Россия и ОПЕК порежут добычу сообща

На нефтяные котировки давит не столько избыток предложения, сколько сокращение спроса

Организация стран-экспортеров нефти, на долю которой приходится около 40 процентов мирового нефтяного экспорта, на своем очередном заседании в среду намерена вновь снизить квоты на добычу сырья. С 1 ноября ОПЕК уже сокращала добычу на 1,5 миллиона баррелей в сутки, однако этот шаг не смог стабилизировать падающие цены. На этот раз представители картеля ожидают встречных действий от России, занимающей второе по экспорту и первое по добыче нефти место в мире. Ранее ее высокопоставленные представители, включая президента Дмитрия Медведева, неоднократно заявляли о готовности проводить согласованную с ОПЕК ценовую политику.


Дружба против цен


Нынешнее сближение РФ с картелем напрямую связано с катастрофическим снижением нефтяных котировок, говорит аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Денис Борисов. Однако, по его мнению, обвальное снижение цен на нефть вызвано не только фундаментальными факторами, но и спекулятивными, а они мало зависят от реальной экономики. Поэтому во времена таких кризисов цена нефти может уходить существенно ниже справедливой оценки. «Объем избыточного продолжения на рынке мировой нефти в настоящий момент оценивается в 2 миллиона баррелей в сутки, — отмечает аналитик, — то есть ровно в ту величину, на которую, как ожидается, ОПЕК завтра сократит добычу».


Сейчас Россия рассматривает два вероятных направления возможного взаимодействия с ОПЕК. Первое из них наиболее радикально: представители картеля уже не первый раз приглашают крупнейшую в мире нефтедобывающую страну войти в его состав. Российские чиновники обещают подумать. Но для России вступление в ОПЕК не имеет никакого смысла, уверен руководитель аналитического управления инвестиционной компании «АТОН» Вячеслав Буньков.


«Россия попросту может координировать свои действия в соответствии с политикой ОПЕК, — объясняет он. — Более того, Россия не самая подходящая страна для ОПЕК, поскольку большинство стран, которые входят в картель, занимаются добычей на легкодоступных месторождениях. В России ситуация совсем иная. Сейчас основные месторождения Западной Сибири уже практически близки к истощению. Осваиваются новые регионы. Так просто нарастить или снизить темпы роста добычи, как это делает ОПЕК, принимая решение на своем заседании, в России не получится. Это технологически гораздо более сложно. Более того, это может привести к убыткам компании, к срыву инвестиционных процессов».


Кроме того, в случае вступления России в ОПЕК может сложиться ситуация, когда ее геополитические интересы как глобального игрока войдут в противоречие с обязательствами перед картелем, предупреждает Денис Борисов из компании «Солид», поэтому говорить о непременном вхождении РФ в организацию явно преждевременно.


Лукавое сокращение


Другой вариант сотрудничества — согласованные действия по регулированию объемов нефтедобычи. В ОПЕК ожидают, что Россия заявит о сокращении производства сырья одновременно с картелем. Однако российские компании в нынешнем году и так снижают производственные показатели: по итогам 11 месяцев добыча нефти в стране в годовом исчислении сократилась на 0,7 процента. «В этом-то и заключается парадокс подобных заявлений, — продолжает Вячеслав Буньков из ИК «АТОН». — Практически все компании уже объявили свои инвестиционные планы на следующий год. И, исходя из текущих цен на нефть, многие из них уже ожидают падения добычи, кто на один процент, кто на два».


Крупнейшие компании пока прогнозируют положительную динамику производства, однако резкое, вплоть до двукратного, сокращение инвестпрограмм при нынешних ценах на нефть делает надежды на рост добычи в следующем году излишне оптимистичными, полагает Вячеслав Буньков. «Скорее всего, если в этом году падение добычи составит порядка 0,6-0,7 процента, то в следующем году этот показатель может дойти до 1-1,5 процента. Это будет продиктовано не координацией действий ОПЕК, а просто производственной ситуацией», — прогнозирует руководитель аналитического управления инвестиционной компании «АТОН».


По имеющимся оценкам, ОПЕК рассчитывает на снижение российской нефтедобычи в пределах 200-300 тысяч баррелей в сутки. По оценке аналитика инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дениса Борисова, эти объемы вполне соответствуют ожидаемому сокращению производства нефти в стране в нынешних экономических условиях.


«Если цена на нефть в мире не будет превышать 45 долларов по североморской смеси, то те самые 300 тысяч баррелей в сутки, примерно три процента текущей добычи нефти в России, могут стать реальностью без каких-либо существенных усилий, — говорит Борисов. — Уровень в 45 долларов за баррель является критическим, ниже него динамичное поступательное развитие нефтяных компаний сопряжено с целым рядом сложностей. Впоследствии компании будут закрывать нерентабельные скважины, что, в конечном итоге, приведет к естественному снижению добычи без какого-либо, как это модно иногда говорить, перекрывания вентилей».


Спрос превыше всего


Впрочем, эксперты предпочитают не переоценивать нынешние возможности крупнейших нефтедобывающих стран в регулировании мировых цен на сырье. Они отмечают, что стабилизировать рынок может только увеличение спроса на нефть, который будет восстанавливаться исключительно по мере преодоления спада в мировой экономике.


«Как показала практика последних понижений, решения картелей существенно не отражаются, или отражаются лишь краткосрочно на ценах на энергоносители, — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Это связано с тем, что во многом развитие и конъюнктура на рынке и цен на нефть, энергоносители зависят прежде всего от потребления, то есть от развития экономик, будь это экономика США или Европейского союза. Поэтому в большей степени цены будут изменяться в зависимости от новостей именно из этих экономик».


Нефтегазовые поступления составляют около 40 процентов доходов российского бюджета. Дмитрий Абзалов полагает, что на фоне сокращения рынка в будущем году цены на нефть останутся в пределах от 40 до 60 долларов за баррель. Это приведет к снижению доходной части российского бюджета на 10-20 процентов. Формально бюджет будет дефицитным, однако эти потери будут скомпенсированы из нефтегазовых фондов Минфина.


Правда, аналитик инвестиционного банка Merril Lynch Франциско Бланч, предельно точно спрогнозировавший рекордную цену нефти в 147 долларов за баррель, допускает, что в 2009 году котировки черного золота могут опуститься до отметки в 25 долларов. При этом уже через два или три года цены могут вернуться на уровень 150 долларов за баррель, цитирует Бланча агентство Bloomberg.