Москва простилась с писателем Василием Аксеновым, ярчайшим представителем литературного поколения 1960-х годов, одним из организаторов легендарного самиздатовского альманаха "Метрополь". Василий Аксенов скончался 6 июля после долгой болезни в возрасте 77 лет.
Прощание с Василием Аксеновым проходило в большом зале Центрального Дома литераторов. С 11 часов утра люди с цветами шли сюда непрерывным потоком: писатели, художники, артисты, режиссеры и просто читатели, пришедшие проститься с любимым писателем. В гражданской панихиде участвовали Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Михаил Швыдкой, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Владимир Войнович. Говорит поэт Евгений Рейн:
- Сегодня, я думаю, со смертью Аксенова настал истинный конец великой эпохи. Он был выдающимся человеком, ему было невероятно много дано, он обладал замечательными качествами литератора. Он был невероятным тружеником - 23 романа, десятки рассказов, несколько пьес, много киносценариев. Он писал стихи - талантливые, по-моему. Он был необыкновенно красивым, элегантным, добросердечным, широким человеком. И он определил какие-то границы, когда стал во главе альманаха "Метрополь": все-таки это был некий антицензурный протест против всей глухоты и духоты советской эпохи. Мы остаемся без него. С нами память о нем, с нами его книги. Остается память о большом человеке, красивом, замечательном писателе, и эта память пребудет до конца всех, кто его знал.
Многие выступавшие на панихиде вспоминали о том, что Василий Аксенов в 1979 стал организатором неподцензурного самиздатовского альманаха "Метрополь". Именно после скандала вокруг этого альманаха Аксенов вынужден был покинуть Советский Союз и был лишен гражданства. Слово писателю Виктору Ерофееву:
- Гений свободы, гений любви, который нам подарен Богом в 60-е годы для того, чтобы мы, наверное, научились об этом говорить. И "Метрополь" был продолжением этого разговора - когда мы собрали тексты, которые были запрещены цензурой, и показали, насколько все чудовищно в советской литературе. Это был бунт, это была настоящая бомба, которая заставила советскую литературу сойти с рельсов. Через много лет, когда мы встретились в последний раз, Вася мне сказал о том, что пора делать новый "Метрополь". Ну что ж, такие наступают времена. Он для меня не только настоящий друг, он для меня тот человек, который необходим России. Этой добавки западничества, европейского отношения к жизни, американского чувства демократии и свободы - этого очень не хватает. Я думаю, что все-таки у нас хватит сил продолжать то дело, которое было делом его жизни.
Вспоминает Алла Гербер, писатель, президент фонда "Холокост":
- Мое ощущение жизни, ощущение необходимости быть свободным в этой жизни - это только Вася, только Вася Аксенов. Это был совершенно независимый голос. Когда мы еще только вырывались из этих оков, он уже был абсолютно свободным. Его книги, его образ жизни, его всегдашняя независимость делали всех, кто был рядом с ним, такими же. Какими бы веселыми ни были его книги, они всегда были мудрыми, чуть-чуть грустными, и всегда проникали куда-то очень глубоко. Я никогда не забуду, когда я приехала в Вашингтон, когда он еще был, что называется, в ссылке, мы с ним сидели в кафе, о чем-то долго говорили, и он сказал: "Как я хочу обратно, как я хочу туда, к своим, как мне важна эта земля!" Его выдворили, вытурили, а он все равно тосковал по этой земле. И вернулся, замечательно вернулся и снова стал любимым и необходимым. Я почему-то верю, что молодежь будет его читать долго.
О Василии Аксенове - Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник":
- Это огромная, какая-то абсолютно невосполнимая потеря, потому что ушел замечательный, редкого таланта писатель, наш друг, человек, который с нами прошел нашу молодость, который специально для "Современника" писал пьесу. Ушел очень близкий, родной нам человек, часть нас.
Из прощальной речи писателя Александра Кабакова:
- Василий Аксенов создал мифологию своего поколения, а мое поколение - следующее. Как сказал однажды Евгений Попов, мы все вышли из аксеновской джинсовой куртки, как выходила русская литература из "Шинели". У него была совершенно рекордная прижизненная литературная слава. Полвека он был, может быть, самым знаменитым, может быть, одним из очень немногих самых знаменитых русских писателей.
