Вопрос религиозных убеждений кандидатов в президенты США неожиданно превращается в значимую тему предвыборной борьбы. Поводом для такого интереса стало то, что одним из самых заметных претендентов на Белый дом является принадлежащий к мормонской церкви мультимиллионер Митт Ромни. Как религиозный фактор может показать себя в президентской кампании?
На встречах с бывшим губернатором штата Массачуссетс, кандидатом в президенты республиканцем Миттом Ромни, избиратели, как правило, спрашивают, насколько его вера влияет на принимаемые им решения. Хотя по конституции не следует принимать во внимание вероисповедание кандидатов на выборные должности, всё же, судя по опросам общественного мнения, принадлежность к церкви мормонов может помешать Ромни в его борьбе за пост президента. Довольно большой процент американцев, как показывают опросы, вряд ли отдадут голоса мормону, мусульманину или атеисту.
В то же время опросы показывают, что для избирателей в конце концов важно, чтобы президент верил в бога, а руководствуется он при этом Новым Заветом или Ветхим, это вопрос второй. «Американцы, в принципе, народ верующий, и хотят видеть таким же президента страны, - говорит профессор Университета Джорджа Мэйсона Марк Розелл, - Они считают, что вера в высший суд ставит государственных деятелей в определённые моральные рамки». Центр изучения общественного мнения Pew задал респондентам вопрос «поможет или повредит кандидату в президенты то, что это афроамериканец, женщина, мормон, мусульманин или гомосексуалист?» Выяснилось, что хуже всего для кандидата, если он не верит в бога. Отсюда более понятно, почему среди республиканских кандидатов в президенты пока самый популярный у избирателей-республиканцев, в том числе евангельских христиан-баптистов, Рудольф Джулиани, дважды разведённый католик, сторонник абортов.
Первым сделал американское общество терпимым к разным верованиям кандидата в президенты Джон Кеннеди. Выступая перед избирателями - священниками Южно-баптистской церкви в Хьюстоне, он обещал подать в отставку, если возникнет конфликт между его религиозными верованиями и интересами страны. То, что Кеннеди сам поднял этот вопрос, помогло рассеять сомнения в нём протестантов. Но терпимость американцев к кандидатам того или иного вероисповедания не равнозначна. По данным исследовательского центра Pew, 46% американцев не хотели бы видеть в Белом доме президента-мусульманина.
Отвечая на вопрос о влиянии его веры, Ромни сказал, что в Америке собрались люди разного вероисповедания, разных конфессий. «Но в отличие от стран Ближнего Востока, где говорят – "раз ты не молишься как мы, то не можешь управлять нашим государством" - в Америке религиозная принадлежность не является условием для управления страной».
Насколько же важен религиозный фактор для кандидатов в президенты США? Вопрос Марку Розеллу, профессору политологии виргинского Университета Джорджа Мэйсона:
- В последние годы все больше говорят о так называемом факторе религиозных убеждений, о степени привлекательности кандидатов для избирателей по причине их религиозных воззрений. И действительно, для некоторых американцев религия остается важным резоном. Однако при голосовании американские избиратели прежде всего рассматривают экономическую и внешнеполитическую программу кандидата. Хотя, если верить истории избирательных кампаний в нашей стране, кандидатам полезно заявлять о том, что вера является неотъемлемой частью их жизни. Америка остается довольно религиозной страной, многие ее граждане регулярно посещают церковь. Они ожидают, что политические лидеры также верят в бога, что их мировоззрение основано на вере, определяющей их поведение. Многочисленные опросы свидетельствуют, что большинство американцев хотят, чтобы их лидеры верили в высший разум. И все же религия - не единственный фактор, а для большинства людей это не самый важный фактор для принятия решения при голосовании.
- Проглядывается ли уже сейчас самый предпочтительный кандидат для религиозно настроенных консервативных избирателей?
- Скорее всего, таким кандидатом является сенатор-республиканец из штата Канзас Сэм Браунбэк. Он глубоко верующий человек, долгое время связан с религиозно-консервативным крылом Республиканской партии. Но что интересно: в нынешней кампании религиозные консерваторы на удивление дружественно относятся к кандидатам, которые, может, не столь религиозны, зато могут иметь лучшие шансы на избрание в ноябре будущего года. Например, бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани или сенатор Джона Маккейн. В другое время оба были бы отвергнуты категорией крайне консервативных членов евангелических церквей. Но если в финале кампании один из них останется один на один с демократом Хиллари Клинтон, то, я уверен, религиозные консерваторы с воодушевлением поддержат такого республиканца, даже если он и не будет для них идеальной кандидатурой.