"Удастся ли взять Украину измором раньше, чем мы сами тут передохнем? Можно, конечно, в это верить..." Игорь Стрелков (Гиркин) опережает президента РФ с ежегодным посланием. Каким оно было бы у самого Путина, если б ему написали правду? В эфире эксперты: Михаил Крутихин, Давид Шарп и Аббас Галямов. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
К особым достижениям военного года Игорь Стрелков отнес такое новое явление, как обстрелы российских территорий
Елена Рыковцева: Вчера человечество было осчастливлено сообщением о том, что Владимир Путин наконец-то выступит с посланием. Год пропустил, молчал, думал, надумал. Он выступит 22 февраля, как раз в канун годовщины своей знаменитой "специальной военной операции". Вчера говорилось о том, что это вот-вот произойдет, сегодня уже рассказывается, каким будет это послание. Политологи, аналитики, наблюдатели сходятся на том, что первая часть будет политической, в которой Владимир Путин доложит российскому обществу, в первую очередь Федеральному собранию, Госдуме и сенаторам о ходе "специальной военной операции" за прошедший год. Накануне его опередил Игорь Стрелков (Гиркин), который в своем часовом выступлении, обращаясь к российской аудитории, тоже рассказал обо всем, что он думает о ходе "специальной военной операции", а проще сказать – войны, за прошедший год. Мы сейчас попытаемся представить вам это его выступление фрагментами, как это делается в федеральном эфире. Вот выступил Владимир Путин – ведущий представляет некоторые фрагменты его выступления. Я буду сейчас таким федеральным ведущим, который представляет фрагменты выступления Игоря Стрелкова перед условным Федеральным собранием.
К особым достижениям военного года Игорь Стрелков (Гиркин) отнес такое новое явление, как обстрелы российских территорий.
(ВСЕ ФРАГМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГИРКИНА СМОТРИТЕ НА ВИДЕО
Елена Рыковцева: Теперь я снова превращаюсь в обычную ведущую, никакую не федеральную, и прошу наших гостей прокомментировать сказанное. С нами Давид Шарп. Вы согласны, что это, по сути, итоги года? С чем вы не согласны из того, что он говорит?
Наличие получастной, полунеофициальной армии – беспрецедентный фактор, во многом абсурдный с моральной и военной точки зрения
Давид Шарп: Например, можно не согласиться с одним очень конкретным пунктом. Он заявил, что в случае применения тактического ядерного оружия против Украины тактическое ядерное оружие немедленно будет передано Западом Украине. Это абсолютно не так, такого быть не может, тут он грубо ошибается, Запад не передаст Украине тактического ядерного оружия для применения его против России. Кроме этого, со многими его общими выводами, общими оценками в той или иной степени можно согласиться. Например, наличие некой параллельной военной структуры вроде "ЧВК Вагнера", по сути, параллельной армии, даже чуть ли не с собственной авиацией (в качестве собственных авиаторов летают даже отставные генералы возрастом старше 60).
Наличие такой получастной, полунеофициальной армии (ее доля в вооруженных силах на передовой более 20%) – это, конечно, беспрецедентный фактор, во многом абсурдный с моральной и с военной точки зрения. Как ни странно, он принес кое-какой успех. Дало эффект именно использование массы уголовников в качестве – буквально на убой. Видимо, можно считать это "очень удачным изобретением". Интересно, кто был его автором в российской верхушке. Правда, воспользовались некими прецедентами прошлого. Если использование ЧВК в каких-то странах в качестве инструмента российского влияния еще имело относительную логику, с точки зрения Кремля, то сегодня, конечно, это выглядит очень странным и необычным.
Возвращаясь к выводам Стрелкова: во многом он прав. Тут можно было бы зацепиться за те или иные детали, развернуть, с чем-то поспорить, но, безусловно, в его высказываниях есть здоровое зерно касательно оценок того, что произошло, и того, что достигнуто.
Елена Рыковцева: Если прогнозировать предстоящее послание Путина, вы уже видите наперед, что это анти-Путин?
Давид Шарп: Трудно представить, что Путин будет разговаривать подобным тоном и с подобном содержанием, оценивая происшедшее. Более того, мы все помним, что говорил Путин в последние месяцы и недели: операция идет по плану. В том числе были высказывания, буквально ставящие происходящее с ног на голову, выдающие желаемое за действительное. Тем не менее Путин до сих пор тянул такую нить, которую я бы охарактеризовал как некую неумолимость, по крайней мере, на словесном уровне, что мы все равно достигнем поставленных целей.
