«Книжное обозрение» Марины Ефимовой. «14-й Далай Лама и его путешествие по миру»






Александр Генис: Даже визит Папы Римского - эпохальное событие для 70 миллионов американских католиков - не отвлек Америку от главы другой мировой религии – 14-го Далай Ламы, который сейчас совершает очередной визит в США. Конечно, в разгар тибетского кризиса каждое его подчеркнуто нейтральное по теме и характеру выступление неизбежно носит политический оттенок. Но сам Далай Лама рассматривает свое турне как череду обычных, даже привычных встреч с тибетской диаспорой, с американскими буддистами, и с теми обычными американцами - а их теперь миллионы - кто горячо интересуется восточной философией.


Надо сказать, что Далай Лама – частый гость в Америке. Однажды мне даже удалось его увидеть и услышать в Нью-Йорке. Больше всего меня тогда поразило, какую разношерстную – и, конечно, многосоттысячную - толпу он собрал в Централ-Парке. Представлены там были все группы ньюйоркцев - панки, программисты, урсулинки, тибетцы, полицейские, манекенщицы, хасиды и менеджеры среднего звена. Но, как словами японской хокку сказал самый обаятельный буддист Америки, актер Ричард Гир, представляя толпе Далай Ламу, «под цветущими вишнями нет посторонних».


Гир на той встрече оказался не случайно. Во многом благодаря Голливуду, все, что связано с Тибетом, сегодня интересует и привлекает американцев. Да и сам Далай Лама стал гораздо ближе Америке, после того, как она посмотрела незаурядный фильм о его детстве «Кундум», снятый Мартином Скорсезе.


Буддизм в толковании Голливуда вызывает вполне естественную усмешку. Трудно представить бескорыстную аскезу на этой ярмарке тщеславия. Однако сами буддистские монахи относятся к этому иначе. Они охотно сотрудничают с Голливудом, считая кино вполне подходящей кафедрой для проповеди, которая помогает буддизму перебираться с Востока на Запад. Этот, давно начавшийся процесс стремительно ускорили те исторические катаклизмы, которые привели к созданию всемирной тибетской диаспоры.


Сами тибетцы находят здесь прямую параллель с судьбой еврейского народа. В самом деле, после того, как римляне разрушили Иерусалим и изгнали его обитателей, евреи разошлись по всему миру, познакомив его, мир, со своей верой. Так родилась иудео-христианская цивилизация. Нечто подобное, как полагают тибетцы, происходит сегодня с буддизмом. Во всяком случае, так считает сам Далай Лама, который поддерживает тесные связи с еврейскими общинами Америки и даже принимал как-то участие в иудейских пасхальных праздниках.


С другой, не религиозной, а философской стороны, учение Далай Ламы в теперешней Америке подчеркивает злободневность двух-с-половиной тысячелетней буддистской философии. Пожалуй, сейчас, в разгар борьбы с террором, актуальнее всего ее идеи о трагизме войны в эпоху глобальной цивилизации, которая так размыла границы между своими и чужими, что, стреляя в другого, мы попадаем в себя. Эти наблюдения Далай Ламы над сегодняшней политической и экономической реальностью опираются на центральную доктрину буддизма о сингулярной природе мира, о единстве одного и многих, о жизни, связывающей всех нас в одну грибницу, о том, что убив убийцу, мы наследуем его карму.


В 21-м веке, когда прогресс, нагнав буддистов, дал их древним понятиям ученые имена - экологии или голографической парадигмы - тибетцы, самые убежденные из всех буддистов, вызывают у американских интеллектуалов пристрастный интерес.


Вот почему так важна новая – и беспристрастная - биография 14-го Далай Ламы, которую слушателям «Американского часа» представит ведущая нашего «Книжного обозрения» Марина Ефимова.





Pico Iyer. “The Open Road:


The Global Journey of the Fourteenth Dalai Lama”


Пико Айер. «Путь открыт. 14-й Далай Лама и его путешествие по миру»



Марина Ефимова: События в Тибете превратили подготовку к Олимпиаде из торжества дружелюбия в удручающее свидетельство мирового неблагополучия. И взгляды волей-неволей обращаются к человеку, который является, по общим представлениям, душой Тибета, его духовным лидером – к Далай Ламе. Обратить к нему взгляды довольно легко, потому что Далай Лама постоянно путешествует по странам Запада, общается с их лидерами, читает лекции общегуманного свойства и принимает поклонение многих знаменитостей, в том числе кинозвезд. Пико Айер в книге «Путь открыт...» рисует довольно ироничный портрет Далай Ламы на Западе:



Диктор: «В прошлом ноябре, после того, как Далай Лама получил от президента Буша Золотую медаль Конгресса, его старый автомобиль «лэндровер» был поставлен на продажу на интернетном рынке «И-бэй». Рекламировала аукцион почитательница Далай Ламы актриса Шэрон Стоун, которая объявила, что подарит победителю свой « station wagon » 1966 года. В результате автомобиль Далай Ламы был продан за 80 000 долларов. В Америке Далай Лама рекламировал компьютерную фирму «Эппл» и выступал по телеканалу CNN в шоу Ларри Кинга (который по ошибке назвал его мусульманином); во Франции он поработал в качестве гостя-редактора в издательстве журнала «ВОГ», а в начале лета он будет выступать в Германии - на тему глобализации и прав человека. Во время лекций Далай Лама выражается чаще всего готовыми формулами, вроде того, что «насилие рождает насилие» и что «цель не оправдывает средства». Он плохо говорит по-английски, у него случаются долгие припадки хихиканья, и вообще – по словам кого-то из журналистов, «он не производит впечатление самого мудрого человека на свете».



