В Украине, как и во многих европейских странах, 8 мая отметили День памяти и примирения, а 9 мая в стране – официальный выходной, эта дата значится в украинском календаре как День победы над нацизмом во Второй мировой войне. Как отмечали 8 и 9 мая в Киеве и почему после избрания новым президентом Украины Владимира Зеленского в украинском обществе снова спорят о двух датах, связанных с победой в войне?
8 мая стало государственным праздником в Украине после принятия 9 апреля 2015 года Верховной радой закона "Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне". Итоговый акт капитуляции нацистской Германии вступил в силу 8 мая 1945 года в 23:01 по центрально-европейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени), поэтому в СССР Днем победы было объявлено не 8, а 9 мая.
В городах Украины 8 мая в 23 часа 01 минуту прошла акция "Первая минута мира". Выступая на этой акции в Национальном музее истории Украины, пока еще действующий глава государства Петр Порошенко заявил, что за последние пять лет Украина выработала собственный сценарий и ритуал празднования Дня победы во Второй мировой войне, что приблизило страну к общеевропейской традиции. "Мы, в отличие от Москвы, не собираемся приватизировать общую победу народов всех стран антигитлеровской коалиции. Никто не имеет права монополизировать победу над нацизмом, а тем более использовать ее для апологии своей имперской политики. Преодоление нацизма семьдесят четыре года назад – это не повод водить ряженые "полки бессмертных" по всему миру!" – заявил Петр Порошенко.
Празднования в честь окончания Второй мировой войны продолжились 9 мая. В столичном Парке Славы украинские руководители утром возложили цветы к Могиле неизвестного солдата. После этого в Парк Славы пришли несколько сотен участников акции "Никто не забыт, ничто не забыто! Мир. Согласие. Единство" (это аналог российского "Бессмертного полка").
Рядом с парком альтернативную акцию провели члены организации "Демократична сокира" ("Демократический топор") с портретами героев комиксов. "Мы не любим акций, генеральным спонсором которых являются партия Путина и Путин лично", – так на сайте "Сокиры" объясняют смысл акции, которая называлась "Бессмертный Грут" в честь персонажа комиксов Marvel.
Еще одна акция с участием около двухсот человек прошла на Софийской площади. Демонстранты пришли с фотографиями бойцов, погибших в Донбассе. Акцию организовал Олег Ляшко, лидер Радикальной партии Украины.
Общественный порядок в Киеве обеспечивали свыше двух с половиной тысяч сотрудников правоохранительных органов. В этом году обошлось без серьезных провокаций. Полицейские задержали несколько человек с запрещенной символикой. Уже пятый год в стране запрещено использование георгиевских лент, которые после аннексии Российской Федерацией Крыма и конфликта в Донбассе считают символом российской агрессии. С 2014-го символом 8 и 9 мая в стране стал, как и в других странах Европы, красный мак, памятный знак жертв военных и гражданских конфликтов, метафора кровавого следа от выстрела.
Новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский 9 мая посетил родной город Кривой Рог, где побывал на могиле своего дедушки, воевавшего во время Второй мировой войны, а 8 мая, в День памяти и примирения, Зеленский на своей странице в Фейсбуке пожелал украинцам мира и опубликовал фотографию. На ней победитель президентских выборов стоит рядом со связной Украинской повстанческой армии и капитаном морской пехоты советского ВМФ, которые жмут друг другу руки.
"Зеленский будет проводить прагматичный курс"
Вопреки опасениям противников Зеленского о его пророссийском настрое, новый президент Украины не будет вычеркивать из украинского календаря 8 мая как День памяти и примирения, считает украинский политолог, глава Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко:
– Зеленский будет проводить прагматичный курс, и эта дата останется. Другой вопрос: будет ли эта дата отмечаться на таком же государственном уровне, как в период президентства Петра Порошенко? Здесь возможны некие конфигурации. Если вдуматься в суть этой даты как Дня примирения и памяти, в этом нет ничего негативного, чтобы, действительно, помянуть и вспомнить всех жертв Второй мировой войны.
