Министр юстиции США может стать объектом уголовного преследования, если американские законодатели заставят администрацию назначить специального прокурора, который должен определить, давал ли министр под присягой ложные показания конгрессу.
Нелюбимый многими законодателями министр юстиции Альберто Гонсалес стал самым заметным символом в противостоянии конгресса и Белого Дома. Конгрессмены требуют от президента уволить министра, но Джордж Буш твердо защищает члена своего кабинета и личного друга.
Директор федерального бюро расследований Роберт Мюллер в четверг представил конгрессу свою версию истории о том, что происходило в марте 2004 года в больничной палате тогдашнего министра юстиции Джона Эшкрофта. По словам директора ФБР, Альберто Гонсалес, в то время юридический советник президент Буша, оказывал давление на больного министра пытаясь заручиться его согласием на продление антитеррористической программы тайного мониторинга электронной переписки и телефонных звонков подозрительных лиц на территории США. Во вторник на этой неделе на слушаниях в сенатском юридическом комитете Альберто Гонсалес утверждал, что во время того визита к Эшкрофту обсуждались иные вопросы, относящиеся к разведке.
Утром в четверг четверо сенаторов-демократов направили заместителю министра юстиции Полу Клементу письмо с просьбой назначить специального прокурора, чтобы определить, как они выразились, «вводил ли Альберто Гонсалес конгресс в заблуждение или лгал ему под присягой». Как выразилась одна из авторов письма сенатор Дайэн Файнстин, «умышленное запутывание вопроса, увиливание от прямых ответов и ложь – вот что мы слышим от руководителя критически важного министерства».
Эти слушания ознаменовали очередную попытку демократического конгресса заставить президента Буша отправить в отставку министра юстиции и его личного друга Альберто Гонсалеса. Параллельно с расследованием причастности Гонсалеса к программе внесудебного электронного контроля законодатели продолжают выяснять и роль Белого Дома в решении министра уволить восемь федеральных прокуроров в конце прошлого года. Критики считают, что это увольнение прокуроров было продиктовано их недостаточной политической лояльностью республиканской администрации. В этом деле также присутствуют заметные нестыковки в показаниях Гонсалеса, утверждавшего, что он не обсуждал со своими помощниками рекомендуемую линию поведения в деле об увольнении прокуроров: «Я не беседовал со свидетелями слушаний, поскольку я не хотел нарушать ход расследования».
Одна из этих свидетелей, бывший помощник министра Гонсалеса, Моника Гудлинг, сообщила, что такое обсуждение все же имело место: «Он схематично набросал свои общие воспоминания о некоторых моментах этого процесса. И мне тогда подумалось, что лучше бы он не затевал этого разговора».
В четверг расследование дела об уволенных прокурорах также получило новый оборот. Председатель сенатского юридического комитета Патрик Лихи вызвал повесткой на слушания Карла Роува - главного политического советника Джорджа Буша.