Могут ли Литва и Россия помириться? Министр полон сомнений

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс

В связи с пандемией коронавируса страны Европейского союза и Россия практически одновременно закрыли свои границы. Мера эта совершенно не политическая, но выглядит символически, словно подчеркивая отчуждение, возникшее между Россией и ее соседями в последние годы. Когда коронавирус "успокоится", а границы снова откроют, в этом плане, скорее всего, мало что изменится, пессимистически утверждают, в частности, в Литве, чьи отношения с Россией оставляют желать лучшего. Не по литовской вине, утверждает главный дипломат этой страны.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс выступает за ужесточение санкций против Кремля и беспокоится, что Москва будет всё больше отклоняться от принципов международного права. В интервью корреспонденту Радио Свобода он заявил: Литва и впредь будет продолжать поддерживать Украину и наладит регулярные поставки нефти в Беларусь.

Смотри также Расстаться со "Спутником". Страны Балтии против российских СМИ

Господин Линкявичюс, как вы оцениваете нынешнее состояние отношений вашей страны с Россией? Можно ли сказать, что в Литве всерьёз боятся российской агрессии?

– У нас есть экономические контакты, диалог с гражданским обществом. Если ничто не помешает, в середине мая уже в седьмой раз пройдет Вильнюсский форум России. Но отношения с официальной властью нерегулярны и очень редки. Когда меня спрашивают: "Что вы сделали, чтобы улучшить эти отношения?", я задаю встречный вопрос: "А что мы сделали, чтобы они стали такими плохими?" Мы не аннексировали Крым, не оккупировали 20 процентов территории Грузии, мы не устраивали известные события в Солсбери, и к сбитому самолету MH17 тоже не имеем отношения. Если кто-то рассчитывает на то, что мы закроем на все это глаза – и отношения исправятся, мы на такое не согласны. Мы хотим нормальных отношений, основанных на взаимном уважении, верности принципам, обязательствам, нормам. Хотим следования международному праву. Предвижу, что эта проблема останется чувствительной и в будущем, особенно если учесть, что сейчас из России слышатся предложения признать верховенство национального права над международным. Так что сегодня мы не видим признаков улучшения.

Литва по мере сил помогала экипировкой и вооружением Украине, которая находится в конфликте с Россией. Собираетесь ли вы продолжать подобные действия?

Украина имеет право и даже обязанность защищать свой суверенитет

– Посильную политическую помощь и моральную поддержку Украине оказывает не только литовское правительство, но и гражданское общество. Что касается военной помощи, эти поставки имеют скорее символический характер, поскольку мы не можем снабдить армию Украины всем необходимым. Мы считаем, что Украина имеет право и даже обязанность защищать свой суверенитет, и помогаем стране, которая защищает свою территориальную целостность. И надеемся на скорейшее разрешение этого конфликта. Хочу подчеркнуть, что он не является внутренним конфликтом Украины, как это представляют иногда российские средства массовой информации. Это агрессия России против Украины.

Стоит также упомянуть, что в наших медучреждениях прошли реабилитацию не один десяток украинских военнослужащих, раненных в зоне военных действий. Эту помощь мы тоже будем продолжать оказывать. Украинские школьники посещают Литву, некоторые приезжают со своими учителями даже на год из Донбасса. В этом кабинете в общей сложности их не одна сотня уже побывала, поскольку они часто приезжают, и я всегда стараюсь хоть немного с ними пообщаться. Надеюсь, мы немного облегчаем их судьбу. Я как-то спросил их: "Что вам здесь понравилось?" Мне ответили: "Не слышно выстрелов".

Линус Линкявичюс выступает на форуме по проблемам европейской безопасности во Вроцлаве (Польша)

– В связи с конфликтом в Сирии, в котором участвует Турция, член НАТО, иногда высказывается мнение, что Североатлантический союз может быть втянут в войну на Ближнем Востоке. В том числе и с Россией, которая тоже присутствует в Сирии. Не беспокоит ли Литву и другие страны Балтии такая перспектива, что НАТО во избежание возможного конфликта откажется от применения 5-й статьи своего устава, обязывающей союзников прийти на помощь любой стране НАТО, если против неё совершен акт агрессии? Тогда возникнет угроза, что и страны Балтии будут брошены на произвол судьбы в случае потенциального конфликта с Россией.

