Александр Генис: Финансовый кризис, так напугавший Америку, стал испытанием и для обоих кандидатов в президенты. Страна уже сейчас, не дожидаясь выборов, может решить, кто из них больше готов к Белому Дому, на кого можно положиться в критической ситуации, кто крепче держит руль, и кто лучше разбирается в сложнейших вопросах мировой и домашней экономики. Короче говоря, сама острота ситуации, причем, не только внутренней, но и международной (явление призрака новой Холодной войны), сделала центральным вопросом предвыборной кампании компетентность кандидатов.
Найти ответ на этот вопрос намного труднее, чем его задать - уже потому, что никто не знает, где и как учатся на президента. Кого только среди них не было! Герберт Гувер был горным инженером, Теодор Рузвельт – ковбоем, Авраам Линкольн - почтмейстером. Его наследник Эндрю Джонсон в юности работал портным. Основатель республики Джордж Вашингтон считал себя рядовым помещиком, которого обстоятельства вынудили стать военным. Правда, шесть следующих президентов были ведущими интеллектуалами своего времени. Но на деньгах оказываются портреты не самых образованных, вроде Вудро Вильсона, который был президентом не только Америки, но и Принстонского университета, а самые дерзкие, вроде генерала Эндрю Джексона, предпочитавшего книгам дуэли.
Америка, надо сказать, всегда охотно доверяет страну офицерам, потому что армия пользуется бОльшим авторитетом, чем все остальные государственные институты. В нынешней президентской кампании это дает преимущество Маккейну. Как сказал один из его бывших сослуживцев, нужно обладать незамутненным чувством реальности, чтобы посадить свой самолет на палубу авианосца, особенно – ночью.
Но это никак не помогает Саре Пейлин, чей опыт в международной политике исчерпывается тем, что она видела Россию с одного из прибрежных островков Аляски. Зато она управляет штатом, который по населению в три раза меньше Бруклина, а по размеру в три раза больше Техаса. Хотя губернатором Пейлин стала меньше двух лет назад, ее опыт все равно богаче, чем у сенатора-новичка Барака Обамы. Его послужной список еще короче. Главное в нем – участие в президентской кампании. Обама оказался блестящим кандидатом в президенты: он втянул в политику и тех, кто ее презирал (по молодости, глупости или из принципа), но это еще не значит, что из него получится хороший президент.
Из всего этого следует, что вопрос о компетентности остается широко открытым. О том, как он решался - и решается - в политической жизни Америки, рассказывает репортаж нашего Вашингтонского корреспондента Владимира Абаринова.
Владимир Абаринов: Соединенные Штаты называют себя меритократией, то есть государством, которым управляют люди, сделавшие карьеру благодаря своей профессиональной квалификации и личным достижениям. И действительно: процедура найма на работу начинается с изучения резюме. Претендент, окончивший один из престижных университетов Восточного побережья – Лиги плюща, как их называют за увитые плющом старинные здания – пользуется несомненным преимуществом. Опыт работы, служебные отличия, профессиональные премии и награды – все это учитывается работодателем. Для того, чтобы занять высокий пост в федеральном правительстве, надо быть выдающимся специалистом в своей области. Однако есть в США должность, не требующая никакой специальной квалификации, даже высшего образования. Должность эта – президент Соединенных Штатов. В Конституции не сказано даже, что президент должен уметь читать и писать, хотя для избирателей ценз грамотности существовал.
Нынешняя президентская кампания в значительной мере строится вокруг вопроса о компетентности кандидатов. Вот отрывок из выступления бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани на съезде Республиканской партии.
Руди Джулиани: Оба претендента – хорошие люди, патриоты, но у них очень разный жизненный путь. Один из них посвятил всю свою жизнь службе Соединенным Штатам. Он не раз прошел испытания кризисом. Он выдержал эти испытания. Он любит Америку, как и все мы, но он приносил ей жертвы, а это делали немногие. Молодым человеком он поступил в Вооруженные силы. Он стал пилотом истребителя. Он выполнял боевое задание в небе над Ханоем и был сбит. Его пытали в лагере военнопленных. Но он отказался от предложения освободить его, потому что руководствовался чем-то большим, чем собственный интерес, и это «что-то» - интересы Соединенных Штатов Америки. Америка - прежде всего!
Таков первый претендент на должность.
Резюме другого гласит, что это одаренный человек. Он закончил университет Лиги плюща. Он работал общественным организатором. Затем он участвовал в выборах в легислатуру штата, и был избран. И потом почти 130 раз он не мог принять никакого решения. Он не мог решить, голосовать ему за или против. Это был слишком сложный выбор для него. Он регистрировался, но не голосовал: «присутствовал», сказано в протоколе. Когда я был мэром Нью-Йорка, я даже не знал, что существует такая форма голосования. Спустя несколько лет он пошел на выборы в Сенат США. Его взлет – это то, что случается только в Америке. Но он никогда не руководил ни городом, ни штатом, ни частным бизнесом, никогда не командовал никаким воинским подразделением, никогда не возглавлял людей в момент кризиса. Он самый неопытный кандидат в президенты Соединенных Штатов, как минимум, за последние сто лет. Это не личные нападки, это констатация факта. Барак Обама никогда не руководил ничем, абсолютно ничем!
Владимир Абаринов: В лице кандидата республиканцев в вице-президенты Сары Пэйлин, команда Обамы обрела мишень для ответной атаки. В своей речи на съезде губернатор Аляски назвала себя типичной «хоккейной мамашей». Это северный аналог выражения «футбольная мамаша» - по-русски это, пожалуй, будет «наседка» – чаще всего домохозяйка, активистка родительского комитета и энтузиастка спортивных соревнований, в которых участвуют ее дети.
