В Петербурге на Петроградской стороне вместо Судейского квартала будет парк, которого много лет добивались горожане. Решение было неожиданным – буквально накануне началась стройка, но приехавший в Петербург Владимир Путин ее отменил. Несмотря на это строительство продолжается.
Против строительства Судейского квартала на набережной Добролюбова петербуржцы выступают с 2012 года, многие эксперты в один голос заявляли, что зелени в этом районе катастрофически не хватает и пора вернуться к довоенному проекту создания зеленого пояса, идущего вдоль берегов Невы к островам. Но все эти годы никакие аргументы не убеждали чиновников в необходимости парка. В середине апреля горожане заметили, что за синим забором, окружающим проблемное пространство, началось активное движение, появилась строительная техника. И вдруг 22 апреля на совещании с членами городского правительства временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов раскритиковал проект Судейского квартала и заявил, что надо бы прислушаться к мнению жителей, мечтающих о парке. А 23 апреля стало известно, что идею парка вместо Судейского квартала поддержал президент Владимир Путин. Из прежнего проекта на этом месте останется только театр танца Бориса Эйфмана.
Градозащитники, столько лет говорившие о недопустимости возникновения квартала новостроек по соседству с Петропавловской крепостью и стрелкой Васильевского острова, напротив Пушкинского Дома, празднуют победу. Многие радуются, что с Невы по-прежнему будет открываться один из красивейших видов – на Князь-Владимирский собор, который иначе был бы навсегда заслонен новостройками.
Экологи пока не торопятся праздновать победу: по их словам, земля на месте будущего парка заражена проработавшим здесь почти полвека Государственным институтом прикладной химии. Он располагался на Ватном острове, который сейчас уже таковым не является: канал между Ватным и Петроградским островами был засыпан не позднее 1942 года. Сопредседатель Ассоциации экологических журналистов Лина Зернова обращает внимание на то, что новость о строительстве парка вместо Судейского квартала появилась как гром среди ясного неба. При этом протесты градозащитников против строительства последнего к настоящему времени почти сошли на нет – возможно, люди устали и отчаялись добиться результата. Лина Зернова уверена, что причиной отмены строительства стало письмо экологов к председателю Верховного суда и связанные с этим письмом публикации: возможно, высокопоставленные судьи наконец осознали опасность перспективы жить и работать на территории, которую экологи называют местом экологического бедствия.
Смотри также Судейский квартал: экологическое бедствие в центре Петербурга"И в письме, и в публикациях упоминались результаты экспертизы 2011 года, признавшей грунты 70% этой территории особо опасными, а 30% – просто опасными. А самое главное, что там производилось ракетное топливо гептил, но исследования на маркеры гептила, смертельно опасного для человека, не проводились, и мы тоже об этом написали. Ведь в 2012 году оттуда сбежал инвестор – видно, понял, какая здесь грязь и сколько стоит от нее избавиться". Лина Зернова приветствует решение не строить судебный квартал на Ватном острове, но подчеркивает, что любой проект, включая парк, будет опасен для человека на этой земле, пока она не пройдет полноценную рекультивацию. Эколог также выражает надежду, что теперь с этой территории будет снять гриф секретности и что для нового проекта будет проведена независимая экологическая экспертиза.
Архитектурный критик Мария Элькина считает, что решение о парке вместо Судейского квартала – это только половина победы, главный вопрос – какой проект парка будет принят и не возникнет ли там столько коммерческих площадей, что от парка останется только название. А вот проект театра Эйфмана, сделанный архитектором Чобаном, ей очень нравится, к тому же театр не приведет в это место слишком много людей. Марии Элькиной хочется видеть в будущем парке дух старого Ленинграда – немноголюдного и немного скучного. По ее мнению, это необходимо, чтобы он не стал такой же площадкой для столпотворения, как Зарядье или Летний сад: "Для жителей города, я думаю, Летнего сада уже не существует, там слишком много людей, вот не хотелось бы, чтобы так же получилось на Ватном острове, надо, чтобы этот парк был сделан и для нас тоже, тем более что мы столько лет за него боролись".
На этом месте должен быть парк – так считает и депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев, но его возмущают две вещи: во-первых, неизвестно откуда взявшийся эскиз со "стеклянными яйцами" (эскиз парка, показанный общественности и.о. губернатора Петербурга Александром Бегловым. – Прим. РС). Он считает, что это вообще не архитектура, что это может стать позором для города.
