Американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на неназванный источник пишет о том, что в Москве обсуждают возможность слияния крупнейших российских нефтяных компаний в рамках одного "супертяжеловеса", который будет контролироваться государством. Один из вариантов якобы предусматривает поглощение "Роснефтью" ЛУКОЙЛа и "Газпромнефти". В результате на мировой рынок выйдет новый "чемпион", втрое крупнее, чем Exxon Mobil. Уступать российский гигант будет только саудовской Saudi Aramco.
Нужно сразу оговориться, что пока все это не более чем спекуляции. В ЛУКОЙЛе и "Роснефти" опровергли сам факт переговоров. "Газпром" и "Газпромнефть" от комментариев отказались. Тем не менее, концентрация крупнейших нефтяных активов в рамках одной, контролируемой государством компании вполне укладывается в те тенденции, которые сегодня определяют развитие российской экономики. Более того, "Роснефть" с 2004 года (то есть с того момента, как ей достались добывающие активы ЮКОСа, а саму компанию стал курировать, а потом и возглавил бывший помощник Владимира Путина Игорь Сечин) поглотила не одну нефтяную компанию. Так что создание "нефтяного Газпрома" именно на базе "Роснефти" стало бы логичным завершением того пути, по которому компания целенаправленно движется два десятилетия.
Казалось бы, пользуясь популярной в современной России риторикой, которая в качестве последних аргументов оперирует "интересами государства" и "национальной безопасностью", обосновать создание подобного рода "чемпиона" несложно. Компания получит возможность концентрировать ресурсы на реализации масштабных проектов, масштаб которых диктуется масштабными вызовами, с которыми столкнулась страна. Крупный игрок получит конкурентные преимущества на внешнем рынке. А государство – более плотный и эффективный контроль над всеми финансовыми потоками, а заодно и над внутренними ценами на нефтепродукты. Ключевые решения можно было бы принимать, руководствуясь интересами основного акционера, то есть государства. А интересы государства далеко не всегда ограничиваются получением максимальной прибыли.
Однако, как показывает опыт последних 20 лет, именно с точки зрения государства гораздо выгоднее иметь несколько частных компаний, чем одну государственную. Особенно если речь идет об очень крупной государственной компании, руководить которой будет нынешняя команда "Роснефти".
Как бы парадоксально это ни прозвучало для сторонников государственной экономики, но после того, как практически все добывающие и перерабатывающие активы ЮКОСа достались контролируемой государством "Роснефти", доходы бюджета от этих активов упали. Для их покупки скромной третьеразрядной в то время госкомпании пришлось залезть в гигантские долги. После кризиса 2008 года, сопровождающегося падением нефтяных цен, компания оказалась на грани банкротства и ее пришлось спасать. Ситуация повторилась в конце 2014 года. И это несмотря на то, что все десять лет бюджет не получал ни копейки в качестве дивидендов. Все доходы от госпакета "Роснефти" аккумулировались в АО "Роснефтегаз" – структуре, полностью контролируемой Сечиным. В 2015 году отдельные члены правительства – Аркадий Дворкович, Алексей Улюкаев – пытались "раскулачить" "Роснефтегаз" и заставить компанию (единственной функцией которой было владение акциями "Роснефти" и "Газпрома") выплатить хотя бы половину того, что она получала в качестве дивидендов. И эта настойчивость не прошла для них даром. Но и этого мало. Глава "Роснефти" Игорь Сечин за последние два десятилетия выбил из Минфина такое количество налоговых льгот, какое не снилось ни одной частной компании. По этому показателю соревноваться с ним может разве что глава Газпрома Алексей Миллер.
И раз уж речь зашла о "Газпроме", имеет смысл посмотреть на то, что происходит с этим газовым "чемпионом" прямо сейчас. "Курица, которая несет золотые яйца" после потери европейского рынка трубопроводного газа стала финансовой "черной дырой", и покрывать многомиллиардные убытки компании придется государству. А в конечном итоге – налогоплательщикам и гражданам, которые, хочешь не хочешь, заплатят "инфляционный налог".
Справедливости ради надо сказать, что спасать государству приходилось не только государственных гигантов. Стоит напомнить, что первого частного "чемпиона мира" создал в свое время на рынке алюминия Олег Дерипаска. Вот только "Русский алюминий" практически сразу превратился в колосса на глиняных ногах. В 2009 году Дерипаска, который скупал активы на пике стоимости, а потом закладывал их, чтобы купить еще, оказался перед неприятной перспективой лишиться контроля над РУСАЛом. Тогда для спасения частной компании, да еще и зарегистрированной на острове Джерси, пришлось задействовать ВЭБ и средства Фонда национального благосостояния.
Если принять во внимание многочисленные прогнозы, согласно которым в 2025 году цены на нефть будут сильно ниже даже нынешних, относительно невысоких, то создание нового "супертяжеловеса" может сразу превратить этого чемпиона в еще один неподъемный груз для государства. Да и международные санкции нескольким компаниям обходить гораздо проще, чем одной крупной. Так что если слияние и произойдет, ничего хорошего для Кремля из этого не выйдет.