Американское избирательное мероприятие – ралли – с незапамятных времен было прежде всего развлечением. Окрестные фермеры съезжались к месту выступления кандидата как на ярмарку: со всем семейством, с товаром на продажу, невестами на выданье. Туда же подтягивались бродячие артисты, шарлатаны-целители, проповедники и карманники. Можно было рассчитывать и на дармовое угощение.
В анналах истории сохранился, например, такой факт: когда в 1758 году Джордж Вашингтон избирался в законодательную ассамблею штата Виргиния, он послал прямо на избирательный участок фургон, груженный 160 галлонами различных спиртных напитков. И выиграл у соперника, который расщедрился всего на один галлон.
Бесплатный алкоголь теперь не раздают, но все остальное изменилось мало. Ралли – это большое скопление людей, которых организаторы всячески развлекают. Отдельное удовольствие – пожать руку кандидату, за что американских выборных политиков прозвали "рукопожимателями". А теперь еще и сделать селфи.
Коронавирус положил конец этим привычкам. Санитарные власти не велят собираться числом больше 50 человек, советуют соблюдать "социальную дистанцию"– два метра друг от друга – и отказаться от рукопожатий.
Дональду Трампу это особенно трудно. Многотысячная толпа дает ему энергетическую подпитку и уверенность в своих силах. Еще 2 марта на ралли в городе Шарлотт, Северная Каролина, он говорил о том, что полностью контролирует ситуацию.
Моя администрация принимает самые агрессивные в новейшей истории меры по защите американцев от коронавируса...
И обещал американцам вакцину в самом ближайшем будущем.
Его соперники Джо Байден и Берни Сандерс тоже не собирались отказываться от живого общения с избирателями. На встречах с Байденом публике раздавали бесплатно дезинфекцию для рук.
А Сандерс жал избирателям руки без всякой дезинфекции.
Однако уже 10 марта оба, один за другим, объявили об отмене своих ралли в Кливленде, Огайо, а свои дебаты провели вместо Финикса в Аризоне в вашингтонской студии CNN без публики.
Президент до последней возможности сопротивлялся отмене. 13 марта это сделал и он, осознав, что его главное ралли теперь – ежедневные пресс-брифинги в Белом доме, на которых он и его подчиненные рассказывают о ходе борьбы с напастью. Трамп назвал коронавирус "невидимым врагом". Это тоже необычная для него ситуация. Он привык персонифицировать противника, насмехаться над ним, грубить ему, чтобы вывести его из себя. На вирус эти полемические приемы не действуют, а это сейчас и есть его главный соперник.
Президентская кампания стала полностью виртуальной. Но что же будет дальше?
На сегодняшний день уже семь штатов отложили праймериз.
Если сенатор Сандерс, сохраняющий лишь теоретические шансы на партийную номинацию, не сойдет с дистанции вскоре, это замедлит победу Байдена и распылит его ресурсы. Можно, в конце концов, отказаться и от проведения национальных партийных съездов. Но пора думать и о всеобщих выборах в условиях пандемии.
Смотри также Время больших потрясений. Уолл-стрит, вирус, Путин и нефтьДемократы рассчитывали в этом году на высокую явку. Это их главный козырь. Промежуточные выборы 2018 года отличались активностью избирателей, какой не было 40 лет, и демократы получили огромное большинство в нижней палате Конгресса. Теперь они борются за то, чтобы сохранить явку хотя бы на уровне 2016 года.
Не все так плохо. В некоторых штатах, где отлажена система раннего голосования и подачи голосов по почте, явка оказалась выше, чем четыре года назад. Не везде проголосовать можно заранее без уважительных причин, но вряд ли пандемия будет признана неуважительной. Массовому голосованию по почте препятствуют лишь ограниченные возможности по обработке таких бюллетеней.
Тем не менее ясно, что полноценной кампании в этом году не будет. Коронавирус вторгся в повестку дня и разрушил ее, поставив себя на первое место. Главный аргумент за переизбрание Трампа – блестящее состояние экономики – растаял по вине коронавируса. Уже в марте Америка, по прогнозам, потеряет миллион рабочих мест. С другой стороны, президент понимает, что грамотный и эффективный ответ на угрозу повышает его акции. Согласно последнему опросу, большинство американцев (55 процентов) в настоящее время одобряет его действия. Это явное достижение по сравнению с прошлой неделей, когда одобряющих было всего 43 процента.
Перестраивается на ходу и Джо Байден, но ничего сверх того, что уже делает администрация Трампа, он, по сути, предложить не может. Остается лишь его красноречие и призывы к единству перед лицом общей беды.
