "приехали, чтобы учиться у нас" и "проявили интерес к тому, как создавать молодежные отряды на примере “Азова".
Во время своего визита американцы также посетили концерт националистической рок-группы "Секира Перуна", на котором публика зиговала и размахивала нацистскими флагами. Они также провели фотосессию на Майдане, рекламирующую принадлежащий Рундо бренд одежды The Right Brand, провели совместную тренировку с членами "Азова" в известном спортклубе под открытым небом "Качалка", а также бои в клубе "Реконкиста". Рундо даже сделал себе на левой икре татуировку викинга по дизайну White Rex. "Никакого военного обучения не было", – настаивает Семеняка.
Недавно с членами "Азова" встретился главный редактор американского издательства "Каунтер Каррент" Грег Джонсон. Он редко выступает на публике, однако 16 октября по приглашению Семеняки посетил Киев с лекцией о своем манифесте белого национализма. Семеняка переводила его выступление в культурном центре "Азова" "Пламень". Видеозапись лекции опубликована на youtube-канале центра "Пламень". Джонсон, которого американские правозащитники называют "одним из лидеров ультраправых" и "белым националистом международного масштаба", не скрывает целей своего визита: поучиться успеху у украинских ультранационалистов. "Я приехал не для того, чтобы говорить, а чтобы слушать. Я хочу поучиться, чтобы улучшить нашу ситуацию в США и Западной Европе", – говорит Джонсон, называя плачевным состояние американских ультраправых, которые "стали очень сильным и влиятельным движением, но лишь на короткое время" (точный период он указал). "На пике наше влияние доходило до президентского кабинета", – продолжает он, вероятно, имея в виду бывшего главного стратега Белого дома и лидера ультраправых Стива Бэннона. "Тогда был очень небольшой зазор между теми, кто генерирует идеи, и теми, кто принимает политические решения, но сейчас ничего этого нет", – заканчивает Джонсон. Он похвалил украинских ультраправых за готовность к "реальному уличному активизму".
Не всем азовцам по нраву новые друзья
Большинство членов "Азова" позитивно воспринимают налаживание связей с такими движениями, как Rise Above, но есть и недовольные – например, шведский националист и бывший снайпер Скилт: "Я не против международных контактов, но с кем они связываются… боже". Он говорит, что из-за этого дистанцировался от "Азова".
Скилт руководит частным разведывательным агентством в Киеве и объясняет, что его клиентам "не слишком понравится оказаться в плохой компании". Он считает, что "Азов" делает ошибку, не пытаясь наладить связи с правыми консерваторами, которые могли бы помочь "завязать влиятельные знакомства в Европе, чтобы не прослыть неонацистами".
Семеняка считает комплименты "Азову" со стороны зарубежных ультранационалистов знаком того, что он на верном пути, по которому следует идти дальше. Следующий этап – завоевать доверие более центристских ультраправых и популистов, которые "могут нам симпатизировать", – говорит она. "Если такие кризисы, как Брекзит и наплыв беженцев, будут продолжаться, партнерство с националистскими группами в Европе могут стать платформой для нашего вхождения в Евросоюз".
(В статье используются материалы расследования Алексея Кузьменко из Bellingcat)