Нас беспокоит и увеличившийся поток беженцев

– Я не думаю, что дело так далеко зайдет. Но я обратил бы ваше внимание на то обстоятельство, что формально 5-я статья Вашингтонского договора активизируется по мере обращения за помощью страны – члена альянса при нападении на нее. Сейчас такой ситуации нет, этот конфликт происходит в Сирии. Конечно, ближневосточная конфронтация нас тоже беспокоит, и не только прямое столкновение между различными силами в самой Сирии, но и гуманитарная катастрофа в Идлибе, которая происходит из-за действий режима Асада, к сожалению, при поддержке России. Нас беспокоит и увеличившийся поток беженцев. Как мы знаем, по этому поводу в связи с имеющимися договоренностями ведутся интенсивные переговоры между Евросоюзом и Анкарой. Мы должны понимать, какое бремя несут турки, приняв на своей территории около 4 миллионов беженцев.

Смотри также Тридцать лет "Балтийскому пути"

Как Литва относится к возможному новому потоку беженцев в Европу? Готова ли принять хоть какую-то их часть?

– Мы не занимаем категоричной позиции по поводу беженцев. Наоборот, постоянно на основе добровольных обязательств принимали группы из стран, гражданам которых требуется международная защита, а также когда приходили просьбы оказать содействие беженцам, находившимся в Средиземном море на кораблях у берегов Мальты и Италии. Но хочу заметить, что беженцы не являются товаром или тем более заключенными. Они свободные люди и могут ехать, куда хотят. И как мы сами отлично понимаем, они не хотят ехать в Литву, или в Латвию, или даже в Хорватию. Они хотят ехать, как правило, в Германию или Швецию. Мы по-прежнему будем проявлять солидарность, но нам надо искать способы изменить ситуацию в корне, обезвредить источники этой проблемы, иначе мы тут постоянно будем иметь дело с беженцами.

Действия России не свидетельствуют о том, что она пытается изменить курс

– Президент Франции Эммануэль Макрон недавно выступил за расширение диалога с Кремлем. Германия намерена довести до конца проект "Северный поток – 2". В Европе всё чаще звучат заявления о возможности отмены или смягчения санкций ЕС против Москвы. А Литва, как и ряд других стран Центральной и Восточной Европы, напротив, выступает за более жесткий курс. Вам не кажется, что вам грозит поражение?

– На последней неформальной встрече министров иностранных дел в Загребе мы обсуждали вопрос о России, диалоге с ней, о санкциях, и я не слышал ни одного – подчеркиваю, ни одного – мнения о том, что санкции нужно отменить. Да, вы правы, некоторые, в том числе и мы, говорили, что их надо ужесточить, поскольку они не исчерпали своего потенциала. По оценке большинства, ситуация не улучшается и действия России не свидетельствуют о том, что она пытается изменить курс или взгляд на кризисные ситуации и регионы. Так что причин для изменений в этом плане нет. И тут не идет речь о поражении или победе. Если кто-то нарушает правила дорожного движения и не следит за сигналом светофора, значит ли это, что никто не будет их нарушать, если мы уберем светофоры?

Линас Линкявичюс и его белорусский коллега Владимир Макей. Минск, 4 февраля 2020 года

Сейчас много говорят о новых видах глобальных угроз, прежде всего, так называемых гибридных. У вашей страны есть опыт противостояния таким угрозам?

– Да, мы не по книгам знаем, что значит угроза энергетической безопасности, и до конца 2014 года, пока не был построен терминал сжиженного газа в Клайпеде, у нас был на 100% монопольный источник поставок газа. Сейчас созданы нормальные рыночные отношения. То же касается и кибернетической безопасности: например, Национальный центр кибернетической безопасности в Каунасе создан в сотрудничестве с США. В области европейского оборонного сотрудничества мы руководим группами быстрого реагирования на угрозы кибернетической безопасности. А что касается борьбы с "промыванием мозгов", то я горжусь тем, что не только правительство и наши профессионалы этим занимаются, но и неправительственные организации. Платформа Debunk.eu с помощью различных решений в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта за день просматривает около 30 тысяч сообщений. Они готовы поделиться опытом и, насколько я знаю, хотят наладить контакты с партнерами из других стран. Способность отражать угрозы нужно развивать, и этим должно заниматься не только правительство, но и гражданское общество. У нас это происходит.

Литва инициировала создание Европейских кибернетических сил быстрого реагирования. Не несут ли они угрозы демократическим правам и свободам граждан?

