Митинги, задержания, выгорание, апатия и вынужденный уход от политики – эти темы поднимаются в новом клипе Out of Politics кооператива “Техно-поэзия”. Выпустили они его 30 июня, в предпоследний день голосования по поправкам в Конституцию. Герои клипа помещены в пространство компьютерной игры, где то и дело мелькают ЛГБТ- или транс-флаги, феминистская символика и символика протеста BLM.
“Песня начала писаться еще в июле прошлого года. Толчком к созданию послужили московские протесты, когда независимые кандидаты не были зарегистрированы на выборах в Мосгордуму”, – участник “Техно-поэзии”, танц-художница и хореограф Марина Шамова.
При этом клип связан не только с конкретными событиями. “Это общий конвейер ситуаций: митинги, задержания, снова митинги и снова задержания. Мы не планировали выпускать клип в ту неделю, когда в России происходили пикеты в поддержку Юлии Цветковой, шло голосование по поправкам в Конституцию, а в Сети развернулся ЛГБТ-прайд. Ролик просто оказался готов к этому времени”, – объясняет Шамова.
Идем на голосование, зная, что ни на что повлиять не сможем
Идея создать клип в формате видео из компьютерной игры пришла благодаря сотрудничеству “Техно-поэзии” с гейм-разработчиком Юлией Кожемяко. “Мы подумали, что было бы здорово создать с ней коллаборацию, и предложили поместить наш клип в пространство игры Let It Happen, которую она сейчас готовит”, – добавляет другая участница кооператива, художница Анастасия Вепрева.
В песне Out of Politics содержится пародия на популярную фразу: “Я вне политики”, которую часто можно услышать от россиян. “Мы в свою очередь находимся “вне политики” вынужденно, – уточняет Вепрева. – Мы принудительно оказываемся исключенными из нее, когда идем на голосование, заранее зная, что ни на что повлиять все равно не сможем”. Однако даже когда ты формально находишься “вне политики”, ты все равно в ней участвуешь. Песня Out of Politics как раз про это, считает художница.
Дискриминация транс-людей касается и митингующих против коррупции
С ней соглашается Шамова: в активистской среде сейчас чувствуется растерянность. “Наш клип – скорее обращение не к незнакомым людям, которые говорят, что они “вне политики”, а к тем, кто рядом. Их безразличие трогает сильнее”, – говорит танц-художница.
Объединение различных повесток в одном клипе произошло стихийно, однако это отвечает запросам коллектива. Очень часто на феминистских мероприятиях нет места транс-символике, а на гей-прайдах нет гетеросексуальных активистов. “Хотелось бы, чтобы проблема дискриминации транс-людей касалась и тех, кто, например, выходит на митинг против коррупции”, – добавляет Шамова.
Важно обращаться ко всем
Другой участник “Техно-поэзии” Антон Командиров раньше часто ходил на политические акции. Для него выгорание в активизме – личная тема. В 2007 году его задержали на Марше несогласных. После этого он еще несколько раз принимал участие в протестах. Все пошло на спад в 2012–1014 годах. “Болотная площадь, пресловутая рокировка, аннексия Крыма. После этого началась апатия”, – делится Командиров. Сейчас он участвует только в художественно-политических акциях.
Поэт и участник кооператива Роман Осминкин уверен, что выгорание в активистской среде связано с тем, что активизм в России не вырастает в серьезные политические движения. Кооператив же ставит перед собой цель эту апатию преодолеть и помочь найти мотивацию тем, кто все еще борется за будущее страны. “Пока наша аудитория в основном – это активисты, художники и творческие работники, но нам также важно обращаться ко всем, кто хотел бы что-то изменить, но боится или не видит вокруг поддержки и единомышленников. Всем нам приходится преодолевать множество страхов – быть посаженным в автозак, быть избитым, страх выгорания, но главный страх все же что в России так будет навсегда – что ничего не изменится никогда”.