В такие моменты, как теперь, мы сознаем, что нам нужно отложить на время политику и работать сообща как американцы. Коронавирусу нет дела до того, демократ ты или республиканец. Он не делает различий по признаку расы, пола или социального статуса. Он коснется и людей во власти, и самых незащищенных членов нашего общества. В этом мы все едины.
Берни Сандерс, со своей стороны, выступил с привлекательной для многих идеей покрытия медицинских расходов всех граждан из фонда национальной программы страхования пожилых Medicare, причем речь идет о любых расходах, а не только связанных с коронавирусом.
Мы должны обеспечить, чтобы в нашей стране каждый, кто нуждается во врачебной помощи, мог получить ее независимо от размеров своего дохода. Это вполне очевидно и должно было произойти в нашей стране много лет назад. Но в разгар этого кризиса, я убежден, мы обязаны использовать Medicare для оплаты всех медицинских счетов в чрезвычайный период.
И все же, как организовать выборы в таких беспрецедентных условиях?
Вообще-то прецеденты были.
В июле 1814 года в ходе англо-американской войны британская эскадра под командованием адмирала Кокберна высадила в Чисапикском заливе 4 тысячи солдат, направившихся к Вашингтону. Город был захвачен почти без боя. Президент Джеймс Мэдисон бежал. Уже на следующий день англичане вернулись на свои корабли, но предварительно подожгли Белый дом и Капитолий. Тем не менее в ноябре американцы избрали новый состав Конгресса. И хотя в декабре 1814 года в Генте был подписан мирный договор, ни правительство США, ни командование британскими экспедиционными силами об этом не знали, и боевые действия продолжались до января 1815-го.
Смотри также Невидимый враг. История отрицания – от чумы до коронавирусаВ 1864 году президентские выборы проходили во время Гражданской войны в стране, разделенной на два враждующих лагеря. Соперником республиканца Авраама Линкольна был демократ генерал Джордж Макклеллан. Он сам был сторонником продолжения войны, но партия выступала за примирение с Югом. Армия Севера терпела одно поражение за другим, несла тяжелые потери, и Линкольн сомневался, что может выиграть. После того как в сентябре южане проиграли сражение у Атланты, победитель в войне стал очевиден. Линкольн был переизбран на второй срок с огромным преимуществом. В выборах участвовало только 23 штата. 11 южных штатов не голосовали.
В 1918 году американцы выбирали Конгресс, когда в мире свирепствовала пандемия "испанки". Несмотря на строгий карантин, в США умерло полмиллиона человек. Но выборы состоялись в срок без особых осложнений. Правда, явка оказалась на 10 процентов ниже, чем четырьмя годами прежде. Многие избиратели и члены избирательных комиссий надели маски. В ряде случаев были предприняты усилия с тем, чтобы дать возможность проголосовать людям, находящимся в карантине. Один из таких случаев имел место в штате Айдахо, где местные чиновники устроили участок для голосования в студенческом кампусе, который находился в карантине. Верховный Суд штата признал поданные там бюллетени недействительными, и победа на выборах перешла от демократа к республиканцу.
Конституция США не предусматривает ни отмены, не переноса выборов. Она гласит, что полномочия президента и вице-президента истекают в полдень 20 января года, следующего за годом выборов. В этой непреложности американцы видят великую ценность своей демократии. Никакое чрезвычайное положение не является основанием для отмены выборов. У президента просто нет таких полномочий. Дату выборов устанавливает Конгресс, и он это сделал в 1948 году: вторник после первого понедельника ноября каждого четвертого года, следующего за выборами президента и вице-президента. В этом году это 3 ноября.
Но что если выборы будут сорваны вследствие всеобщей паники, глухого карантина? Согласно Конституции, если президент и вице-президент не будут избраны до истечения срока их полномочий, исполняющего обязанности назначает Конгресс. Закон 1947 года устанавливает для таких случаев очередность преемственности. Исходя из этого закона, газета Los Angeles Times поторопилась объявить, что президентом в описанных обстоятельствах станет спикер Палаты представителей демократ Нэнси Пелоси, так как именно спикер значится следующим после вице-президента преемником. Но этого быть никак не может, потому что вместе с президентом и вице-президентом американцы будут избирать и полный состав Палаты представителей, а полномочия ее нынешних членов закончатся 3 января. Если выборы не состоятся, то и Пелоси перестанет быть не только спикером, но и рядовым членом палаты. Нижней палаты Конгресса вообще не будет, а от Сената останется две трети, потому что сенаторы избираются раз в шесть лет и не все сразу, а третями каждые два года.
Выборы, конечно, состоятся. Тревога, в которой пребывают сейчас американцы, все же бесконечно далека от паники. И именно тревога в сочетании с благоразумием должна подтолкнуть их к участию в голосовании. При этом голосование будет максимально дистанционным.