Очень рад такому решению известный петербургский историк Лев Лурье: "Мне очень приятно, что Александр Беглов наконец обратил внимание на наше с Машей Элькиной прошение, написанное 4 года назад и собравшее 17 тысяч подписей, и что это глупое решение было отменено. Но все дальнейшее покрыто туманом". Лев Лурье подозревает, что это решение было принято в преддверии губернаторских выборов, а вот дальнейшие решения будут приниматься уже после выборов, а значит, будут не столь зависимы от общественного мнения. По мнению историка, никто пока не знает, какого размера будет театр, какой парк разобьют, кому закажут проект, не появится ли там вместо деревьев какой-нибудь зал воинской славы или еще что-нибудь в этом роде. "Но на самом деле демократия, даже в том виде, в каком она существует у нас, – не в виде выборов, а в виде угрозы выборов, вынуждает власть идти на какие-то разумные меры", – замечает Лев Лурье.
Депутат Законодательного собрания Петербурга пятого созыва Александр Кобринский вспоминает, как он с депутатом Борисом Вишневским предлагал в июне 2014 года внести в Генплан поправку о том, чтобы вместо Судейского квартала разбить на этом месте парк, но эту поправку отклонили. "Я помню, как нас тогда ругали и говорили: вы не понимаете, на Судейский квартал отводятся не городские деньги, а федеральные – как будто федеральные деньги это не деньги россиян! И как будто горожанам все равно, что тут будет!" Кобринский в данном вопросе на стороне экологов – он тоже думает, что высокопоставленные судьи побоялись жить на зараженной территории. Вторая версия Кобринского состоит в том, что от строительства Судейского квартала отказались просто потому, что сейчас в казне нет таких денег: надо платить пенсии новым россиянам в самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР", поддерживать экономику Южной Осетии, нужны деньги на Абхазию, на Крым. "Ну, и хорошо – денег нет, вот и будем держаться", – заключает Александр Кобринский. Он замечает также, что проект парка предполагается осуществлять уже на городские деньги – правда, при некоторой федеральной помощи.
Предвыборным сюжетом называет это решение и депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, только этим он может объяснить, что и городские власти, и президент страны внезапно прозрели и обнаружили, что Ватный остров – это знаковое место, которое надо сохранить как общественное пространство. "Я – и не только я – шесть лет колотился лицом о трибуну Закса, объясняя, что там нужен парк, а нам кричали: "Вы что, с ума сошли, все уже решено", с показыванием пальцем вверх – мол, против лома нет приема. Теперь выясняется, что перед выборами можно сделать вот так, мановением руки – "а не надо нам никакого Судейского квартала, тут будет парк". Вишневский тоже сомневается в том, что рекультивация почвы на Ватном острове проведена должным образом: "Там 50 лет стоял ГИПХ и сливал туда остатки ракетного топлива, я это знаю не понаслышке, поскольку там работали мои родственники и друзья. И потом, нам нужно широкое общественное обсуждение парка, а не то что Беглов выудил из рукава какие-то картиночки, подозрительно похожие на парк "Зарядье" – нам тут в Петербурге не нужно "Зарядье"!" Борис Вишневский предлагает назвать будущий парк именем академика Дмитрия Лихачева, который мечтал об этом парке, глядя на Ватный остров через Малую Неву из окон своего кабинета в Пушкинском Доме.
Корреспонденту Радио Свобода удалось заглянуть за синий забор, окружающий еще совсем недавно будущий Судейский квартал, а теперь, к радости горожан, будущий парк. Уже довольно давно все входы на стройку закрыты наглухо и строго охраняются – туда пытались, но не смогли проникнуть ни экологи, ни журналисты. Обычный человек из-за синего забора увидит не много: два новеньких строительных крана, ковш желтого экскаватора, вот и все, а что собой представляет место будущего парка – тайна за семью печатями. Когда нам все-таки удалось найти доступ к точке, откуда Ватный остров виден как на ладони, картина открылась удивительная: четыре огромных пятна заняты фундаментами, на одном из них просто торчат сваи, а три площадки уже залиты бетоном, и рабочие вовсю монтируют металлическую арматуру. При первом же взгляде ясно – во-первых, после сенсационного заявления Беглова стройку никто так и не остановил, а во-вторых, даже тот небольшой парк, который был обещан согласно первоначальному плану рядом с Судейским кварталом, на этой стройке не просматривается – для него там просто нет места.
Если глаза не врут – первоначальный план, представленный горожанам, был явно сильно скорректирован в пользу застройщика. Значит, горожан обманывали – останься прежний план в силе, они бы не обнаружили здесь даже того клочка зелени, который рассчитывали найти возле театра Эйфмана, здания Верховного суда и домов для судей. Теперь, когда Александр Беглов торжественно объявил о том, что горожан услышали и у них наконец будет парк, возникает большой вопрос: кто и когда даст отмашку остановить стройку, кто и на какие деньги будет выковыривать из земли уже залитые фундаменты? А главное – пока все празднуют победу добра и здравого смысла – не вырастут ли за синим забором вместо одного театра еще три гигантские постройки неизвестного назначения, и не назовут ли парком несколько кустиков и прутиков, которые воткнут между ними, потому что для большего места явно не останется?