У Путина были высказывания, ставящие происходящее с ног на голову, выдающие желаемое за действительное
Правда, с целями дело обстоит не очень понятно – это Гиркин тоже отмечал. Хотя некоторые цели, озвученные в самом начале, достаточно легко расшифровываются. Например, если говорилось о денацификации, понятно, что речь шла не только об уничтожении сотен или тысяч тех, кого относят к неонацистам, а под денацификацией Украины подразумевается именно смена власти в стране. Демилитаризация – это разгром украинской армии. Путин угрожал наказать виновных происшедшего в Одессе. Я это расшифровываю так: "Мы придем в Одессу и на месте разберемся с виновными". Можно судить, что цели все-таки были. Сегодня озвученная цель – это выход к административным границам Донецкой области. Видимо, о ней Путин говорит, когда имеет в виду, что цели так называемой "СВО" будут достигнуты. Про "все идет по плану" – по-моему, он давненько не высказывался такими словами.
Елена Рыковцева: Мы попросили наших корреспондентов составить честные итоги года для России, какими они могли бы быть, если бы это был честный президент.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: Давид, что бы вы посоветовали ему сказать в качестве итогов этого года?
Давид Шарп: В том-то и дело, что у нас кардинально отличаются взгляды на действительность, поэтому мои гипотетические советы вряд ли могли бы быть даны и, соответственно, никак не могли бы быть приняты. Если говорить об итогах года в военном отношении, в том числе о потерях, которые понесла Россия, то они очень велики. В какой-то мере израсходована значительная военная часть советского наследства, на которое во многом опиралась российская военная мощь, условная или реальная. Когда мы сегодня говорим о снарядном голоде российской армии, это значит, что по большому счету на складах осталось недостаточно старых советских снарядов, по некоторым наименованиям их серьезный дефицит, а производство не успевает. Война не достигла своих целей, понесены очень серьезные потери, во многом невосполнимые: я говорю о технике и разного рода продукции военного назначения.
Результаты плачевные. Если исходить из начальных планов, то это было взятие под контроль как минимум почти всей территории Украины, то или иное ее перекраивание, аннексия большей части земель в короткие сроки. Эти планы полностью потерпели крах. Попутно был нанесен очень серьезный точечный материальный ущерб. Естественно, этот ущерб будет носить очень долгосрочный характер, экономически тут множество тем и направлений. Безусловно, мне не было бы что сказать и посоветовать Путину: наши вселенные, видимо, не пересекаются.
Война не достигла своих целей, понесены очень серьезные потери, во многом невосполнимые
Елена Рыковцева: Михаил, чего достигла Россия за этот год с экономической точки зрения?
Михаил Крутихин: С экономической точки зрения у России главная опора была на нефть и газ. Всегда говорилось, что доходы от нефти и газа занимают 40–42% от доходной части федерального бюджета. На самом деле это больше 60%, потому что в эту сумму доходов не входит целая куча налогов: например, дивиденды с государственных нефтегазовых компаний, налоги на прибыль этих компаний, налоги на персонал этих компаний, плюс к этому налоги на те компании, которые обслуживают нефтегаз. В целом на нефтегаз приходится 60% доходной части бюджета. Из этих 60% в результате действий российского президента нужно будет в этом году убрать половину. 30% доходной части российского бюджета как корова языком слизала. Это успех или неуспех?
Страна сейчас оказалась в такой технологической изоляции, когда сама она не может сделать никакого вклада в технологическое, научное развитие мира, а импорт иностранных технологий, оборудования практически невозможен. То есть это будет какая-то архаичная экономика с самыми примитивными методами ведения хозяйства, привязанная к поставкам сырья тому же Китаю. Дальше уже говорить о чем-то бессмысленно. Если вглядеться, я думаю, страна отброшена на десятилетия назад. Даже если каким-то чудом (инопланетяне прилетят, прекратят войну, что-то такое сделают) Россия вдруг почувствует себя членом международного сообщества, то нагнать другие страны, далеко ушедшие вперед по пути технологического и социального развития, она не сможет и через несколько десятилетий, ее отбросили назад все действия до 2022 года, а пиком такой разрушительной деятельности российского руководства стал 2022 год.
Елена Рыковцева: Считаете ли вы, что все, кто сейчас стоят у руля российской экономики: Центробанк, министр финансов и далее, – все это отлично знают? Та экономическая часть, которая требуется от них, цифры и факты, которые они кладут на стол спичрайтерам президента, из которых он составляет свои послания, заведомо вводят в заблуждение? Или они сами себя вводят в заблуждение перед тем, как написать все это – что все хорошо, что мы стали развиваться?
