Государство ручается за реальный сектор 300 миллиардами

Правительство всеми силами стремится протолкнуть деньги из банков в реальную экономику

Правительство России намерено выделить 300 миллиардов рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам, выделяемым банками реальному сектору экономики страны, заявил министр финансов Алексей Кудрин. Планируется, что эти бюджетные резервы будут дополнять залоги, под которые российские компании сегодня привлекают заемное финансирование.


Таким образом, правительство признало, что большая часть средств, направленных в банковскую систему для увеличения ликвидности, по-прежнему на экономику не работают. Этого и следовало ожидать, говорит аналитик Альфа-банка Ольга Найденова, ведь в условиях снижения качества кредитных портфелей и ужесточения банковского риск-менеджмента финансовые организации не желают ссужать деньгами некоторые категории заемщиков. Поэтому, по мнению аналитика, предложенный механизм — один из немногих способов действительно довести выделяемые государством средства до конкретных отраслей или предприятий.


Разделение государством ответственности, которая ложится на кредитующие реальный сектор банки в условиях серьезного давления на экономику, кажется оправданным и первому исполнительному вице-президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Мурычеву. Он отмечает, что в условиях нынешней «финансовой турбулентности» далеко не все заемщики, нуждающиеся в средствах, имеют возможность их вернуть.


Первые государственные гарантии по банковским кредитам могут получить предприятия оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, как заявил газете «Ведомости» заместитель министра финансов Антон Силуанов, такая помощь будет оказана автопроизводителям и авиаперевозчикам. Но вот на малый бизнес, максимально стимулирующий частную инициативу, госгарантии вряд ли распространятся, с сожалением констатирует Ольга Найденова из Альфа-банка.


Предполагается, что участвовать в «гарантируемом» кредитовании смогут контролируемые государством Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и Россельхозбанк. Александр Мурычев из РСПП считает, что такое ограничение нелогично: надо показывать примеры реального частно-государственного партнерства и привлекать крупные системные частные банки. «Рынок-то один, и главный критерий — это финансовая устойчивость и перспективность», — говорит он, добавляя, впрочем, что на рынке не хватает доверия.


Действительно, госбанки в текущей ситуации и так остаются в выигрыше, будучи основными получателями государственных средств, напоминает аналитик Альфа-банка Ольга Найденова, и если уж создавать такие механизмы, то есть смысл распространять их на более широкий круг банков.


Признавая актуальность предложенных правительством действий по финансовой поддержке реального сектора национальной экономики, эксперты говорят о явной их недостаточности. Российский союз промышленников и предпринимателей, по словам Александра Мурычева, подготовил свой пакет инициатив. Помимо прямого кредитования градообразующих социально значимых предприятий под госгарантии РСПП предлагает властям совместно с акционерами развивать субординированное кредитование компаний, а также оказывать корпорациям с госучастием поддержку путем вхождения государства в капитал через допэмиссию акций. В РСПП уверены, что это увеличит объем живых денег на рынке, поможет решить проблему доверия и поддержит производство. Правительство получит эти предложения в ближайшие дни, говорит Александр Мурычев. Он уверен, что реакция властей будет положительной.