– Мы хотим, чтобы другие страны не вторгались в наше кибернетическое пространство. Если мы хотим больше безопасности, то иногда мы ее получаем за счет потери приватности. Нужно серьезно воспринимать киберугрозы. У нас еще не было больших катастроф, но их потенциал очень велик. Есть угроза подрыва основ государства, банковской системы, и я думаю, в этой связи может быть даже применена 5-я статья Вашингтонского договора. Чтобы противостоять этому, нужны средства, и вкладывать их должно и государство, и частные предприятия, которые чувствительны к таким угрозам. Наша специализация в этой области позволяет собрать и мобилизовать международный опыт и использовать его во благо стран – членов НАТО на любом этапе развития кризиса.

Смотри также Цена советской оккупации...

Беларусь испытывает экономическое давление со стороны России и по этой причине в последнее время демонстрирует желание несколько сблизиться с Западом. Литва намерена как-то поощрять эту политическую линию официального Минска? Вот, в частности, известно, что в Клайпедский порт пришел уже не один танкер нефти для Беларуси. Нефть является ключевым аргументом Москвы в политическом торге с Минском, но понимаете ли вы, что литовских поставок все равно не хватит?

Мы хотим, чтобы другие страны не вторгались в наше кибернетическое пространство

– Мы отлично понимаем, что многого из того, что мы можем предложить, не хватит. Но Беларусь – наш сосед, мы беседуем с вами сейчас в 30 километрах от ее границы. Мы не будем у белорусов порядки наводить, не имеем ни права, ни желания, но мы обязаны как соседи общаться, и делать это открыто. Мало того, суверенитет и независимость этой страны – это и наш национальный интерес. Упомянутый вами нажим и даже иногда экономический шантаж происходят постоянно, и Беларусь до сих пор как-то маневрировала между контактами с Западом и диалогом с Россией. Наверное, и сейчас это происходит. Я недавно сам был в Минске, встречался с руководством, с премьер-министром, с моим коллегой – министром иностранных дел, и я почувствовал, что им нужна эта помощь в плане диверсификации поставок. Так что эшелоны с нефтью из Клайпеды в Беларусь пойдут и в будущем, мы будем искать возможность наладить регулярные поставки, а также будем искать технические возможности поставки газа через Литву с использованием возможностей нашего порта, а в перспективе и сжиженного газа. О поиске этих решений тоже есть договоренность. Мы будем помогать Беларуси со вступлением во Всемирную торговую организацию. Но будем открыто говорить о "болячках" атомной станции, которую они строят у нашей границы в нарушение норм и правил. Мы не можем согласиться с этим объектом. Но мы пытаемся убеждать наших партнеров. Они прислушиваются к нам.

Смотри также Не только русские. С чем связан общественный раскол в странах Балтии

Недавно Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выпустило отчет, в котором говорится, что Островецкая АЭС на данном этапе совершенно надёжна и никаких причин для беспокойства нет.

– Я бы хотел уточнить для интересующихся, что МАГАТЭ не проводит инспекций. Они приезжают специализированной группой, если их приглашают, и оценивают отдельные сегменты объекта. Скажем, есть шесть сегментов, по которым оценивают площадку. И один из них – дизайн. Вот недавно приезжали из МАГАТЭ, посмотрели на дизайн и сказали, что там всё нормально. К сожалению, наши соседи сделали обобщенные выводы, что всё нормально вообще с площадкой, но это далеко не так, поскольку она была выбрана без альтернатив, не были рассмотрены сейсмические характеристики и так далее, не хочу углубляться в подробности. Есть очень конкретные требования Комитета по имплементации положений Конвенции Эспо (об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. – РС), он рассматривает безопасность таких объектов как ядерных станций. Были проведены стресс-тесты по европейским стандартам, комитет выработал очень конкретные рекомендации, и мы требуем, чтобы они были выполнены до того, как белорусы запустят эту станцию.

Великобритания останется нашим очень близким партнером в любом случае

– Великобритания традиционно поддерживала в рамках Евросоюза страны Балтии и Польшу в их внешней политике, в том числе и на российском направлении. Сейчас, после Брекзита, этой поддержки, видимо, Балтии будет не хватать?

– Да, конечно – в Евросоюзе не будет уже голоса Великобритании. Но британцы обязуются участвовать в европейских делах очень активно, в частности в вопросах безопасности, тем более что страна остается членом НАТО. В Эстонии дислоцированы британские военные подразделения, которые помогают укреплять безопасность в нашем регионе. Так что Лондон останется нашим очень близким партнером в любом случае, учитывая наши экономические интересы, туризм и учитывая интересы наших граждан, которые в количестве около 200 тысяч проживают в Великобритании. Мы заинтересованы в скорейших и удачных переговорах между Великобританией и Евросоюзом об отношениях после Брекзита и в том, чтобы они были как можно ближе, – сообщил в интервью Радио Свобода министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус.