Гренландия проголосовала за расширение автономии

Во вторник в Гренландии прошел референдум о расширении автономных прав этой датской территории. Его результаты станут очередным шагом на пути к независимости коренных жителей острова, называющих себя инуитами, и появлению на картах мира нового государства.


Почти полностью покрытый льдом огромный кусок суши перешел во владение Дании еще в XVI веке, однако долгие годы по причине своей удаленности и сурового климата не представлял для метрополии значимого интереса.


Начиная с 1721 года в Гренландию направлялись датские гуманитарные миссии, а в XIX столетии правительство Дании стало проводить политику культурной консервации острова, вкладывая деньги в убыточную колонию и пытаясь сохранить традиционный уклад жизни коренных обитателей острова - инуитских племен. Во второй половине ХХ века в Копенгагене сделали вывод, что никогда ранее не имевшие своей государственности жители острова рано или поздно обретут независимость. И к такому повороту событий следует готовиться заранее.


Первым шагом на этом пути стал референдум 1953 года, упразднивший колониальный статус Гренландии. Одновременно с этим Дания начинает реализовывать на острове программы медицинской помощи и образования: одним из таких государственных начинаний был проект G-60, целью которого было создание гренландской элиты, способной в будущем взять на себя управление бывшей колонией. Однако цивилизаторская деятельность датчан имела весьма серьезные последствия для патриархального общества рыбаков и охотников, мало приспособленных к западной культуре. В числе сотен гренландских детей, отобранных тогда для конвертации в «полноценных» датчан, была и врач Генриетта Бертельсен: «Прыжок из условий каменного века в эпоху атомной энергии произошел за время жизни всего одного поколения. Моя мама родилась в пещере, а сейчас у нее в квартире свет, горячая вода и спутниковое телевидение. И этот рывок дорого стоил гренландцам. Ведь когда тебе внушают, что ты недостаточно хорош для этого мира и должен быть переобучен и цивилизован - это очень сильно бьет по самосознанию и самоуважению. Датская политика окультуривания привелак тому, что многие инуиты до сих пор стыдятся своего происхождения, ощущая себя неудачниками. Ведь изначально в нас вбивалось, что быть гренландцем – в этом есть что-то неправильное, ущербное. Возможно, этим и объясняется тот факт, что в Гренландии зафиксирован самый высокий в мире процент самоубийств».


За многолетнюю историю совместного проживания претензии накопились с обеих сторон. Особенно остро противостояние ощущалось на бытовом уровне - в датском обществе к инуитам сформировалось предвзятое отношение, их упрекают в лености и пристрастии к алкоголю. В самой же Гренландии никогда не упускали случая напомнить бывшим колонизаторам о разрушении культуры и обычаев инуитского народа. Ситуацию не могли сгладить даже ежегодные многомиллиардные выплаты, которыми правительство Дании и сегодня поддерживает самоуправление острова, получившего в 1978 году статус автономии.


Особенные претензии у гренландцев к бессменным союзникам Дании – американцам. Во время Второй мировой Гренландия стала перевалочным пунктом ВВС США, а уже в мирное время на острове была развернута авиабаза Туле: отсюда американцы контролировали морские пути, связывавшие арктические порты СССР с Атлантикой. Присутствие американских военных на острове являлось постоянным источником напряжения в отношениях между датским правительством и местным населением, а наибольшего накала страсти достигли после того, как в 2004 году США и Дания договорились о модернизации авиабазы в рамках создаваемой Вашингтоном системы противоракетной обороны. Новый всплеск эмоций вызвала рассекреченная на днях информация об утерянной атомной бомбе с американского бомбардировщика В-52, разбившегося у побережья Гренландии в 1968 году - она так никогда и не была найдена.


И вот спустя 30 лет со дня обретения автономии в Гренландии считают, что наступило время двигаться дальше. В ходе нового референдума жителям острова предстояло определиться в вопросе расширения автономии на условиях, предложенных совместной датско-гренландской комиссией по самоуправлению. Положительный ответ закрепляет за жителями острова все юридические права на его недра - при этом вливание финансовых субсидий из Дании не прекратится до той поры, пока гренландская экономика не окрепнет настолько, что откроет жителям острова путь к окончательной независимости. Один из отцов-основателей местного самоуправления, депутат датского парламента Ларс-Эмиль Йохансен отмечает, что целью его соратников является быстрейшее строительство независимой от Копенгагена и безопасной для окружающей среды экономики.


Огромные потенциальные богатства Гренландии скрыты в ее недрах - именно эффективная добыча нефти и других полезных ископаемых должна в будущем финансировать потребности гренландского общества. Опросы общественного мнения предсказывали, что на референдуме положительно проголосует до 80% участников. Практически во всем спектре политических партий Гренландии в вопросе расширения автономии царит единодушие, исключение составляют лишь местные демократы, считающие законопроект комиссии по самоуправлению недостаточно благоприятным для Гренландии. Впрочем, и тут не без подводных камней – в ходе референдума могут проголосовать против жители острова, скептически относящиеся к местным политикам. Политическая элита острова не первый год разочаровывает своих избирателей невыполненными обещаниями. Но прогнозы аналитиков сходятся в одном: на референдуме будет сделан еще один шаг к появлению на карте мира нового государства Kalaallit Nunaat - так на языке инуитов зовется Гренландия.