Россия – это королевство кривых зеркал, где говорить правду – преступление
Михаил Крутихин: Это специалисты, которые прекрасно понимают, что делают деньги, как делаются деньги, на что их надо тратить, чтобы это было эффективно. Я знаю случаи, когда были попытки довести до Путина сведения об истинном положении вещей. Я разговаривал с политологами, с экономическими экспертами, ведущими экономистами России, и везде было одно: все их рекомендации и отчеты не идут дальше какого-нибудь чиновника в Администрации президента. Путин, когда выступает, проявляет чудеса некомпетентности. Например, на Восточном экономическом форуме Александр Новак, вице-премьер, который отвечает за энергетику, вдруг сказал: знаете, у "Газпрома" падает добыча газа. Его прерывает Путин: нет, "Газпром" увеличивает добычу газа. То есть Путин абсолютно не в курсе того, что происходит на самом деле, лепит такие некомпетентные вещи, как кандидат экономических наук с краденой диссертацией, – ему, наверное, это простительно. Но то, что он не понимает, что происходит в российской экономике, то, что его решения идут во вред российской экономике, не вызывает никакого сомнения. А куда деваться людям, которые что-то понимают? Я знаю, что есть хорошие специалисты даже в такой безобразной организации, как Государственная дума, но все они голосуют за полный бред. То ли это напуганные, то ли это купленные, но ни стыда, ни совести у публики, окружающей президента, уже давно не осталось.
Смотри также Погружение в кризисЕлена Рыковцева: Сюжет наших корреспондентов – это всего лишь то, что все должны видеть, читать, там нет ни одного непроверенного факта, цифры, явления. Люди видят этот провал. А потом человек выходит на трибуну и говорит: все растет. Как это проходит в современном мире?
30% доходной части российского бюджета как корова языком слизала – это успех или неуспех?
Михаил Крутихин: Это обстановка такая – обстановка вранья. Две вещи, которыми отличается сейчас обстановка в России, – это вранье и ненависть. Наверное, еще надо добавить страх. Попробуйте сказать что-нибудь правдивое, что не совпадает с брехней, которая раздается с телеэкранов, – вы же рискуете не только штрафами, но и тюремными сроками! Это королевство кривых зеркал, где говорить правду – преступление. А что дальше говорить об обстановке, в которой сейчас живет Россия?
Елена Рыковцева: Мы покажем опрос. Чего достигла Россия за год – спрашивали мы сегодня прохожих на улицах Москвы.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: С нами Аббас Галлямов. В предыдущем эфире мы у вас за спиной обсуждали вашу статью о военном перевороте. Пришли к выводу, что если и случится переворот, то военные в нем будут скорее только подспорьем для царедворцев, скорее это будет переворот придворных, а не военных.
Аббас Галлямов: Сейчас это прозвучало так, будто я предсказываю военный переворот уже завтра. А я его предсказал в связи с вопросом, что будет, если Путин отменит выборы. Я сказал, что если он введет военное положение, отменит президентские выборы, то после марта следующего года начнется трансформация его легитимности, причем процесс будет ускоряться. Сейчас он еще воспринимается как народный президент. Понятно, что реальная база его поддержки сократилась примерно до трети, не больше, в целом он все равно народный президент. А так он быстро будет превращаться в реального узурпатора, диктатора, через год после отмены выборов он станет абсолютно ненавидимым, потому что люди будут сталкиваться со все большим количеством проблем, начиная от экономики, уровня жизни и заканчивая непрекращающейся войной, потоком трупов, идущих с Украины. Они будут искать объяснение, почему это происходит, что творится, почему мы так плохо живем, хотя должны жить хорошо. И в этой ситуации они все чаще будут использовать в качестве аргумента: потому что страной правит узурпатор. Это будет базовой предпосылкой, которая позволит сформироваться условиям для переворота.
Если Путин введет военное положение и отменит президентские выборы, то после марта следующего года начнется трансформация его легитимности
Конечно, это не будет военный переворот в чистом виде. Он почти никогда не бывает в чистом виде, у военных всегда бывают гражданские союзники. Те неудачи, которые они потерпели в Украине, без преувеличения можно сказать – сокрушительное поражение, неспособность справиться с украинцами, которых они за людей не держали, – вот это все, безусловно, породило у них глубочайший комплекс, кризис. Они деморализованы, у них буквально кризис идентичности. В этой ситуации, мне кажется, они ни на что не способны. Хотя недовольство Путиным зреет в их рядах прямо сейчас, но пока, на мой взгляд, они не готовы к какому-то действию, ведь действие требует решительности, веры в свои силы, уверенности в своей правоте, а ничего этого у них нет, они как тесто какое-то. Пригожин о них ноги вытирает, а они молча утираются. Хоть бы один из них застрелился, глядя на этот позор. Видно, что это полностью деморализованная, аморфная масса. Нет, такие люди вряд ли сделают переворот. Им нужно, чтобы колесо истории прокрутилось, сделало один проворот, нужно зайти в новый цикл, тогда они начнут восстанавливать свою субъектность, и это создаст условия для переворота.
Елена Рыковцева: Я покажу вам еще один фрагмент из послания Стрелкова (Гиркина), когда его спрашивают: пойдете ли вы в президенты России?
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: Дальше он очень подробно рассказывает с 1996 года обо всех выборах, которых не было в Российской Федерации. Но потом он, как человек самокритичный, произносит такую фразу.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО