Государству предлагают купить металла впрок

Российские металлурги предлагают государству выкупать у них излишки продукции, образующиеся из-за снижения спроса, и использовать их в инфраструктурных проектах либо для перепродажи после повышения цен. Подобные идеи в последнее время постоянно звучат в ходе переговоров российских предпринимателей с представителями власти. Об этом говорил глава «Базового элемента» Олег Дерипаска во время прошедшего на выходных саммита АТЭС в Перу. В понедельник металлурги встречались с вице-премьером Игорем Шуваловым, но конкретных решений, судя по всему, пока не принято: по данным «Интерфакса», правительство ждет от компаний черной металлургии единой позиции по вопросу о мерах, необходимых для улучшения ситуации в отрасли.


Скорее всего, предложение о выкупе металла в государственную «копилку» относится прежде всего к объемам, выпадающим из экспорта в силу неконкурентоспособности из-за цены либо отсутствия спроса на внешнем рынке, считает руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов. Оценивая их в два-три процента от совокупного годового производства, аналитик отмечает, что в этом случае сразу возникает вопрос: для чего государству выкупать неконкурентоспособный металл, то ли чтобы хранить для перепродажи после повышения цен на сырье, то ли для переработки на госпредприятиях. Аналитик по металлургии ФК «Уралсиб» Николай Сосновский, в свою очередь, уверен, что в случае таких мировых лидеров по производству цветных металлов, как «Норникель» и «Русал» [входит в «БазЭл» Олега Дерипаски — РС], говорить о возможности государственного выкупа мало-мальски значительного объема их производства не приходится. Внутри страны для такого количества никеля и алюминия рынка сбыта просто нет, поэтому если подобная мера и будет реализована, то она не затронет и десятой части производимых объемов.


По мнению аналитика инвестиционной компании UnicreditAton Марата Габитова, государство могло бы пустить приобретенный металл на реализацию инфраструктурных проектов, поддержав тем самым и металлургов, и тяжелую промышленность, и получив хорошую отдачу от вложенных средств. «Это уникальная возможность достаточно дешево ввести в строй значительное количество инфраструктурных объектов», — полагает аналитик UnicreditAton. Но Дмитрий Парфенов из «Проспекта» напоминает, что затраты на инфраструктуру тоже могут сократиться вследствие ее невостребованности. «Энергетики уже прогнозируют снижение потребления электроэнергии и отодвигают свои инвестиционные планы на более длительные горизонты, — приводит пример Дмитрий Парфенов, — поэтому нет оснований предполагать, что даже с поддержкой государства продукция переработки цветных металлов, то есть конечные изделия, такие как электротехнические кабели, найдет свой спрос».


Николай Сосновский из «Уралсиба» считает, что государству стоит продолжать нынешнюю политику комплексного их финансирования реализуемых проектов, а не выделять средства на какие-то составные их части. «В России банально нет столько государственных проектов, чтобы они потребовали такого объема металлов», — отмечает он, рассуждая о перспективах выборочного финансирования металлургической составляющей госзаказа.


Если государство согласится выкупить часть продукции у каких-то отраслей, остальные начнут претендовать на то же самое. Марат Габитов из UnicreditAton полагает, что власти должны отдать предпочтение в первую очередь тяжелому машиностроению и черной металлургии, в частности, производителям стали. Для производителей цветных металлов, по мнению аналитика, это не столь актуально: в первую очередь рискуют самые дорогие производства, а себестоимость отечественного цветмета по сравнению с зарубежными конкурентами невелика.


Дмитрий Парфенов уверен, что преференции, данные одной отрасли, приведут к тому, что остальные сразу же выстроятся в очередь за государственной помощью. С рыночной точки зрения, по мнению аналитика, эта мера совершенно неоправданна: нерентабельные производства должны закрываться. Сейчас, когда пропала значительная часть спроса, связанная с кредитными деньгами и в той же черной металлургии простаивает 30-50 процентов мощностей, преждевременно судить о том, какие объемы будут реально востребованы рынком, считает Николай Сосновский из «Уралсиба». Поэтому прежде, чем начинать прямое финансирование кого-либо, надо дождаться, когда в мире прояснится картина спроса и предложения по конкретной продукции.


За счет резкого спада в целом ряде отраслей общий рост промышленного производства в России в октябре этого года составил всего 0,6 процента, что в 10,5 раза меньше, чем в сентябре.