Умер Сергей Щураков, создатель «вермишельной» музыки

Сергей Щураков, композитор и музыкант

Вчера в Петербурге 7 августа, в возрасте 47 лет, скончался от перитонита композитор, основатель и бессменный руководитель «Оркестра Вермишель» Сергей Михайлович Щураков. Похороны состоятся 9 августа на Волковском православном кладбище в 12 часов.


Щураков родился в 1960 году в Ленинграде. Учился в музыкальной школе и Музыкальном училище им. Мусоргского. Работал в различных оркестрах, в Ленконцерте, преподавал, был концертмейстером. Известность Щуракову принесло активное участие в группе «Аквариум» и других проектах Бориса Гребенщикова, а также в перформансах «Поп-механики» Сергея Курехина.


Сергей Щураков участник одного из самых знаменитых составов группы «Аквариум». С конца восьмидесятых годов он был одним из самых активных участников музыкальной жизни Петербурга, играл на аккордеоне и мандолине при записи знаменитых альбомов «Аквариума» - «Русский альбом», «Навигатор» и «Снежный лев». В 1997 году он создал «Оркестр Вермишель» (Vermicelli Orchestra), в музыке которой классические аранжировки и мелодии переплетались с фолком и рок-н-роллом. Группа играла с известными британскими музыкантами Питером Хэмиллом и Майклом Найманом, записала музыку к фильмам «Свои» и «Город без солнца», участвовала во множестве фестивалей в балтийских странах и ежегодном форуме памяти Сергея Курехина SKIF.


Сергея Щуракова вспоминает известный петербургский рок-журналист Андрей Бурлака:


– Сережа Щураков был, конечно, уникальным музыкантом в своем собственном лице, таким мостиком между разными жанрами и музыкальными мирами. Может быть, потому что он сам, по собственному признанию, всегда метался: хотел стать композитором-академистом, а пришлось играть народную музыку, потом случайно попал в рок-н-ролл. Все эти случайно происходившие в его жизни музыкальные знакомства привели к тому, что он в середине 1990-х создал совершенно уникальный, абсолютно беспрецедентный, не имеющий пока определенного названия стиль. Это – смесь этники, барокко и современной электронной музыки. Это уникальный жанр инструментальной музыки, который, с одной стороны, крайне сложен для исполнителя, но очень доступен для восприятия. Его музыка на удивление легка, прозрачна, воздушна. При этом ее играет достаточно серьезный музыкант.
Через «Оркестр Вермишель» прошло порядка 30 музыкантов. И не потому, что это связано с какими-то сложными отношениями в группе, а только лишь потому, что Сережа всегда предъявлял высокие требования к музыкантам. Понятно, что профессиональные музыканты должны где-то зарабатывать, а творчество «Вермишели», как любое настоящее творчество, не очень позволяло это делать.
Сережа участвовал в самых необычных, может быть, неожиданных проектах. Он записывался с Марком Алмондом (Marc Almond). Я уже не говорю о его творческом союзе с Борисом Гребенщиковым, со многими другими музыкантами, которые как проходили через состав его группы, так и просто выступали вместе с ним.
Мне трудно сейчас говорить. Для меня это колоссальная потеря. Я был одним из первых и , наверное, из самых преданных поклонников «вермишельной» музыки и Сережиного таланта. Мне, конечно, очень печально было узнать это известие.