Марина Ефимова: Но, пишет Айер, главная часть жизни Далай Ламы проходит невидимо: в 3:30 утра – подъем, медитация, чтение тибетской философии, затем – дневные дела, и снова - чтение, вечерняя медитация, и в 8:30 вечера отход ко сну. Этот режим выработался у 73-летнего буддистского монаха всей жизнью – точнее, той, которая началась, когда ему исполнилось 2 года.



Диктор: «Он родился в 1935 году в глухой деревне. Когда ему было два года, делегация монахов опознала в нем реинкарнацию недавно умершего 13-го Далай Ламы. Яркая радуга, неожиданно появившаяся в небе, убедила всех в правильности выбора. Ребенка увезли в лабиринты древнего дворца Потала в Лхасе, и там он, в шесть лет, начал 20-летнее изучение буддистской метафизики, тибетского искусства, медицины, логики и санскрита. Он учился каллиграфии, переписывая завещание своего предшественника, которое оказалось – в части предвидения будущего – страшным документом истории: Далай Лама предсказал в деталях оккупацию Тибета красным Китаем».



Марина Ефимова: На Западе до сих пор многие представляют Тибет единственным местом на Земле, где нет злобы, ненависти, суеты, гонки за успехом. В представлении среднего американца тибетцы – это люди, которые не борются за счастье (пользуясь правом, данным Конституцией), а просто обладают им. Этот миф в 30-х годах был подогрет романом Джеймса Хилтона «Затерянный горизонт». В нём описана заветная долина Шангри-Ла в Гималаях, население которой живет, не старея, гармоничной жизнью. Режиссер Фрэнк Капра сделал об этом талантливый фильм, закрепив репутацию Тибета. Между тем, читаем в книге Пико Айера:




Диктор: «Нынешний Далай Лама рос в атмосфере темных интриг монастырской элиты. 9-го, 10-го, 11-го и 12-го Далай Лам, судя по слухам, отравили. 13-й, чудом спасшийся от убийцы, понимал, что дворцовые интриги ослабляют Тибет и могут сделать его лёгкой добычей Китая. Он сделал всё, что мог, чтобы реформировать правительство и армию. Но монастырская элита, жившая за счет крестьянского труда и сурового налогообложения, стояла насмерть за сохранение «статуса кво». В 1934 году политик-реформист Лунгшар был наказан традиционным тибетским наказанием – ослеплением: на его глаза надавили коленями яка – с такой силой, что глазные яблоки выскочили из орбит».



Марина Ефимова: В 1950 году нынешний Далай Лама был посвящен в сан, но времени на реформы у него не было – в 51-м году Китайская армия оккупировала Восточный Тибет и постепенно заменила его зверские феодальные обычаи на свои зверские коммунистические. Через 10 лет и сам Далай Лама, и десятки тысяч простых тибетцев вынуждены были иммигрировать.


14-й Далай Лама, человек, широко образованный в восточном понимании, был совершенно неосведомлен о современной жизни Запада. Панкай Мишра, автор рецензии на книгу «Путь открыт...», считает даже, что Далай Лама вообще не был осведомлен о жизни за пределами Тибета:



Диктор: «До 1959 года единственной его связью с Западом был журнал «Лайф». Однако статьи в «Лайфе», посвященные Китаю, не привили ему недоверия к маоизму. Китайская революция и скромные манеры Мао его подкупили, и он был потрясен до глубины души, когда на их последней встрече «великий кормчий» назвал религию «отравой». (Это убеждение Мао, очевидно, и позволило ему за следующие двадцать лет убить тысячи тибетских монахов и разрушить монастыри). Оказавшись на Западе, Далай Лама вскоре проникся идеями свободы вероисповедания, защиты гражданских прав и мирного разрешения этнических конфликтов – включая тибетский. Его прозападные настроения дошли до неожиданно радикальных решений: он объявил, что следующий Далай Лама будет избираться путем голосования.



Марина Ефимова: Соотечественники ропщут на Далай Ламу: став гражданином мира, говорят они, он обездолил свой народ, оставив его без духовного вождя. Для такой жалобы есть основания. С другой стороны, главная претензия тибетцев к Далай Ламе заключается в том, что он не борется вместе с ними за независимость Тибета, то есть, в данном случае – за химеру. Недаром уже в 20-е годы американский госсекретарь Лансинг писал: «призывы к самоопределению часто заряжены динамитом, возбуждают невыполнимые надежды и вскоре унесут тысячи жизней». В книге «Путь открыт...» приводятся на этот счет и мудрые слова Далай Ламы:



Диктор: «Проблемы одной страны в наше время не могут решаться только этой страной. Народы, которые хотят получить для себя собственное государство, не могут этого требовать, не научившись принимать в расчёт остальное человечество».



Марина Ефимова: С момента получения Нобелевской премии в 1989 году, Далай Лама окружен почитателями, хотя, по мнению интеллектуалов, его банальные сентенции никого не могут увлечь и вдохновить... Однако «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Если старые истины высказывает Далай Лама, они для многих могут звучать как откровение. В конце концов, он выполняет завет Будды, данный пророком в его предсмертных словах: «Не верьте всему, что я сказал только потому, что я - Будда. Будьте сами себе путеводным светом».