Daimler-Chrysler: «небесный» брак закончился полуразводом

Слева направо: глава Сhrysler Том ЛаСорда, глава Cerberus Capital Джон Сноу и глава Daimler Дитер Цетше

От предстоящей продажи компании Chrysler, купленной в 1998 году за 36 миллиардов долларов, немецкая Daimler не получит теперь фактически ничего, кроме избавления от убыточного подразделения. Однако полный разрыв – не в интересах обеих компаний, поэтому Daimler сохраняет за собой почти 20% акций Chrysler.


Эту сделку в мае 1998 года сразу назвали «браком, заключенным на небесах» - столь идеально дополняющими друг друга на автомобильном рынке представлялись тогда немецкий производитель Mercedes-Benz и американская компания Chrysler, выпускающая более массовые модели.


Покупка Chrysler стала центральным звеном проекта создания «мировой корпорации» Welt AG, инициатором которого был тогдашний руководитель Daimler Юрген Шремпп. Следуя намеченному руководством плану, два года спустя немецкая компания покупает 34% акций японской Mitsubishi Motors, что дало право Daimler назначить в ней своего директора. В том же 2000 году компания покупает 10,5% акций южнокорейской Hyundai Motor, стремительно набиравшей обороты и в Европе, и в США. В одном из интервью Юрген Шремпп скажет, что отныне его компания, базируясь в центре Европы, имеет надежную опору и на западе от нее, и на востоке.


План «Welt AG» не удался... В 2004 году акции Mitsubishi и Hyundai были проданы с большим убытком для Daimler. А за девять лет существования единой DaimlerChrysler ее акции потеряли в цене 15%. За это же время акции главного конкурента – немецкой BMW – подорожали вдвое.


В конце 2005 года Юрген Шремпп подал в отставку – за два года до истечения срока заключенного с ним контракта. «Шремпп, безусловно, стал крупнейшим разрушителем созданного капитала за всю историю не только компании Daimler, но, возможно, и всей корпоративной Германии», - напишет позже Юрген Греслин, автор биографии Шремппа, возглавлявший группу недовольных акционеров компании.


Daimler без Chrysler


Единая DaimlerChrysler продала в 2006 году 4,7 миллиона автомобилей, что делает ее пятой в мировой автомобильной индустрии. Без Chrysler компания окажется в конце первой десятки: выпуск Daimler составит менее 2,1 миллиона машин – легковых и грузовых, вместе взятых. При этом конкурентные условия для компании оказываются куда жестче, чем в конце 80-ых, когда ее возглавил Юрген Шремпп.


Пока Daimler пыталась сделать Chrysler безубыточной (что удалось трижды за последние пять лет), она утратила статус крупнейшего в мире производителя дорогих автомобилей, уступив его BMW, а в американских потребительских рейтингах качества и надежности машин оказалась далеко позади лидеров.


Теперь Daimler оказывается, по сути, на том же пути, который прошла BMW в 90-ые годы, отмечают немецкие аналитики. Покупая в 1994 году британскую Rover, тогдашний руководитель BMW Бернд Пишетсридер рассчитывал утвердить позиции своей компании на массовом рынке. Расчет казался оправданным: перенося новейшие технологические разработки BMW на большее количество выпускаемых автомобилей, можно было не только хорошо сэкономить на издержках, но и значительно расширить продажи.


И этим планам не суждено было сбыться. BMW вложил в Rover более 5 миллиардов долларов и – безрезультатно. В 2000 году Rover был продан за символические 10 фунтов, а Бернд Пишетсридер - уволен. С тех пор BMW сосредоточилась на том, что ей удавалось лучше всего – производстве автомобилей премиум-класса. И через пять лет стала мировым лидером в этом сегменте рынка, впервые оттеснив Mercedes.


Daimler продает ныне 80% акций Chrysler отнюдь не за 10 фунтов. Сумма сделки – 7,4 миллиарда долларов. Но реально немецкая компания не только не получит ничего за то, за что сама 9 лет назад заплатила 36 миллиардов долларов, но и еще, по сути, приплатит покупателю – американской частной инвестиционной компании Cerberus Capital.