Последним на гражданской панихиде по Василию Аксенову выступил музыкант Алексей Козлов:
- Дорогой Вася, я всегда считал тебя членом нашего братства, то есть джазменом. Поэтому я сыграю твою любимую мелодию. Я надеюсь, что ты сейчас слышишь меня и нас всех…
Прощание с Василием Аксеновым проходило в большом зале Центрального Дома литераторов. С 11 часов утра люди с цветами шли сюда непрерывным потоком: писатели, художники, артисты, режиссеры и просто читатели, пришедшие проститься с любимым писателем. В гражданской панихиде участвовали Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Михаил Швыдкой, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Владимир Войнович. Говорит поэт Евгений Рейн:
Со смертью Аксенова настал истинный конец великой эпохи
- Сегодня, я думаю, со смертью Аксенова настал истинный конец великой эпохи. Он был выдающимся человеком, ему было невероятно много дано, он обладал замечательными качествами литератора. Он был невероятным тружеником - 23 романа, десятки рассказов, несколько пьес, много киносценариев. Он писал стихи - талантливые, по-моему. Он был необыкновенно красивым, элегантным, добросердечным, широким человеком. И он определил какие-то границы, когда стал во главе альманаха "Метрополь": все-таки это был некий антицензурный протест против всей глухоты и духоты советской эпохи. Мы остаемся без него. С нами память о нем, с нами его книги. Остается память о большом человеке, красивом, замечательном писателе, и эта память пребудет до конца всех, кто его знал.
Многие выступавшие на панихиде вспоминали о том, что Василий Аксенов в 1979 стал организатором неподцензурного самиздатовского альманаха "Метрополь". Именно после скандала вокруг этого альманаха Аксенов вынужден был покинуть Советский Союз и был лишен гражданства. Слово писателю Виктору Ерофееву:
Этой добавки западничества, европейского отношения к жизни, американского чувства демократии и свободы - этого очень не хватает
- Гений свободы, гений любви, который нам подарен Богом в 60-е годы для того, чтобы мы, наверное, научились об этом говорить. И "Метрополь" был продолжением этого разговора - когда мы собрали тексты, которые были запрещены цензурой, и показали, насколько все чудовищно в советской литературе. Это был бунт, это была настоящая бомба, которая заставила советскую литературу сойти с рельсов. Через много лет, когда мы встретились в последний раз, Вася мне сказал о том, что пора делать новый "Метрополь". Ну что ж, такие наступают времена. Он для меня не только настоящий друг, он для меня тот человек, который необходим России. Этой добавки западничества, европейского отношения к жизни, американского чувства демократии и свободы - этого очень не хватает. Я думаю, что все-таки у нас хватит сил продолжать то дело, которое было делом его жизни.
Вспоминает Алла Гербер, писатель, президент фонда "Холокост":
- Мое ощущение жизни, ощущение необходимости быть свободным в этой жизни - это только Вася, только Вася Аксенов. Это был совершенно независимый голос. Когда мы еще только вырывались из этих оков, он уже был абсолютно свободным. Его книги, его образ жизни, его всегдашняя независимость делали всех, кто был рядом с ним, такими же. Какими бы веселыми ни были его книги, они всегда были мудрыми, чуть-чуть грустными, и всегда проникали куда-то очень глубоко. Я никогда не забуду, когда я приехала в Вашингтон, когда он еще был, что называется, в ссылке, мы с ним сидели в кафе, о чем-то долго говорили, и он сказал: "Как я хочу обратно, как я хочу туда, к своим, как мне важна эта земля!" Его выдворили, вытурили, а он все равно тосковал по этой земле. И вернулся, замечательно вернулся и снова стал любимым и необходимым. Я почему-то верю, что молодежь будет его читать долго.
О Василии Аксенове - Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник":
- Это огромная, какая-то абсолютно невосполнимая потеря, потому что ушел замечательный, редкого таланта писатель, наш друг, человек, который с нами прошел нашу молодость, который специально для "Современника" писал пьесу. Ушел очень близкий, родной нам человек, часть нас.
Из прощальной речи писателя Александра Кабакова:
Полвека он был, может быть, самым знаменитым, может быть, одним из очень немногих самых знаменитых русских писателей
- Василий Аксенов создал мифологию своего поколения, а мое поколение - следующее. Как сказал однажды Евгений Попов, мы все вышли из аксеновской джинсовой куртки, как выходила русская литература из "Шинели". У него была совершенно рекордная прижизненная литературная слава. Полвека он был, может быть, самым знаменитым, может быть, одним из очень немногих самых знаменитых русских писателей.
Последним на гражданской панихиде по Василию Аксенову выступил музыкант Алексей Козлов:
- Дорогой Вася, я всегда считал тебя членом нашего братства, то есть джазменом. Поэтому я сыграю твою любимую мелодию. Я надеюсь, что ты сейчас слышишь меня и нас всех…