Сара Пэйлин: Иногда жизнь неожиданно дает тебе небывалый шанс, и сегодня со мной произошло именно это. На самом деле я никогда не стремилась во власть и уж тем более не собиралась избираться на эту должность. Мои мама и папа работали в местной начальной школе. Мой муж и я оба выросли, занимаясь физическим трудом. Я просто-напросто среднестатистическая хоккейная мать штата Аляска. Знаете, чем отличается хоккейная мамаша от питбуля? Красит губы. Мы были заняты воспитанием детей. Я тренировала баскетбольную команду, была членом родительского комитета школы, потом меня выбрали в городской совет, а потом – мэром моего родного города...
Владимир Абаринов: Население родного города Сары Пэйлин – всего 7000 человек. Да и Аляска, которой она руководит менее двух лет – самый большой по площади, но самый малонаселенный штат США. А ведь вице-президент, если что-то случится с президентом, займет его место. Но Сара Пэйлин ответила критикам сравнением себя с Бараком Обамой.
Сара Пэйлин: Поскольку наши соперники, кажется, смотрят свысока на эту мою работу, позволю себе объяснить им, в чем заключаются мои обязанности. Я думаю, мэр маленького городка – это что-то вроде общественного организатора, только на этой работе ты несешь реальную ответственность.
Владимир Абаринов: Избиратель оценивает достоинства и недостатки кандидатов по особой шкале. Конечно, лестно иметь президентом человека блестяще образованного, но это не главное. Авраам Линкольн был самоучкой. Семеро американских президентов никогда не учились в колледже. Один из них – Гарри Труман, вступивший в должность в апреле 1945 года в связи с кончиной Франклина Рузвельта. На годы его президентства пришлись сложнейшие переговоры по послевоенному устройству мира, начало Холодной войны. И Труман оказался на высоте задач. Противоположный пример – 31-й президент Герберт Гувер. Эксперт горнорудного дела с мировым именем, преуспевающий коммерсант, крупный и успешный администратор, министр торговли – этот послужной список ничем не помог ему, когда разразился небывалый биржевой кризис, за которым последовала Великая депрессия.
У Сары Пэйлин есть задор, энергия, практический ум, настойчивость, целеустремленность, чувство юмора, обаяние. Но хватит ли этого для исполнения обязанностей главы государства? Об этом ее спросил в интервью обозреватель телекомпании ABC Чарли Гибсон.
Чарли Гибсон: Можете ли вы посмотреть стране в глаза и сказать: у меня есть опыт и есть способность быть не только вице-президентом, но, возможно, и президентом Соединенных Штатов Америки?
Сара Пэйлин: Могу, Чарли. И 20 января, если мы будем избраны и принесем присягу, мы будем готовы служить этой стране. Я готова.
Чарли Гибсон: Но, губернатор, разве шесть лет работы мэром маленького городка и менее чем два года губернатором малонаселенного штата дают вам необходимый опыт для того, чтобы занять пост президента? Когда я спросил Джона Маккейна о вашей компетентности в вопросах национальной безопасности, он сказал, что вы - командующий Национальной гвардией Аляски и что Аляска находится близко от России. Это достаточная квалификация? Вы когда-нибудь бывали за границей до прошлогодней поездки в Кувейт и Германию?
Сара Пэйлин: В Канаде, Мексике и – да, конечно же, визит к нашим солдатам в Кувейте и остановка в Германии, встреча с солдатами, находящимися там на излечении – эта поездка перевернула мою жизнь.
Чарли Гибсон: Вы когда-нибудь встречались с главой иностранного государства?
Сара Пэйлин: Нет, и я думаю, многие наши вице-президенты, задай вы им этот вопрос, ответили бы так же, как и я.
Владимир Абаринов: Одна из задач, которую решал Маккейн, приглашая Сару Пэйлин избираться вместе с ним, состоит в том, чтобы попытаться привлечь голоса сторонников Хиллари Клинтон, а их в стране 18 миллионов. Но соперник Сары Пэйлин в борьбе за пост вице-президент Джо Байден считает эту задачу нереальной.
Джо Байден: Я считаю, это в некотором роде унизительно – предполагать, что все женщины будут голосовать за женщину только потому, что она женщина, даже если она занимает позиции диаметрально противоположные позициям Хиллари. Я слышал такие разговоры. Но я пока что не знаю ни одной политической позиции, по которым ее взгляды совпадали бы со взглядами Хиллари.
Владимир Абаринов: И еще одно мнение о компетентности кандидатов. На днях в радиоинтервью бывшего генерального директора компании «Хьюлетт-Паккард», а ныне экономического советника Джона Маккейна Карли Фиорину спросили, думает ли она, что Сара Пэйлин могла бы возглавить крупную корпорацию.
Карли Фиорина: Нет, не думаю. Но знаете что? Она избирается не в президенты корпорации. И Джон Маккейн не смог бы, и Барак Обама не смог бы, и Джо Байден не смог бы. Это заблуждение – представлять государство как очень большую корпорацию. Руководить корпорацией – это нечто другое. Но если уж на то пошло, Сара Пэйлин имеет больший опыт работы в исполнительной власти, чем Барак Обама. Она принимала решения и несла за них ответственность, он не принимал решений никогда в жизни. Поэтому меня ошеломляет тот факт, что команда Обамы ставит под вопрос административный опыт Сары Пэйлин, не говоря уже о том, что она избирается в вице-президенты, а он - в президенты.
Владимир Абаринов: На самом деле ни образование, ни опыт, ни прошлые заслуги не гарантируют, что из кандидата получится хороший президент. В конечном счете, побеждает тот, в кого поверят избиратели.