По условиям сделки, последняя вложит 5 миллиардов долларов в производство Chrysler, еще 1 миллиард – в ее финансовое подразделение. Остальные 1,35 миллиарда долларов формально предназначаются продавцу, то есть Daimler. Однако представители немецкой компании заявили, что еще до завершения сделки она предоставит Chrysler 1,6 миллиарда долларов для покрытия текущих убытков, а также 400 миллионов долларов в виде кредита. То есть продажа Chrysler «обойдется» Daimler примерно в 650 миллионов долларов.


При этом 19,9% акций Chrysler немецкая компания сохранит за собой, продолжая поставлять Chrysler целый ряд узлов и комплектующих. Как и BMW в сделке с Rover десять лет назад, Daimler рассчитывает экономить на собственных издержках, перенося их, за счет Chrysler, на большее количество автомобилей. Наиболее преуспевшей в таком подходе оказывается японская Toyota, в которой производство автомобилей премиум-класса Lexus оказывается максимально интегрированным в производство некоторых моделей для массового рынка, что позволяет экономить деньги и время.


«Как бы болезненно ни переживали это ревнители Mercedes, компании просто не обойтись без Chrysler», - полагает аналитик нью-йоркской инвестиционной компании Prudential Equity Group Марк Уорнсман.


Экономить есть на чем, отмечают и в самой Daimler. Нынешний руководитель компании Дитер Цетше, в течение пяти лет до этого лично возглавлявший Chrysler, признает, что конструкторы Mercedes слишком увлекаются деталями, которые покупатели зачастую даже не замечают. На одном из прошлогодних совещаний он посетовал, что в новых моделях Mercedes чуть ли не 120 разных типов дверных ручек!


Социальные обязательства Chrysler


Для Chrysler сохранение партнерских отношений с Daimler, по сути, - вопрос выживания. Более 90% всего бизнеса Chrysler приходиться на рынок США, а 70% выручки – на внедорожники и легкие грузовики. То есть модели, не отличающиеся экономичностью двигателей. Спрос на них падает - цены на бензин в США побили все прошлые рекорды и превышают ныне 3 доллара за галлон (81 цент за литр).


Американская компания резко сократила в последние годы инвестиции в новые разработки; основную нагрузку брала на себя Daimler. И теперь создание Chrysler новых моделей во многом будет зависеть от того, будет ли она получать узлы для них, включая двигатели и шасси, либо от Daimler, либо от другого партнера по индустрии.
«Нам нужно оставаться частью Daimler», - признавал в начале года Баз Харгроув, руководитель профсоюза работников автомобильной промышленности Канады. Он объединяет и 11 тысяч работников канадских заводов Chrysler.


Переговоры с профсоюзами стали едва ли не главной составляющей сделки. Две трети из 80 тысяч работающих на заводах Chrysler в Северной Америке являются членами влиятельного отраслевого профсоюза United Auto Workers, глава которого Рон Гетелфингер еще недавно выступал категорически против продажи Chrysler любому инвестору вне автомобильной промышленности. Однако сразу после объявления о сделке c Cerberus Capital руководство профсоюза в специальном заявлении назвала ее «лучшей из возможных для всех сторон».


Самый острый вопрос – социальные обязательства Chrysler перед своими работниками, особенно бывшими, включая фиксированные ежемесячные платежи всем пенсионерам, а также обязательства по социальному и медицинскому страхованию ныне работающим. Общая сумма этих обязательств на сегодня оценивается в 18 миллиардов долларов – в 2,5 раза больше суммы, в которую участники сделки оценили 80% всех акций компании.


По оценкам самой Chrysler, каждый рабочий час ее работника, с учетом накопленных обязательств компании перед персоналом, обходится на 30 долларов дороже, чем тот же час работы на американских заводах японской Toyota, на которых нет профсоюзов.
К 2009 году, прогнозируют эксперты Chrysler, этот разрыв составит уже 45 долларов – 95 против 50 у Toyota, если не будет радикально пересмотрен контракт с отраслевым профсоюзом. Срок действия нынешнего истекает в конце лета.


