За две недели до президентских выборов: октябрьские сюрпризы



Александр Генис: За две недели до выборов Барак Обама уверено лидирует во всех опросах общественного мнения, но его сторонники все равно нервничают, ибо знают, что непогрешимых опросов не бывает. Демократия – драма с открытым концом, который часто бывает неожиданным.


Об этих сюрпризах - предпоследний эпизод долгого предвыборного серила нашего вашингтонского корреспондента Владимира Абаринова.



Владимир Абаринов: В США не бывает досрочных президентских выборов, и дата всеобщего голосования не назначается всякий раз заново – она установлена Конгрессом в 1845 году: первый вторник после первого понедельника ноября в год, кратный четырем. Почему именно вторник? Потому что суббота – день отдыха у евреев и некоторых христианских конфессий. Воскресенье – выходной день у большинства христиан. Чтобы добраться до избирательного участка в понедельник, многим избирателям надо было отправиться в путь в воскресенье. Вторник подходил идеально.


Как свидетельствует история, последние недели перед днем голосования способны резко изменить соотношение сил кандидатов. Многие колеблющиеся избиратели принимают решение накануне выборов или даже непосредственно в кабине для голосования. Индивидуальный выбор способно изменить любое привходящее бытовое обстоятельство. Для того, чтобы повлиять на выбор значительного числа избирателей, этот импульс должен быть по-настоящему серьезным и масштабным. В американском политическом лексиконе такое событие получило название «октябрьский сюрприз». Иногда это нечто внешнее, не зависящее от воли кандидатов. Но чаще это сознательная попытка переломить ситуацию.



Выборы 1968 года были особенно тяжелыми для Демократической партии. Война во Вьетнаме подорвала шансы действующего президента Линдона Джонсона. Известна его фраза, сказанная после антивоенного репортажа популярнейшего обозревателя CBS Уолтера Кронкайта: «Если я потерял Кронкайта, я потерял рядового американца». 31 марта Джонсон обратился к народу с телевизионным посланием, в котором объявил, что не будет избираться на второй срок.




Линдон Джонсон: В то время как сыновья Америки находятся на далеких полях сражений, в то время, когда здесь, дома, под угрозу поставлено будущее Америки, а человечество каждый день балансирует на грани войны и мира, не думаю, что я должен уделять хотя бы час или день своего времени личным узкопартийным целям или каким-либо иным обязанностям, кроме тех, для исполнения которых существует этот кабинет – обязанностей президента вашей страны. А потому я не буду добиваться и не приму номинации моей партии на новый президентский срок. Спасибо, что слушали. Спокойной ночи и да благословит вас Господь.




Владимир Абаринов: Фаворитом президентской гонки стал Бобби Кеннеди, но 4 июня, в ночь после победы на первичных выборах в Калифорнии, он был убит. Кандидатом партии стал вице-президент Губерт Хэмфри. Помимо кандидата республиканцев Ричарда Никсона, ему противостоял сильный независимый кандидат Джордж Уоллес. 21 октября Никсон, по опросам, опережал Хэмфри на 8 процентных пунктов. И президент решил помочь кандидату своей партии. 31 октября он объявил о полном прекращении бомбардировок Северного Вьетнама с целью содействовать успеху парижских мирных переговоров. Но мир не был подписан ко дню выборов. Хэмфри почти наверстал разрыв, но все-таки проиграл.



Спустя четыре года война все еще продолжалась, и теперь уже Никсону довелось столкнуться с антивоенными настроениями избирателей. Менее чем за месяц до выборов государственный секретарь Генри Киссинджер возвестил, что «мир почти достигнут». Никсон выиграл у кандидата демократов Джорджа Макговерна с разгромным счетом. Война, однако, продолжалась еще два с половиной года.



В выборах 1980 года критически важную роль сыграл захват в заложники американских дипломатов в Тегеране. Президент Картер, как ни старался, не смог освободить их до дня голосования, а его соперник Рональд Рейган опасался, что Картер договорится с Тегераном в последнюю минуту. Заложники были освобождены демонстративно в день инаугурации Рейгана, и это совпадение навлекло на новоизбранного президента подозрения. Однако ни Конгресс, ни журналисты не смогли обнаружить никаких признаков закулисных переговоров.



В 1992 году другая сделка с Ираном создала серьезные проблемы президенту Джорджу Бушу-старшему, который избирался на второй срок. Как раз в это время подходило к концу расследование дела «Иран – контрас». Буш был вице-президентом в администрации Рейгана, но утверждал, что ничего не знал о тайных поставках оружия Ирану.


Буш-старший проиграл выборы Биллу Клинтону. Четыре года назад, правда, не октябре, а в сентябре, когда на второй срок избирался Буш-младший, обозреватель телекомпании CBS Дэн Разер выступил с разоблачением, касающимся службы президента в Национальной гвардии штата Техас. Из документов, факсимиле которых продемонстрировал Разер, явствовало, что Буш пользовался покровительством начальства из-за высокого положения отца. Однако при ближайшем рассмотрении документы оказались фальшивкой. Дэну Разеру пришлось извиняться перед зрителями. Некоторые источники утверждают, что в частной беседе Джордж Буш признал, что его победе над Джоном Керри помог Усама бин Ладен - своим видеопосланием, появившимся за считанные дни до выборов. А двумя годами позже 5 ноября, за два дня до промежуточных выборов в Конгресс, багдадский суд вынес смертный приговор Саддаму Хусейну.




Джордж Буш: C егодня Саддам Хусейн был приговорен к смерти иракским верховным трибуналом за массовые убийства, совершенные его режимом. Суд над Саддамом Хусейном – это выдающеесмя достижение молодой демократии Ирака и его конституционного правительства.




Владимир Абаринов: Но это событие не помогло республиканцам сохранить контроль над Конгрессом.


Какой октябрьский сюрприз может случиться в оставшиеся до выборов дни? Об этом сейчас гадают политические комментаторы Америки. Один сюрприз, который могут преподнести избиратели, называется «эффектом Брэдли». В 1982 году афроамериканец Том Брэдли, пятикратный мэр Лос-Анджелеса, проиграл борьбу за пост губернатора Калифорнии белому сопернику, хотя по опросам опережал его. Суть проблемы состоит в том, что при опросах респонденты скрывают свои расовые предрассудки. Некоторые эксперты считают, что «эффект Брэдли» может сыграть роковую роль и для Обамы.



Еще одна возможность – событие, которое заставит американцев поставить на первое место не экономику, как сейчас, а безопасность. Еще летом один из ближайших советников Джона Маккейна Чарльз Блэк сделал скандальное заявление в интервью журналу « Fortune ». Он сказал, что кандидату республиканцев был бы на руку террористический акт на американской территории. Сенатор Маккейн сразу же дезавуировал это заявление.




Джон Маккейн: Я не могу вообразить, зачем он это сказал. Это неправда. Начиная с 11 сентября я неутомимо работал над тем, чтобы предотвратить новое нападение на Соединенные штаты. Мой послужной список ясно свидетельствует об этом.




Владимир Абаринов: Самый осведомленный вашингтонский журналист Боб Вудворд недавно предположил, что октябрьским сюрпризом может стать поимка бин Ладена. Джон Зогби, один из самых опытных и авторитетных социологов, недавно предсказал, что победа на выборах будет сокрушительная, но неизвестно чья. По его прогнозу, исход борьбы решится в самые последние дни.