– Возможно ли примирение тех немногих оставшихся ветеранов УПА и Красной армии, к чему призвал еще второй президент Украины Леонид Кучма?
– Этот процесс идет. В 2016–2018 годах на совместных памятных акциях возле Музея Великой Отечественной войны в Киеве собирались и ветераны УПА, и ветераны Красной армии, они совместно принимали участие в этих мероприятиях, они пожимали друг другу руки. Поэтому полагаю, что этот процесс уже пошел и он должен продолжаться. Уверен, что мы к этому примирению все-таки придем. Кучма говорил: "Мы немцев смогли простить, примирились с тогдашними нашими врагами – немцами, почему же мы не можем примириться внутри нашей страны, между собой". Я считаю, что это действительно крайне важно – продолжать путь примирения, прощения. Все-таки нам и дальше всем жить в едином государстве.
– Продолжает ли Москва использовать тему 9 мая как идеологическую составляющую для попыток вернуть Украину в орбиту интересов России?
– Думаю, что да. Такие ощущения есть. Возникают манипуляции относительно 8 мая, когда говорят, что это якобы дата [утвержденная в Украине] только для того, чтобы понравиться, например, европейцам. Только лишь для того, чтобы войти в какой-то европейский контекст. Далее: говорят, что в Украине едва ли не хотят запретить празднование 9 мая. Хотя это не так, и 9 мая остается в Украине выходным днем. Некоторые политики и эксперты спекулируют по этому поводу, и снова нагнетается обстановка. Если говорить о российской пропаганде, то Украине предлагаются разные акции, включая и "Бессмертный полк", и некоторые украинские политики в контексте этой пропаганды пытаются привлечь на свою сторону, возможно, какую-то часть избирателей, которые во все это верят. Хотя я могу сказать ради объективности и справедливости, что тот же Юрий Бойко (основатель "Оппозиционной платформы – За жизнь". – Прим. РС), как бы кто к нему ни относился, сделал очень много для того, чтобы перезахоронить останки многих воинов Красной армии из братских могил. Он сделал для увековечения памяти этих погибших очень много, и почему не говорить об этом, а начинать снова инсинуации: мол, вот там бандеровцы, вот там УПА, никто не будет праздновать День Победы 9 мая, – говорит Александр Мусиенко.
Ряд пророссийских политиков заявляют, что Украина будет праздновать День Победы 9 мая, несмотря на попытки "патриотов" отменить этот праздник, а директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, выступая накануне в эфире ток-шоу канала "112 Украина", предложил отставить в украинском календаре лишь одну дату 9 мая и пояснил, чем этот праздник в России отличается от праздника в Украине:
"Чем отличается День Победы в России от Дня Победы в Украине? У них сейчас там милитаристский пафос, победобесие, жертв уже не помнят, а мы, действительно, можем посмотреть, какой ценой досталось победа. Мы должны нести не милитаристский, а гуманистический аспект, и не делать хитрый вид: и 9-го тут как-то попразднуем, и 8-го попразднуем. Можно все это и 9 мая сделать и утвердить 9-е единственным государственным праздником. А почему такая проблема? Мы зациклились на фигуре Вятровича. А кто он такой, чтобы определять историческую политику государства? Кто он такой? Эксперт, да. Понятно, он может давать рекомендации свои, но один человек и его институт определяет гуманитарную политику страны. Где такое было? Для этого есть парламент", – подчеркнул Вадим Карасев.