После встречи с руководителями Chrysler, Daimler и Cerberus Capital Рон Гетелфингер заявил: «То, что мы услышали, вполне устраивает нас, чтобы поддержать эту сделку». 16 мая, на следующий день после объявления о сделке, руководитель Cerberus Capital встретился с лидерами и американского, и канадского профсоюзов работников автомобильной промышленности и заверил: у новых владельцев Chrysler нет пока планов новых сокращений персонала на заводах компании – дополнительно к тем 13 тысячам рабочих мест, то есть шестой части всех занятых, которые руководство DaimlerChrysler наметило к сокращению еще в начале года, когда стало известно об убытках Chrysler в 2006 году, превысивших 1 миллиард долларов.


Cerberus – Auto


Cerberus Capital, одна из крупнейших ныне частных инвестиционных компаний в США с активами на 25 миллиардов долларов, была основана в 1992 году бывшим инвестиционным банкиром с Уолл-Стрит Стивеном Фейнбергом. Компания специализируется на покупке убыточных и находящихся на грани банкротства фирм, которых она возвращает к прибыльности за счет жесткого сокращения внутренних издержек их бизнеса. В результате общая стоимость приобретенной компании значительно повышается. Ее можно либо продать, с лихвой окупив прежние затраты, либо сохранить за собой как прибыльный актив. Cerberus Capital принадлежат сегодня почти 50 компаний – от промышленных до финансовых - в США, Японии, Южной Корее, Германии и других странах. В них заняты 175 тысяч человек, а общий годовой оборот превышает 60 миллиардов долларов.


В последние годы Cerberus Capital все шире осваивала автомобильную индустрию. В прошлом году она приобрела 51% акций финансового подразделения General Motors (GMAC), которое корпорация продавала, чтобы покрыть собственные убытки. За 1 миллиард долларов был куплен производитель автомобильных комплектующих Tower Automotive. Кроме того, Cerberus Capital принадлежит компания Guilford Mills, крупнейший в США производитель тканей для автомобильных сидений, и немецкая Peguform Group, выпускающая пластиковые детали для автомобилей.


Покупая Chrysler, компания расширяет не только свои производственные активы в автомобильной промышленности, но и финансовые. Объединив контролируемые теперь ею финансовые подразделения General Motors и Chrysler, Cerberus Capital, по данным исследовательской компании Experian Automotive, получает 11% рынка автомобильного кредитования в США – почти вдвое больше, чем у Ford Motor Credit, ближайшего конкурента. Причем эти компании занимаются не только автокредитованием. GMAC, например, лишь половину выручки получает от финансирования торговли автомобилями. Остальное приносят ипотека и другие потребительские кредиты, а также кредитование бизнеса.


Наконец, покупая Chrysler, компании Cerberus Capital предстоит решить, как минимум, две задачи. Во-первых, сделать так, чтобы будущие автомобили пользовались спросом, что очевидно. Во-вторых, договориться с профсоюзами, то есть фактически серьезно изменить нынешнюю бизнес-модель автоиндустрии США. Если второе удастся, это может иметь далеко идущие последствия.


Акции двух других автомобильных компаний США – General Motors и Ford Motor – подорожали на сообщениях о продаже Chrysler. С рыночной капитализацией в 16-17 миллиардов долларов и GM, и Ford могут сами стать объектом внимания частных инвестиционных компаний, если те на примере Chrysler убедятся, что проблемы миллиардных социальных обязательств, характерные для всех трех автомобильных компаний США, оказываются разрешимыми, пишет газета Wall Street Journal.


Если объявленная сделка состоится, Chrysler станет первой в США автомобильной компанией, принадлежащей не тысячам акционеров, а одной частной инвестиционной компании. «Нас спрашивают, как вы собираетесь одолеть то, что не удалось другим? Необходимо терпение, пройдет пара лет прежде, чем мы увидим первые результаты, - говорил в недавнем интервью председатель совета директоров Cerberus Capital Джон Сноу, в недавнем прошлом – министр финансов США. – У публичных компаний просто нет этих 2-3 лет».