Полеты во сне и наяву. Осколки «Радуги» сохранят в интересах следствия

На месте обнаружения ракеты

Заместитель представитель Грузии при ООН Ираклий Чиковани сообщил, что грузинская сторона требует созыва специального заседания Совбеза ООН для обсуждения «акта агрессии», связанного с нарушением ее воздушного пространства Россией. Последняя это предложение отклонила. Агентство «Интерфакс» приводит слова неназванного дипломата в центральном аппарате МИД РФ, назвавшего инициативу грузинской стороны «пиаровским ходом» и «сотрясением воздуха». Дипломат высказался за проведение тщательного расследования инцидента. Начальник Главного штаба ВВС России Игорь Хворов высказался в том же духе, назвав распространяемые Тбилиси сообщения о нарушении границы Грузии российскими самолетами и запуске одним из них ракеты по наземной цели «политическими домыслами». «У России достаточно полигонов, где мы можем совершать учебные полеты», - отметил генерал-лейтенант.


Вечером в среду национальные телеканалы Грузии предоставили свой эфир представителям министерства обороны страны, которые попытались документально обосновать свою позицию, уже изложенную в предыдущие два дня. В качестве доказательства того, что нарушение границы действительно имело место, были предоставлены показания радиолокационной станции министерства обороны Грузии.


Министерство опровергло сообщение ряда средств массовой информации о том, что ракета, упавшая в окрестностях села Цителубани, была уничтожена (недоумение этим уже выразил командующий Смешанными миротворческими силами в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов). На самом деле, как сообщил источник в министерстве, из соображений безопасности была подорвана лишь боевая часть ракеты с содержавшимся там взрывчатым веществом. Все иные части боеприпаса, которые могут свидетельствовать о его принадлежности России (то есть содержащие надписи и обозначения производственного и учетного характера) сохранены в интересах следствия.


Представитель войск противовоздушной обороны Грузии полковник Зураб Почхуа рассказал журналистам о действиях средств ПВО страны во время инцидента. «Мы сразу привели в боеготовность все наши средства и установили тип летательного аппарата. Самолет передвигался со стороны России в сторону Гори. Недалеко от Гори Су-24 был взят под контроль радарами ракетных подразделений войск ПВО, после чего он сбросил ракету и улетел в Россию», - отметил офицер.


Грузинские военные предоставили такую версию случившегося: пилотировавший один из Су-24 летчик сбросил ракету после того, как автоматика сообщила ему, что самолет «захвачен» радарами ПВО Грузии (что в боевых условиях предшествует открытию по нему стрельбы). После поступления этого сигнала летчик решил сбросить тяжелый груз, чтобы облегчить самолет и увеличить его маневренность (по другой версии, самолет был обстрелян осетинами, которые приняли его за грузинский истребитель ). Дезактивированная ракета разрушилась при соприкосновении с землей.


По словам полковника Почхуа, средства ПВО не открыли огня по нарушителю, опасаясь задеть гражданские самолеты, которые также находились в тот момент в небе над центральной Грузией. Он уверен, что поставленной перед российскими пилотами задачей было уничтожение радиолокационной станции вооруженных сил Грузии, расположенной недалеко от села Цителубани. Она контролирует небо над Южной Осетией. Продемонстрированная СМИ ракета «Радуга» предназначена именно для уничтожения радаров противника по излучаемым им радиоволнам. После приближения самолета в станции в Цителубани ее командир получил приказ отключить оборудование, и тем самым спас жизнь военному расчету и сохранил Грузии дорогостоящую технику, закупленную в прошлом году в одной из стран СНГ.


Случившийся в понедельник инцидент уже привел к срыву заседания четырехсторонней комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Посол по особым поручениям МИД России Юрий Попов, который прибыл в Цхинвали, сумел договорится о том, что осетинская делегация приедет в Тбилиси в сентябре при условии гарантирования безопасности со стороны ОБСЕ (ранее президент республики Эдуард Кокойты отказывался от любых контактов с Тбилиси до отказа его от поддержки «альтернативного» президента Южной Осетии Дмитрия Санакоева). Однако госминистр по урегулированию конфликтов Давид Бакрадзе отметил, что Грузия согласится с возобновлением переговоров только после завершения расследования инцидента с ракетой «Радуга».


Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили также обратился к членам НАТО с просьбой предоставить телеметрические данные наземных радаров и спутников, которые доказывали бы причастность к произошедшему России.