Владимир Вятрович: "Украинский народ этого не позволит"
Глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович считает, напротив, целесообразным перенести выходной день с 9 мая на 8 мая – День памяти и примирения. Об этом он сказал журналистам в среду в Киеве. "Может оставаться два праздника: 8 мая как День памяти и примирения, когда мы вместе со всей Европой в европейских традициях чествуем всех участников этой войны, а 9 мая должно оставаться Днем победы над нацизмом. Но я считаю крайне важным, чтобы статус выходного дня был перенесен именно на 8 мая для того, чтобы мы постепенно отказались от советских традиций", – заявил Вятрович. Тему развернувшейся в стране полемики вокруг дат 8 и 9 мая на фоне избрания новым главой государства Владимира Зеленского Владимир Вятрович прокомментировал и в интервью Радио Свобода:
– 8 мая – дата окончания Второй мировой войны в Европе. 9 мая в том формате, в котором отмечалось до 2014 года, базировалось исключительно на советских традициях, и мы стали свидетелями того, как эти советские традиции, мифы, стереотипы, связанные со Второй мировой войной, использовались в качестве оружия в информационной войне против Украины российской пропагандой. Я уверен, что преодоление мифов, связанных со Второй мировой войной, вопрос не только гуманитарной политики, но и политики безопасности для Украины. Поэтому в свое время и была предложена дата 8 мая как День памяти и примирения, который позволяет Украине приобщиться к европейскому формату мероприятий, связанных со Второй мировой войной, а не оставаться в русле современной российской пропаганды. Будут ли попытки отменить 8 мая и вернуться к советско-российскому формату? Возможно, да, но уверен, что общество в Украине довольно зрелое и не допустит этого.
– В эти дни наблюдается очередная атака на вас некоторых экспертов и пророссийских оппозиционных сил. Есть ли у вас ощущение, что вам придется покинуть должность руководителя Института национальной памяти после инаугурации Владимира Зеленского, хотя вопрос назначения и увольнения руководителя института – компетенция кабинета министров?
– Да, это компетенция исключительно украинского правительства. Никакой связи между президентом и моей должностью нет. Будут ли попытки [уволить меня]? Думаю, возможно. Дело в том, что много пророссийских сил в Украине считает, что перезагрузка власти дает им возможность вернуться к прошлому, в 2013 год. Убежден, что сделать это невозможно и их попытки не увенчаются успехом. Даже если будут перевыборы Верховной рады и после них новое правительство меня уволит, я не прекращу своей деятельности, буду ее продолжать. Уверен, что тот уровень гражданской поддержки, который я получал на протяжении последних пяти лет, никуда не исчезнет, и мы сможем продолжать эту работу, не позволив Украине вернуться в советское прошлое.
– Как бы вы сформулировали главную задачу, которую вам удалось решить на посту руководителя Института национальной памяти?
– Это процессы, которые мы в Украине называем декоммунизацией, избавление от коммунистического прошлого, осуждение преступлений коммунистического режима, переименование топонимов. Речь идет о почти тысяче населенных пунктов и 52 тысячах топонимов в самих населенных пунктах, демонтаже свыше двух с половиной тысяч советских памятников. Также это, наверное, и открытие у нас архивов КГБ, что позволяет каждому желающему самому увидеть преступления коммунистического режима против украинцев.
Смотри также Лично расстрелял 2100 человек. История палача и его жертвы– Пока точка в процессе декоммунизации не поставлена. Например, в украинской столице остается ряд памятников советской эпохи, в том числе скульптура красноармейского командира Николая Щорса, Арка дружбы народов и находящийся под ней монумент трудящихся – украинца и русского?
– К сожалению, Киев – худший пример политики декоммунизации. Причина в абсолютной некомпетентности киевских властей, а именно мэра столицы Виталия Кличко, который считает нормальным защищать советское прошлое, несмотря на то что речь идет о прямом нарушении закона. Уверен, что в любом случае эти памятники будут демонтированы, – считает Владимир Вятрович.
На востоке Украины после победы на президентских выборах Владимира Зеленского уже пытаются пересмотреть решения по декоммунизации. Так, мэр Харькова Геннадий Кернес призвал жителей города поддержать петицию об обратном переименовании проспекта имени репрессированного советского генерала, правозащитника, украинца Петра Григоренко в проспект имени советского маршала Георгия Жукова. Советник Зеленского по политическим вопросам Дмитрий Разумков 8 мая заявил в эфире телеканала 112, что, по мнению нового президента, вопросы о переименовании должны решаться не парламентом страны, а жителями на местном уровне.