В РАО «ЕЭС России» уточнили план самоликвидации

В компании, которая объединит ГЭС, государству будет принадлежать контрольный пакет

Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил новую схему реформы российской электроэнергетики, которая должна завершиться к 1 июля 2008 года полным расформированием этого государственного холдинга. Тем не менее, под контролем государства останется половина всего производства электроэнергии в стране.


Реформа отрасли предполагает разделение её на три сектора – производство, передачу и сбыт электроэнергии. Государству принадлежит сегодня почти 53% акций РАО «ЕЭС России». Остальными владеют миноритарные акционеры, крупнейшие из которых - «Газпром» (11%) и «Норильский никель» (3,5%). И все миноритарные акционеры, как предполагалось ранее, должны получить в итоге часть акций каждой выделяемой из состава холдинга компании пропорционально своей нынешней доли в нем.


Теперь решено, что государственные акции в компаниях тепловой энергетики (атомные и гидростанции останутся государственными) передадут Федеральной сетевой компании (ФСК), которая объединит магистральные линии электропередачи, а также компании, которая объединит гидростанции - «ГидроОГК». В ФСК государству будет принадлежать 75% плюс одна акция, в «ГидроОГК» - 50% плюс одна акция.


Передав причитающиеся ему пакеты акций в тепловых генерирующих компаниях (ОГК и ТГК) в уставный капитал ФСК и «ГидроОГК», которые впоследствии должны будут, в свою очередь, продать эти акции стратегическим инвесторам, государство решает сразу две задачи, считает аналитик «Альфа-Банка» Александр Корнилов. С одной стороны, оно обеспечит себе долю в обеих компаниях на требуемом законодательством уровне, а с другой стороны, получит источники финансирования масштабных инвестиционных программ обеих компаний.


Сама идея изменения прежней схемы реформирования РАО возникла как компромисс между интересами миноритарных акционеров холдинга и интересами государства, полагает аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин. «Миноритарии» по-прежнему надеются получить пропорциональную долю во всех выделяемых компаниях из РАО, тогда как государству нужно одновременно и увеличивать свою долю в той же ФСК, и финансировать развитие этой компании, для чего пришлось бы выделять деньги из бюджета.


Приватизация сбыта


В отличие от сектора производства электроэнергии, принятая РАО «ЕЭС России» стратегия в отношении энергосбытовых компаний предполагает прямую продажу долей холдинга в них через аукционы. Прецедент уже есть, напоминает Александр Корнилов: продажа Ярославской сбытовой компании в июле 2006 года, причем цена покупки оказалась выше начальной в 2,3 раза, что подтверждает значительный интерес к этим компаниям со стороны стратегических инвесторов. Это, главным образом, частные энергосбытовые компании, которых уже немало на российском рынке. Хотя пока на нем доминируют, конечно, государственные сбытовые компании – бывшие подразделения региональных энергокомпаний – АО «...энерго», выделившиеся в ходе недавнего разделения последних.


Следующий аукцион по продаже таких госкомпаний пройдет в апреле, напоминает Александр Корнилов: «В итоге они станут полностью частными и конкурентными. Хотя не исключено, что их захотят купить более крупные игроки на этом рынке, чтобы сосредоточить в одних руках предоставление сразу нескольких видов коммунальных услуг, как это происходит сегодня во многих странах Западной Европы и в США, где потребители платят за свет и газ, воду и канализацию одним и тем же компаниям».


Полугосударственная энергетика


В целом структуру сектора производства электроэнергии в России уже в будущем году, после расформирования РАО ЕЭС, можно представить так: 17% всего производства - «государственные» атомные станции, 15% - «государственные» гидростанции, объединенные в «ГидроОГК». Кстати, из четырех крупнейших в России ГЭС (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская и Усть-Илимская) в состав РАО входят сегодня лишь две: Саяно-Шушенская и Усть-Илимская. Красноярская и Братская гидростанции относятся к «Иркутскэнерго» и подконтрольны крупнейшим алюминиевым компаниям - «РУСАЛу» и «СУАЛу», они не войдут в состав «ГидроОГК», напоминает Дмитрий Скрябин:


«К этой доле в 32% общего производства в стране электроэнергии, приходящейся на долю государства, следует добавить еще 15-20% - долю объединенных электроэнергетических структур "Газпрома" и СУЭК, если недавно объявленная сделка будет завершена. То есть де-факто 50% или более всех генерирующих мощностей в российской электроэнергетике и в будущем останется под контролем государства - либо напрямую, либо через компании, подконтрольные государству. И это – в том случае, если вся остальная тепловая генерация действительно будет передана в частные руки, что еще не факт».


Тарифы в российской электроэнергетике производителям энергии устанавливает сегодня государство по схеме «издержки + инвестиционная надбавка». Вся эта схема, по идее, должна после расформирования РАО ЕЭС радикально изменится, говорит Александр Корнилов. Оптовый рынок электроэнергии к 2011 году должен быть полностью либерализован, и, если планов не изменят, цены будут определяться спросом и предложением.


Что касается сетей передачи электроэнергии, остающихся под контролем государства, то и здесь от «издержки +» откажутся. Тарифы в этом секторе отрасли станут определять на основе адекватной нормы доходности на инвестированный капитал, поясняет Александр Корнилов: «Таким образом, от нынешнего тарифообразования в отрасли, по идее, не должно остаться и следа».


Сегодня по нерегулируемым ценам в России продается примерно 12% всей производимой в стране электроэнергии...